проект "Мир глазами писателя" по ознакомлению детей с художественной литературой
проект (подготовительная группа) на тему

Римма Марсовна Ноздрина

Заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной  литературы, развивать интерес детей к художественной литературе, поддер­живать желание знакомиться с другими произведениями; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;дожественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_oznakomlenie_s_literaturoy.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация проекта.

Россия до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Ее называли духовной лабораторией человечества. В каждом доме были свои библиотеки, устраивались семейные чтения. Чтение, общение с художественной литературой – это способ стать не только более информированным, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души.

Проблема приобщения детей к книге и чтению в последнее время очень остра. У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той умственной работы, которые естественны при чтении хорошей книги. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых.  Нет контакта с взрослым, старшим или даже сверстником. Виртуальное общение приводит к замкнутости. В обществе, когда вокруг огромное количество людей и кипит жизнь, вырастают одинокие люди. Это проблема, которую чаще всего стараются не замечать и даже поощрять, т.к. взрослым легче при таких отношениях, они освобождаются от вечных «почему?»

Художественная литература вводит ребенка в самое сложное в жизни -  в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Прочитанное  учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

С.Я. Маршак говорил «что есть талант писателя, а есть талант читателя». Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать. Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок – слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен сам любить

литературу, уметь передавать свои чувства и переживания. От того как

сложится у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.  

Актуальность проблемы очевидна, поэтому  важно начинать воспитывать любовь к художественной литературе с  детства .

Проблема:

По моим наблюдениям у  детей изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Дети с трудом пересказывают даже знакомые сказки. Воспитателю приходится задавать наводящие вопросы.

Связность изложения нарушается, отмечаются пропуски частей текста сказки, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств, ошибки в построении фраз. Проанализировав знания и умение детей по этому вопросу решила  целенаправленно работать по устранению этих недостатков, с помощью долговременного проекта «Мир глазами писателя», а многие  художественные произведения дают возможность исправить эти недочеты.

Цель.

Заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства».

Задачи:

  • развивать интерес детей к художественной литературе, поддерживать желание знакомиться с другими произведениями; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;

  • воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;

  • познакомить детей с творчеством и биографией русских и народных писателей ( Н.Носова, Н.Толстого, В.Катаева. В.Сутеева, С.Маршака ..) формировать бережное отношение ко всему живому, чувства патриотизма и любви к Родине, родной земле, гордости за её успехи;

  • учить детей соотносить содержание литературного произведения с явлениями действительности; воспитывать отношение к художественной литературе как к одному из главных способов познания жизни;
  • обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; совершенствовать речь, расширять словарный запас;

  • развивать и совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей  с ограниченными особенностями при чтении стихотворений, в театрализациях и инсценировках литературных произведений;

  •  учить видеть основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением ,басней;

Ожидаемый результат.

  • Расширение знаний о творчестве детских писателей, названий, содержании произведений;

  • формирование   осознанного интереса к книге,   понимание того, что из книг можно узнать много интересного;

  • Умение и желание  детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки;

 

  • Правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать  понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения;

  • Учить видеть и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением, басней.

Особенности реализации проекта.

Занятия, беседы проводятся продолжительностью 25-30 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.

Продукт проектной деятельности:

 конкурс творческих работ  в стационарной группе:

- «Мы рисуем сказки»,

-«Мои любимые произведения»,

-«День книги».

Дидактические , словесные , настольные игры:

- «Отгадай героя произведения»,

- «Когда это бывает»,

 - «Продолжи строчку»,

- «Сложи картинку»,

Театрализованные представления:

инсценировка сказок  «Три поросенка», «Гуси лебеди», «Теремок».

Социальные контакты:

приглашение в гости учащихся  с подшефных школ на поэтический вечер  посвященный творчеству  И.А. Крылова,

- посещение библиотеки  «Где живут книги»,

-совместное мероприятие с МУП «МБЦ»ЕМР.

Просмотр мультфильмов ,прослушание аудиозаписей произведений:

 «Дядя Степа» ,

«Вот какой рассеянный».

«Айога»

«Ворона и лиса»

«Мартышка и очки»

«Живая шляпа»

«Первый снег»

Изобразительное искусство:

 -Рассматривание , картин, иллюстрац

Литература.

1.Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение

2.Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.

3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995г.

4.Бреслов Г.М. Психология эмоций. – М. 2004г.

5.Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России .2006г

6.Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.

7.Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.

8.КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.

Перспективный план работы над проектом

«Мир глазами писателя»

по ознакомлению детей с художественной литературой

Месяц

Тема

Цель

Апрель

1

занятие

 Чтение рассказа

 Н. Носова «Огурцы»

Познакомить  детей с творчеством писателя, Н.Носова. Учить детей правильно понимать нравственный смысл рассказа; мотивированно оценивать поступки героев. Формировать образную речь. 

2

занятие

Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры»

Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, учить детей придумывать окончание рассказа.

3

занятие

 Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка»

Познакомить с творчеством с русского  писателя, Л.Толстова.

Учить детей пересказывать  отрывки рассказ самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам.

4

занятие

Беседа по произведению Л.Н. Толстого

 «Лев и собачка

Помочь детям понять идею произведения, развивать умение самостоятельно оценивать поступки героев, уделять особое внимание на развитие чувств ребенка, таких как сочувствие, сопереживание,  разобрать понятие – настоящий друг, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Май

1

занятие

 Чтение произведения С.Маршака

 «Вот какой рассеянный»

Учить детей понимать характер героя. Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения. Побуждать выражать свое отношение к герою.

2

занятие

Чтение стихотворения С.Маршака

 «Стихи о весне»  рассматривание репродукции «Грачи прилетели»

Учить детей чувствовать ритмичность стихотворения; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения, находить и сравнивать признаки весны в картине, стихотворном тексте.

3

занятие

Беседа  по произведению С.Маршака

«Кошкин дом»(сказка)

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать  содержание текста; выразительно передавать образное содержание, свое отношение к героям.

4

занятие

Чтение произведения С.Михалкова

 «Дядя Степа» 

Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение метафор.

Июнь

1

занятие

Чтение стихотворения

«Где обедал воробей»,

рассматривание рисунков

 ЧарушинаЕ.И.

Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, сопереживания и любви к животному миру, развивать интерес к книгам.

2

занятие

Чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Листопадничек»

Дать представление  детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений; развивать интерес к информации, которую несет текст ,воспитывать любовь к животному миру.

3

занятие

Пересказ русской народной сказки

«Мужик и медведь»

Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, рассказывать в лицах; понимать образное содержание;  развивать умение придумывать варианты новых эпизодов сказки.

4

занятие

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» 

 Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания детей о сказочном жанре.

Июль

1 занятие

Чтение басни МихалковаС.В.

«Руки»

Продолжать знакомить детей с творчеством писателя;  учить детей правильно понимать нравственный смысл басни.  Формировать образную речь.

2

занятие

Чтение басни И.А.Крылова

«Лебедь, рак и щука» 

 

Познакомить детей с  творчеством писателя, с новым литературным жанром-басней ее особенностями; воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

3

неделя

Чтение рассказа В.Драгунского «Девочка на шаре»

Познакомить детей с творчеством писателя, с его произведением ,учить понимать  эмоциональный язык автора, воспитывать сочувствие, сострадание .

4

занятие

 Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой, он светится»

Учить детей правильно понимать нравственный смысл рассказа; мотивированно оценивать поступки героев. Формировать образную речь

Август

1

занятие

Чтение  зарубежной народной нанайской сказки «Айога».

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени

2

Занятие

 Чтение зарубежной сказки  «Два жадных медвежонка».

Продолжать знакомить детей с зарубежной литературой; мотивированно оценивать поступки героев. Формировать образную речь.

3

занятие

Чтение народной зарубежной сказки

«Горшочек каши»

Помочь детям понять идею произведения, развивать умение самостоятельно оценивать поступки героев, уделять особое внимание на развитие чувств ребенка, таких как сочувствие, сопереживание, жадность.  

4

занятие

 Чтение сказки

 В. Катаева

 «Цветик-семицветик»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

Сентябрь

1

занятие

Чтение  рассказа

 Л. Воронковой «Маша-растеряша»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание рассказа; понимать характер героев; формировать образную речь

2

Занятие

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Познакомить детей с творчеством Благинина.Е;учить детей понимать и оценивать характер произведения; формировать теплые , добрые чувства к близким, закреплять знания о жанровых особенностях стихотворного текста.

3

занятие

Чтение сказки А.С.Пушкина

«Сказка о попе и работнике  его Балде»

 Формировать интерес детей к литературному  золотому запасу России, произведениям А.С.Пушкина, помощь  увидеть ситуации в которых описан резкий конфликт между добром и злом. 

4

занятие

А.С.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Учить детей понимать и оценивать характер главных героев сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературного произведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей   с художестве...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...