Патриотическое воспитание дошкольников
статья (средняя группа) на тему

Мельготченко Елена Васильевна

Данная статья-практический материал для педагогов ДОУ.В данной статье представлены важные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Швец Юлия Викторовна, заведующий

БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №396» 

Мельготченко  Елена Васильевна воспитатель БДОУ г. Омска

«Детский сад общеразвивающего вида № 396»

Патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит ,чем интересуется ребенок,о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителя. Воспитатель должен иметь желание и умения сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно. Ориентиром для этого служат возрастные особенности детей.

 Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране[4].

Мы начинаем работать во второй младшей группе. Дети в этом возрасте любознательны, восприимчивы. Чувство патриотизма мы начинаем прививать с отношения к семье, самым близким:  к маме, папе, бабушке и дедушке.

        Мы с детьми изучаем такие темы как. «Я человек»; «Моя семья»; «Моя Родина Россия»; «Мой родной город».

        Именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в обществе, в окружающем мире, этот возраст является самым благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родном крае, природе, истории, сформированные в детстве остаются в памяти человека на долгие годы, формирует такие черты характера, как патриотизм и любовь к Родине.

        Развивая в ребенке чувство патриотизма мы ставим перед собой следующие задачи:

- создать условия для формирования любви и привязанности к своей семье;

- развивать интерес к русским традициям;

- формировать бережного отношения к природе, родному краю;

- знакомить детей с символами государства;

- развивать чувство ответственности;

- формировать бережное отношение к труду других людей.

        Воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

- Мы посетили дом престарелых. Наши дети подготовили праздничный концерт к дню пожилых людей.

- Проводим беседы о родном городе;

- Используем иллюстрации;

- Разучиваем стихи и песни о Родине;

- К дню 70 лет победы подготовили большой праздничный концерт. 

- Побуждаем детей уважать труд окружающих их людей.

- Знакомим с произведениями народного творчества.

- Приобщаем детей к посильному труду.

- Воспитываем уважение к старшим, Ветеранам ВОВ.

-Устраиваем выставки, тематические праздники, утренники.

- В нашем ДОУ есть мини музей «Русская изба»

Воспитание чувства патриотизма дошкольников процесс сложный и длительный. Эта кропотливая работа должна вестись систематически в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к родному краю, к своей стране [1]. 

Большая роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых: работа с родителями; проведение  совместных экскурсий, встречи с тружениками тыла; встречи с военнослужащими; изготовление подарков для солдат к 23 февраля; совместные мероприятия с родителями посвященные дню защитника Отечества; показ связи поколений (генеалогическое древо), благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями, детьми, воспитателями.

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания  (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями [5].

        Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Принимают участие в оформлении выставок. Обсуждают с нами вопросы воспитания на родительских собраниях. Участвуют в утренниках.

        Мы вместе с родителями должны развить в ребенке любовь к своей семье, истории, родному краю.

Литература:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель. 2007

  1. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа,М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  3. Микляева Н.В. Нравственно –патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
  4. Ребенок в детском саду №2 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...