Главные вкладки

    ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    методическая разработка на тему

             Активность социокультурного пространства заставляет современного человека вырабатывать определенные механизмы привыкания к окружающей действительности, становление и совершенствование которых  начинается уже на этапе дошкольного детства. К важному такому механизму относится коммуникативный навык. Именно наличие умения общаться у детей помогает им продуктивно осуществлять межсубъективное взаимодействие с партнерами по общению и определять правильные решения информационных задач, а так же навык определяет ребенка в позицию активного слушателя и собеседника, в результате чего осуществляется поиск своего места в группе сверстников. При недостатке коммуникативных навыков дошкольник попадает в ситуацию непринятия со стороны сверстников, что неблагоприятно сказывается на его психологическом и нравственном становлении [2, с. 34].

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_burtsevoy_galiny.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Бурцева Г.В.

    Филиал СГПИ в г. Буденновске

    Научный руководитель: канд. психол.н., доцент Кобзарева И.И.

     

    Активность социокультурного пространства заставляет современного человека вырабатывать определенные механизмы привыкания к окружающей действительности, становление и совершенствование которых  начинается уже на этапе дошкольного детства. К важному такому механизму относится коммуникативный навык. Именно наличие умения общаться у детей помогает им продуктивно осуществлять межсубъективное взаимодействие с партнерами по общению и определять правильные решения информационных задач, а так же навык определяет ребенка в позицию активного слушателя и собеседника, в результате чего осуществляется поиск своего места в группе сверстников. При недостатке коммуникативных навыков дошкольник попадает в ситуацию непринятия со стороны сверстников, что неблагоприятно сказывается на его психологическом и нравственном становлении [2, с. 34].

    Особый интерес проблема развития коммуникативных навыков приобретает в старшем дошкольном возрасте, потому что этот возрастной этап определяется как сензитивный в становления обозначенных навыков. Именно в это период, по мнению многих ученых (Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) наблюдается созревание нервных клеток, способных сформировать коммуникацию на должном уровне, осуществляется «развитие качественной составляющей навыка дошкольников».

    Необходимо отметить, что в период дошкольного детства проявляется значимое новообразование у детей в его коммуникативном развитии – увеличивается диапазон общения. Кроме реальности взрослых людей, перед дошкольником появляется реальность его сверстников, формируется идентификация с другими детьми, то есть их восприятие становится осознанным. Особенностью раннего возрастного периода выступает нахождение ребят «рядом» друг с другом, при этом своеобразие дошкольников отображается в коллективном, групповом взаимодействии  [3, с. 17-18]. Итогом такого взаимодействия со сверстниками выступает появление своеобразных межсубъектных отношений. Общение дошкольников характеризуется инициативностью, энергичностью, ближе к концу дошкольного детства взаимоотношения приобретают конкурентный, соревновательный дух. По ходу такого общения дети усваивают социальные требования, а их коммуникативное поведение обогащается, трансформируется, и оформляется в новые формы.

    К основным коммуникативным навыкам дошкольников можно отнести следующие навыки и умения [1, с. 24-27]:

    - навык воспринимать и осознавать информацию;

    - адекватно отзываться на информацию собеседника;

    - умение выдерживать паузу в общении и не перебивать собеседников;

    - навык использования языка для удовлетворения собственных желаний - общественных, аффективных и предметных;

    - навык владения собственной речью, умение излагать мысли содержательно и логично;

    - умение ясно обозначать свои мысли при помощи грамматического оформления предложений: применение падежных окончаний существительных и прилагательных, выстраивание предложных конструкций и т.п.;

    - навык четкой вербализации собственного звукопроизношения;

    - навык начинать и сохранять разговор, при этом ожидать ответ собеседника и откликаться на его слова, он образуется из обозначенных выше навыков слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

    Применение театрально-игровой деятельности, на наш взгляд, выступает одним из решений проблемы развития коммуникативных навыков детей 6-7 лет. Обозначенный тип деятельности рассматривается как оптимальная возможность для реализации творческого потенциала дошкольников, становления творческой направленности субъекта. Дети обучаются замечать в повседневной жизни любопытные вещи, воплощают их, разрабатывают собственный художественный образ персонажа, у дошкольников развивается креативное воображение, ассоциативное мышление  [4, с. 118].

    Для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников при помощи театрально-игровой деятельности важно реализовывать следующие организационно-педагогические условия:

    - создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, которая будет выступать мотиватором в целостном процессе становления субъекта, а также развивать коммуникативные навыки;

    - обеспечение комплексного ценностно-смыслового партнерства воспитателей и родителей, ориентирующихся на четкое понимание сути вопроса, средств и методов успешного развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

    - становление коммуникативно-диалоговой основы отношений дошкольников с воспитателем и другими детьми как аспекта морального воспитания дошкольника и развитие субъекта в целом;

    - систематизация и обобщение эффективных способов и приемов театрализовано-игровой деятельности и реализация их в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников  [4, с. 119].

    Своеобразие театрализованных игр заключается в том, что они содержат готовую сюжетную линию, а именно, деятельность детей обусловлена текстом произведения.  Настоящая  театрализованная игра является бескрайним простором для детского творения: слова сценария для дошкольников это только канва, в которую они ввязывают новый сюжет, привносят дополнительные роли, изменят окончание и т.д. Театрализованные игры называют играми-представлениями, в них есть закрепленное содержание в форме беллетристского произведения, которое проигрывается дошкольниками в  лицах. В  таких играх, как  и  в  подлинном театральном  искусстве, при помощи  невербальных средств:  интонационная нагрузка, жестово-мимические приемы, поза и походка, складываются конкретные  образы [5].

    Педагогической основой реализации игровой театральной деятельности в ДОУ является своеобразие восприятия дошкольника искусности театра. Чтобы восприятие было содержательным, детей важно посвящать в разнообразные типы театрализованной деятельности. Для этого в программу по формированию коммуникативных навыков в процессе театрально-игровой деятельности целесообразно включать следующие разделы:

    -  блок, направленный на снятие напряжения, который реализуется через психогимнастические упражнения;

    - блок, направленный на осознавание себя, своих положительных качеств, способностей, умений, на воспитание личностной идентичности; осознавание себя и своих эмоциональных состояний. Он осуществляется посредством игр, упражнений, этюдов;

    - блок, направленный на выстраивание коммуникативного партнерства со сверстниками, который осуществляется через игры-драматизации;

    - блок, направленный на реализацию своего творческого потенциала, на коммуникацию, ориентированность дошкольников на возникающие информационные ситуации. Обозначенный раздел реализуется через организацию театрализованных игр, инсценировки сказок, песен, стихотворений, демонстрации театра теней, варежкового театра, пальчикового театра и т.д.

    По нашему убеждению использование программы с учетом данных разделов обогатит представление дошкольников о своих коммуникативных навыках; о собственных способностях осуществлять коммуникативный диалог, вступать в коммуникативное сотрудничество и ориентироваться в коммуникативных ситуациях; будет способствовать развитию умения использовать различные средства общения (вербальные, невербальные, эмоциональные и рациональные); а также дошкольники научатся слышать другого, оказывать ему помощь, учитывать его потребности; дети будут способны проявлять эмпатию [6, с. 22].

    Таким образом, на основе сравнительно-сопоставительного анализа теоретико-методологических исследований становится возможным определение влияния театрально-игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Оно проявляется в трех аспектах:

    - в области межсубъектного взаимодействия это проявляется в  передаче рациональной и эмоциональной информации; формируется навык использования вербальных и невербальных средств передачи информации; проявляется способность организовать и поддерживать диалог; наблюдается навык активного слушания. Здесь в большей степени используются речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики);

    - в области межсубъектной интеракции это прослеживается через способность вступать во взаимодействие; умение организовывать совместную деятельность; согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров по общению. Здесь акцент делается на предметно - действенных средствах общения (локомоторные и предметные движения, позы);

    - в области межсубъектной перцепции это организуется при помощи умений ориентироваться в коммуникативной ситуации; понимать эмоциональное состояние партнеров по общению. В данном контексте задействованы экспрессивно-мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации).

    Главный показатель  эффективности обозначенной выше деятельности это сформированность коммуникативных навыков; становление способности организовывать межсубъектное взаимодействие, межличностное общение и навык воспринимать собеседников в процессе общения.

    Список литературы:

    1. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. – М.: Прометей, М., 2013. – 65 с.
    2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера образования, 2011.- 80 с.
    3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009.
    4. Лесняк И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки, выпуск 7 (99). -  2011. - С. 118-125.
    5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб. метод. пособие. – Великий Новгород, 2009. – 126 с.
    6. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных
      умений // Среднее профессиональное образование. - № 10. - 2011. – С. 21-22.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»

    Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»...

    Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Ведем диалог»

    Занятие по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Ведем диалог»...

    Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

    КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...

    Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

    Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

    Влияние словесных дидактических игр на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

    Практический опыт работы по теме " Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"...