Методические основы развития эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Налимова Елена Анатольевна

Данная статья одресована педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические основы развития эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

Детство – время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Для ребенка нет ничего важнее  эмоционального  благополучия – без него  не  сложится  нормальная  личность. Именно обеспечение  эмоционального  благополучия  ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания: является  показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта  являются  следующие  признаки:  ребенок  вял, сторонится  детей,  робок,  сильно  смущается  при  обращении  к  нему взрослых  или  незнакомых  детей,  нерешителен,  проявляет тревожность  в  новых  ситуациях, нерешителен  в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

В тоже время  эмоциональная  система  у  детей  среднего  дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей четырех–пяти лет существуют проблемы  с  выражением  своих  эмоций.  Эти  проблемы  связанны,  в первую  очередь,  с  запретами  родителей  и  родственников.  Это запреты:  на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков), на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный  период  они испытывают  огромный эмоциональный  дискомфорт,  который  влечет  за  собой  нарушение психического и физического здоровья.

В результате этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников  могут  возникнуть  неадекватные  эмоциональные  реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным  образом.

Таким образом, проблема развития эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста, не нова, но по–прежнему актуальна. Все это дает основание для более глубокого изучения данной проблемы в практическом плане.

Различные исследования эмоционального благополучия начинаются, прежде всего, с его определения. В психологическом словаре М.И. Дьяченко понятие «эмоциональное благополучие» соотносимо с понятием «эмоциональное состояние»  и  определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта–дискомфорта (мне хорошо, мне плохо), как интегральные ощущения благополучия–неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом[3].

На основе определения эмоционального благополучия младших школьников, предложенного Н.Ю. Сергеевой, было сформулировано авторское определение понятия «эмоциональное благополучие» применительно к дошкольникам  четырех-пяти лет, понимаемое как положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

С учетом критериев оценки эмоционального  состояния  ребенка  в ДОУ А С. Белкина и показателей эмоционального благополучия младших школьников, разработанных Н Ю. Сергеевой были определены следующие показатели эмоционального благополучия дошкольника 4–5 лет: активность, преимущественный фон настроения,  уверенность,  адекватная тревожность, коммуникация со взрослым, коммуникация со сверстниками  [3].

Прямых методик, направленных на выявление уровня эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, в настоящее время не существует. Для выявления уровня  активности можно применять  диагностическое задание «Старинный танец» (автор Н.Г. Куприна), для диагностирования преимущественного фона настроения – методику «Паровозик»  (автор С.В. Велиева).  Для определения уверенности детей – методику «Какой я?» (автор Немов Р.С.), для выявления адекватной тревожности дошкольников – тест тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Для оценки коммуникации со взрослым – диагностические ситуации Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой; коммуникации со сверстниками  – метод проблемных ситуаций (ситуация «Мозаика»). Данные методики могут быть использованы для определения уровня  эмоционального благополучия  у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

Резюмируя все сказанное, можно заключить, что эмоциональное благополучие – это обязательный  и необходимый процесс, который должен  сопровождать ребенка, начиная с прихода в детское образовательное  учреждение  и на протяжении всей дальнейшей жизни.  В данной ситуации важную роль играет организация эмоционального благополучия,  как со стороны родителей, так  и со стороны педагогов, воспитателей.

Литература

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

2. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. – Красноярск: Краснояр.  гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева, 2008.

3. Фрайфельд И.В. Эмоциональное благополучие как условие  развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

Занятие по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

«Вводное. Повторение основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, обида, злость».Задачи:1. Актуализация знаний о базовых эмоциях.2. Развитие мимических и пантомимических умений.Ход занятия:1....

Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"

Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...

ИГРОВОЕ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   Основным понятием эмоциональной  сферы  человека выступают чувства. Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная  их со...

Методическая разработка серии лэпбуков для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Развитие эмоционального интеллекта»

В разработке представлена современная технология организации учебно - воспитательного процесса - Лэпбук, которая помогает отлично систематизировать процесс обучения и собрать в одном месте всё самое н...

Программа по развитию эмоционального интеллекта детей среднего дошкольного возраста

Программа по эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Аналитическая справка по итогам мониторинга эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

Данный мониторинг проведен с целью анализа характеристик эмоционального здоровья детей дошкольного возраста....