рабочая программа кружка "Музыкальный театр"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Программа кружка в рамках ООП

 с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
по художественно-эстетическому развитию
 (музыкальная деятельность)
«Музыкальный театр».

(На основе программы Тарасовой К.В. «Гармония»)

 

 

 

Руководитель:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
 категории Голубева Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Бор, 2016 г.

Пояснительная записка:

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) с детьми старшего дошкольного возраста

«Гармония» (на основе программы Тарасовой К.В. «Гармония» из-во: М., «Мозайка-Синтез», 1998г.)

Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан. 


Особенность программы заключается в том, что она основана на результатах многолетних научных исследований развития музыкальных способностей. 

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию дошкольника. Предлагаемый авторами импровизированный характер некоторых занятий особенно важен для формирования музыкального творчества. 
 

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

 

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие творческой личности через театрализованную деятельность: музыкальные игры - драматизации, спектакли- мюзиклы.

Задачи:

- Последовательно знакомить детей с различными видами театра.

- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

- Развивать речь у детей,через театрализованную деятельность.

- Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.

- Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.

- Формировать умения свободно чувствовать себя на сцене.

 

 

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

 

Основные направления программы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

·                   Что такое театр, театральное искусство;

·                   Какие представления бывают в театре;

·                   Кто такие актеры;

·                   Какие превращения происходят на сцене;

·                   Как вести себя в театре.

5.Работа над спектаклем. Базируется на  сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

 

Интеграция образовательных областей:

Базовая образовательная область – «социально-коммуникативное развитие», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

 Использование дидактических игр.

  Участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке  и после художественного творчества.

Знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

 

 «Речевое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

 Дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.

«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями , что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Физическое развитие» использование подвижных-сюжетных игр.

используютсяздоровьесберегающие технологии.

 

 

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ  детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

 

Работа с родителямми:

Консультация для родителей  «Театр- наш друг и помощник» . Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Помощь в организации похода в  театр.

 

 

Рекомендации по работе над ролью:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных   действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке,   мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма;

 

 

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

 Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы  являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

 Правило всеобщего участияВ драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

 Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми  обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом  помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

 Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

 

Здоровье-сберегающие технологии

• дыхательная гимнастика (Лазарев)

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

 

Планируемые результаты к концу года:

Старшая группа:

·               показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;

·               произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

·               выразительно читают стихотворный текст;

·               передают образ героя характерными движениями;

·               действуют на сцене в коллективе;

·               держатся уверенно перед аудиторией.

Подготовительная к школе группа:

·               хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;

·               показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;

·               сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;

·               выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;

·               четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;

·               произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;

·               показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;

·               действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;

·               двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;

·               создают пластические импровизации под музыку различного характера;

·               умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Форма отчетности:

 Спектакль в конце года.

 

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелёграф

- магнитный

- штоковый

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки, проектор, музыкальный центр

4. Костюмы

 

Режим работы кружка:

День недели

Время в режиме дня

         Пятница

15.30.- 16.00.

Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.

Кол-во занятий: 16 ( 8 часов)

Учебно-тематический план:

Месяц неделя

Тема, содержание

Цели, задачи.

Ноябрь

1 занятие

.

1.Знакомство с театром

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

2 занятие

 

 

 

Кто работает в театре. «Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

3 занятие

 

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.

Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

4 занятие

Знакомство с варежковым театром.

Разучивание музыкальной инсценировки «Матрёшки», «Зайки в лесу»

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Декабрь

1 занятие

Просмотр спектакля в детском саду

«Зима пришла»

Знакомство с  пальчиковым театром

игра «Снег идёт», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Лепим снеговика», игра «Найди и исправь ошибку».

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.

2 занятие

Знакомство с магнитным театром.

Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Разучивание песен и  к инсценировке.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

3 занятие

 

Знакомство с куклами

 би-ба-бо.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью и пением.

Инсценировка сказки «Волк и лиса»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

4 занятие

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Совместная деятельность детей и родителей.

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Январь

1 занятие

.Просмотр мюзикла  в детском саду «Снежная королева»

 

воспитание эмоционально-положительного отношения к театру.

2 занятие

Артикуляционная гимнастика игра «Вьюга»

упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем музыкальные загадки

Разучивание музыкальной инсценировки «Что нам нравится зимой»

Развитие мимики;  артикуляции,

раскрепощение через игровую деятельность.

Развитие внимания, памяти.

Февраль

1 занятие

(30 мин.)

Показ  музыкальной инсценировки «Что нам нравится зимой»

.

Приглашенные дети средней и старшей группы.

2 занятие

(30 мин.)

Знакомство с конусным настольным театром

Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах».

Разучивание песен для инсценировки.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

3 занятие

(30 мин.)

. Знакомство с теневым театром

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речьюи пением.

4 занятие

(30 мин.)

Мимика

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем  музыкальные загадки

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность

Март

1 занятие

(30 мин.)

Сила голоса

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

Музыкальные распевки.

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Развиваем силу голоса; чувство ритма, звуковысотный слух.

работа над активизацией мышц губ.

2 занятие

(30 мин.)

Пантомима

Артикуляционная  гимнастика; игра «Капель»;

 упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость

3 занятие

(30 мин.)

Сила голоса и речевое дыхание

 Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Разучивание спектакля-мюзикла «Краски»

 

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ.

 

 

Знакомство со спектаклем, с тектом.

4 занятие

(30 мин.)

Разучивание песен и танцев для спектакля-мюикла «Краски»

Разучивание песен и танцев.

Подготовка декораций и костюмов

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Апрель

1 занятие

(30 мин)

 

Репетиция спектакля-мюзикла «Краски»

 

Репетиция

2 занятие

(30 мин)

Показ спектакля –мюзикла «Краски»

Приглашенные дети средней, старшей групп.

3 занятие

(30 мин)

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Дудочка-звонкогудочка»

Чтение сказки, показ мультфильма.

4 занятие

(30 мин)

Разучивание песен, потешек, музыкальных игр для спектакля

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Май

1 занятие

(30 мин.)

Мимика и жесты.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

 

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

2 занятие

(30 мин.)

Подготовка к показу спектакля «Дудочка-звокогудочка»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей

3 занятие

(30 мин.)

Репетиция сказки А.С.Пушкина «Дудочка-звонкогудочка».

Повторение текстов, песен, танцев, игр, примерка костюмов

Репетиция

4

Итоговое занятие: показ сказки А.С.Пушкина «Дудочка-звонкогудочка»

Зрители- дети и родители.

 

 

 

Список литературы:

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) с детьми старшего дошкольного возраста«Гармония» (на основе программы Тарасовой К.В. «Гармония»)Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан. М:»Мозайка-Синтез»,1998г.

 

 

1.             С.И.Мерзлякова «Театрализованные игры»,М: Обруч, 2012г.

2.             Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

3.             И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

4.             И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

5.             Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

6.             О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

7.             А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

8.             Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

9.             И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

10.          Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

11.         А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

12.         Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

13.         Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

14.         Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

15.         : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

16.         Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200

17.          А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

18.             Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

19.          Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.

 

 

 

 

 

 

 

 ммм

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка музыкального театра "Звездочки в саду"

В настоящей рабочей программе представлена  методическая разработка и календарное планирование по месяцам....

рабочая программа "Театр в детском саду"

рабочая программа для воспитанников 2 младшей группы по кружку "Театр в детском саду"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность в детском саду – экологический театр «Светлячок».

Педагогическая целесообразность: Театрально-экологическая деятельность закладывает у дошкольников фундамент отношений человека с окружающим миром. Данная программа направлена на формирование экол...

Рабочая программа кукольного театра в средней группе " В гостях у сказки"

   Цель программы – развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельнос...

Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье». Возраст 3 -4 года. Срок реализации 1 год

Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье".  Возраст 3 -4 года.Срок реализации 1 год...

Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье». Возраст 5 - 7 лет. Срок реализации 1 год

Рабочая программа кукольного театра«Лукоморье»  Возраст 5 - 7 летСрок реализации 1 год...

Рабочая программа «Маленький театрал»: Развитие творческих способностей дошкольников.

Рабочая программа «Маленький театрал»:Развитие творческих способностей дошкольников (Разработана на основе программы Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр – творче...