Программа "Наша - Родина Россия"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Программа по формированию патриотизма и чувства гражданственности для старших дошкольников с ОВЗ (в условиях логопедической группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nasha_rodina_-_rossiya.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 9

городского округа Тольятти

структурное подразделение «Детский сад «Клубничка»

ПРОГРАММА

по формированию основ патриотизма и  гражданственности

старших дошкольников в условиях логопедической группы

«Наша Родина – Россия»

                                                    Автор - составитель:

                                               Кайданович Светлана Михайловна

                                                             методист

                                                Соавторы:

                                                Афанасьева Ольга Викторовна

заместитель директора по ВМР

Боярова Наталья Александровна

Воспитатель логопедической группы

г.о. Тольятти, 2015 г.

Авторский коллектив:  С.М. Кайданович

 О.В. Афанасьева

                                            Н.А. Боярова

                                           

Рецензент: Матуняк Н.А., к.п.н.,  заместитель директора ИНПО Тольяттинского государственного университета

ПРОГРАММА

по формированию основ патриотизма и  гражданственности

старших дошкольников в условиях логопедической группы

«Наша Родина – Россия»

Программа  для педагогов дошкольных образовательных учреждений,

работающих с детьми с ОНР

Автор-составитель: Кайданович С.М.

В программе отражен опыт практической работы авторского коллектива МБОУ гимназии №9 структурного подразделения «Детский сад «Клубничка».

В программе представлено комплексное решение задач коррекционной работы и патриотического воспитания старших дошкольников через развернутое календарно-тематическое планирование, технологии и методы организации образовательного процесса, формы совместных мероприятий с воспитанниками и родителями.

Программа полезна, прежде всего, педагогам дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих воспитательно-образовательный процесс в условиях логопедической группы для детей с ОНР.

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства страны. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения к окружающему  и организацию доступной возрасту деятельности.

        Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

        Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. В настоящий момент Россия переживает духовный кризис. Наиболее очевидное проявление кризиса – упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров.

        Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальности, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

        Обращение к идеалам гражданственности социальной солидарности, справедливости (прежде всего в их нравственно-этическом понимании) восстанавливает важную традицию русской общественности мысли и создает возможность для передачи заключенного в этой традиции духа общественного подвижничества одним поколениям российских граждан другому.

        Проблема, несомненно, заслуживает пристального внимания, так как от гражданских качеств подрастающего поколения во многом зависит успешное развитие государства. Анализируя данную проблему, мы видим, что на современном этапе развития российского общества нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно являться обязательной, неотъемлемой частью системы образования.

        В последнее время появилось немало авторских учебных программ, пособий, способствующих патриотическому воспитанию дошкольников. Однако они посвящены отдельным аспектам: нравственно-правовому воспитанию, самопознанию и др., и, на наш взгляд, не обеспечивают комплексного решения проблем воспитания личности. Патриотическое воспитание имеет свою специфику для детей логопедических групп. Наша программа включает в себя не только аспекты нравственно-патриотического воспитания, но и решение задач по формированию грамотности речи детей – логопатов.

        Поэтому, цель данной работы – формирование предпосылок основ патриотизма и гражданственности у детей – логопатов старшего дошкольного возраста, воспитание будущих достойных граждан России.

        Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, ближайшему окружению, устанавливать связь с культурными традициями прошлого;
  2. Воспитывать любовь к родному городу (краю, стране), и интерес их к прошлому и настоящему;
  3. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям, к памятникам культуры, природе города (краю, страны);
  4. Сформировать навыки поисковой деятельности и развивать познавательные интересы воспитанников;
  5. Сформировать связную речь у детей – логопатов.

Исходя из задач программы, нами был сделан теоретический анализ литературы по формированию основ патриотизма и гражданственности дошкольников, а также изучен аспект особенностей психоречевого развития детей – логопатов и методы коррекционно-педагогической работы в условиях логопедической группы.

Дети с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с речевой нормой.

Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

  1. Работа по расширению понимания речи базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые ситуации и явления. Формирование пассивной речи способствует продлению конкретности и недифференцированности словесных понятий. Точное понимание речевых инструкций контролируется ответным действием ребенка. Важно правильно организовать предметную ситуацию, подобрать соответствующий дидактический и игровой материал. При этом необходимо использовать музыкальные записи, изобразительную деятельность, экскурсии, прогулки и т.д.
  2. Развитие самостоятельной речи является необходимым условием для формирования активного лексического запаса у детей. Педагог вовлекает детей в речевое общение и приучает к использованию такой элементарной формы устной речи, как краткий ответ на вопрос. Это является переходной ступенью к овладению простым диалогом.

При выстраивании педагогического процесса по формированию гражданско-патриотической позиции у дошкольников рекомендуется учитывать следующие принципы:

1. Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным - давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а так же ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе (крае, стране) с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в отечественном включении данного материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города (края, страны).

Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

5. Принцип активности сознания. В этом принципе отражается таком компонент гражданственности, как субъектность, осознание себя субъектом. Данный принцип выражается в актуализации и воспитании у дошкольников чувства «Я – активный», осознании удовольствия от самостоятельных действий в соответствии с собственными желаниями, осознание сферы собственных потребностей. Когнитивные (мыслительные) аспекты этого принципа выражаются в постановке такой позиции, как: «Я хочу, имею право выбирать» и отработке умений, понимания причин своих поступков.

6. Принцип целостности. Предполагает вызвать у ребенка чувство взаимозависимости разных явлений. Любое его действие (бездействие) имеет не только сиюминутный смысл, но и различные долгосрочные последствия. В рамках этого принципа происходит понимание того, что изменение части приводит к изменению всего целого и, наоборот, изменения целого обязательно повлияют на его части. Этот принцип обеспечивает стремление к внутренней гармонии и непротиворечивости.

Образовательная программа рассчитана на 2 года реализации в старшей и подготовительной логопедических группах дошкольных образовательных учреждений.

Программа состоит из 4-х разделов, каждый из которых реализуется в 3 направлениях:

  1. Организация цикла занятий «Наша Родина – Россия».
  2. Организация развивающе-познавательного общения.
  3. Организация среды для формирования патриотизма и развития правильной речи у детей-логопатов.

Отличительной особенностью программы является то, что каждое занятие включает речевую задачу, направленную на формирование правильной устной речи детей-логопатов. Работа протекает не только в форме усвоения знаний и отработки навыков, но и строится на эмоциональной включенности детей во все предлагаемые воспитательные виды деятельности и направляется на получение опыта переживаний и чувств.

Организация специфической формы взаимодействия воспитателя с детьми и детей с друг другом, развивающее-познавательного общения, является одним из важнейших условий развития личности ребенка в дошкольном детстве, его активности, социального интереса, умения видеть позицию другого человека и строить свое отношение к ней.

Развивающе-познавательный тип общения реализуется в трех направлениях:

  • Организация взаимодействия «воспитатель-дети»;
  • Организация сотрудничества детей друг с другом;
  • Организация взаимодействия «воспитатель-родители».

Развивающее-познавательное общение является основным принципом организации среды становления патриотизма и развития правильной речи, которое реализуется в определенных формах и методах, работы с детьми:

  1. Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальные взаимодействия взрослых. Центральным компонентом игры является роль, которая ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.

Сюжетно-ролевая игра реализуется в двух видах:

  1. Сюжетно-ролевая играя, инициируемая взрослыми (направлена на формирование у детей умения соблюдать правила, предусматриваемые ролью);
  2. Сюжетно-ролевая игра, инициируемая самими детьми (используется для развития правило-творчества, умения договориться о ролях, организовать сюжет игры, согласиться с мнением другого).

2. Игры с правилами.

Дидактическая игра несет в себе решение не только обучающих, но и воспитательных задач. В ней соблюдение правил, которые открыты и осознанны, выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. В дидактической игре упражняются навыки социального общения, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнение правил сверстниками.

  1. Составление рассказов.

Известно, что самым сложным в работе по ознакомлению с родным городом (краем, страной), особенно с их историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

- сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, слайдами, схемами, рисунками и т.д.;

- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;

- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала;

- используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ, сложными грамматическими конструкциями.

При составлении рассказов дошкольниками следует использовать план, опорные слова и т.п.

  1.  Метод анализа художественного текста.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка, он активно переживает события, в которых участвовал.

  1. Упражнения в нравственных поступках, в праве выбора.

Для нравственного, социального развития ребенка недостаточно только развития моральных суждений и оценок. Необходимо установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением, тогда норма становится мотивом поведения. Эта взаимосвязь устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он проявляет свою активность и решает, как поступить. Эти упражнения направлены на активизацию субъективной активности ребенка. Ребенок ставится в ситуацию необходимости выбора: вида деятельности, орудия труда, игрушки, места в группе, коллективе и т.д.

  1. Метод группового обсуждения.

Он является сложным по организации, но совершенно незаменим при обучении навыкам равноправного обсуждения, ответственного отношения к своим словам, внимания к словам другого, обогащению словаря в целом. В групповом обсуждении центральным мотивом проявления активности является интерес к теме обсуждения; раскрывая суть своей жизненной личностной позиции и дается возможность в выборе жизненных решений.

  1. Метод работы в паре.

При выполнении заданий в паре, дети могут добиться желаемого результата, сотрудничая друг с другом и с другими парами.

  1. Метод фиксации событий и опыта.

Этот метод играет очень важную роль. Он фиксирует некоторые момент жизни ребенка, которые позволяют сделать явными изменения в развитии группы в целом и каждого ребенка в отдельности. События фиксируются в виде фотографий, рисунков, видеозаписей, слайдов и т.д.

  1. Экскурсии и походы.

Данный вид работы позволяет сплотить детский коллектив, а также дает возможность для непосредственного включения родителей в процесс нравственного воспитания подрастающего поколения. При осмотре достопримечательностей или посещения музея у детей создается свой зрительный образ того или иного исторического события, что позволяет им воспринимать прошлое как неотъемлемую часть нашей российской истории.

  1. Викторины и праздники.

Данные мероприятия проходят обязательно с привлечением родителей и носят нравственно-патриотический и культурно-эстетический характер. Этот вид работы дает детям возможность раскрыться с эмоциональной стороны, сблизиться с родителями и педагогами, узнать многое о различных национальных традициях народов России.

Педагог может использовать так же свои методы и формы работы по формированию патриотизма и развитию правильной речи у детей, которые адаптированы к условиям данной группы.

Программа включает в себя:

- пояснительную записку;

- теоретические основы  формирование основ патриотизма и гражданственности дошкольников;        

- особенности психоречевого развития детей – логопатов;

- методы коррекционно-педагогической работы;                                                    - принципы построения программы, ее структура;                                               - развернутое  календарно – тематическое планирование   в старшей и подготовительной логопедической группе;                                              

- примеры проектной  деятельности с детьми и их родителями;                                                               - методические рекомендации по реализации программы;

- перспективы развития программы;

- приложение, в которое входит план работы по реализации программы

(с детьми, педагогами, родителями),  творческие задания по темам,   диагностический материал, темы консультаций для родителей и педагогов, тематика  встреч в родительском клубе «Мы – россияне», анкеты обратной связи, конспекты занятий планирование   в старшей и подготовительной логопедической группе.                                                                                                                                    

        Объем программы: 96 листов (с приложением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Сценарий тематического досуга к Дню России на тему:"Родина - Россия".

Тематический досуг направлен на воспитание у детей чувства патриотизма, чувства любви к людям других национальностей, доброго отношение к родной стране, уважения к её культуре, истории, традициям. Раз...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...