Технология проблемного обучения в ДОУ
статья на тему

Зубарева Ольга Викторовна

Одним из эффективных способов развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знаний является проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubareva_o.v._mbdou_no_36_-_statya.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

Зубарева О.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№ 36 «Колокольчик»

На современном этапе главной особенностью организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении является уход от занятий как специально организованной формы учебной деятельности. Повышается статус игры, педагоги используют эффективные формы работы с детьми: ИКТ, проектную деятельность, экспериментирование, проблемно-обучающие ситуации.

Современные образовательные технологии, применяемые педагогами, направлены на развитие у дошкольника самостоятельности, целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат.

«Одним из эффективных способов развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знаний является проблемное обучение» [2]

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность искать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

«Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог (1859 – 1952 гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения» [1].

В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные психологи – Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, которые утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, в создании условий для исследования путей и способов ее решения.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме вопросов, указаний, разъяснений. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Средством создания проблемной ситуации в учебном процессе являются проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемные ситуации.

Проблемный вопрос  – это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения, сравнения, обобщения, сопоставления фактов («Почему некоторые ягоды, например, рябин, такие яркие?», «Почему у птиц клювы разной формы?», «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»). То есть вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, так как требует от детей при ответе на него рассуждений.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.

Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на веревочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2. Когда белый медведь вылезает на льдину из воды,  его шерсть не покрывается льдом, хотя он мокрый (на сильном морозе  вода превращается в лед). Почему?     

Чтобы ответить на вопрос задачи, дети проделывают опыт. В емкость с водой опускают руку и тут же вынимают ее. Рука мокрая, покрыта тонким слоем воды. На морозе эта вода превратилась бы в лед. Затем дети смазывают руку жиром (детским кремом) и снова опускают руку в воду, и когда достают руку, видят, что вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды нет, значит, рука не покроется корочкой льда. Следовательно, шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замерзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замерзнуть.

Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. «Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие возникает между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Чтобы решить противоречие, дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад» [3].

Проблемная ситуация. Металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Почему? Чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами и водой, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду, сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Что удерживает ее на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, так как у нее есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Следует отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Таким образом, использование технологии проблемного обучения актуально в настоящее время и является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, – «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…» [4].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение /  А. В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983.
  2. Давыдов, В. В., Кудрявцев, Т. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольного и начального образования // Вопросы психологии, 1997, №1.
  3. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории /  М. И. Махмутов. – М.: «Педагогика», 1975.
  4. ФГОС - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...