проект "Мир глазами писателя" по ознакомлению детей с художественной литературой
проект (подготовительная группа) на тему
Заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, развивать интерес детей к художественной литературе, поддерживать желание знакомиться с другими произведениями; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;дожественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_oznakomlenie_s_literaturoy.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация проекта.
Россия до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Ее называли духовной лабораторией человечества. В каждом доме были свои библиотеки, устраивались семейные чтения. Чтение, общение с художественной литературой – это способ стать не только более информированным, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души.
Проблема приобщения детей к книге и чтению в последнее время очень остра. У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той умственной работы, которые естественны при чтении хорошей книги. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. Нет контакта с взрослым, старшим или даже сверстником. Виртуальное общение приводит к замкнутости. В обществе, когда вокруг огромное количество людей и кипит жизнь, вырастают одинокие люди. Это проблема, которую чаще всего стараются не замечать и даже поощрять, т.к. взрослым легче при таких отношениях, они освобождаются от вечных «почему?»
Художественная литература вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Прочитанное учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
С.Я. Маршак говорил «что есть талант писателя, а есть талант читателя». Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать. Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок – слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен сам любить
литературу, уметь передавать свои чувства и переживания. От того как
сложится у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.
Актуальность проблемы очевидна, поэтому важно начинать воспитывать любовь к художественной литературе с детства .
Проблема:
По моим наблюдениям у детей изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Дети с трудом пересказывают даже знакомые сказки. Воспитателю приходится задавать наводящие вопросы.
Связность изложения нарушается, отмечаются пропуски частей текста сказки, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств, ошибки в построении фраз. Проанализировав знания и умение детей по этому вопросу решила целенаправленно работать по устранению этих недостатков, с помощью долговременного проекта «Мир глазами писателя», а многие художественные произведения дают возможность исправить эти недочеты.
Цель.
Заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства».
Задачи:
- развивать интерес детей к художественной литературе, поддерживать желание знакомиться с другими произведениями; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;
- воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;
- познакомить детей с творчеством и биографией русских и народных писателей ( Н.Носова, Н.Толстого, В.Катаева. В.Сутеева, С.Маршака ..) формировать бережное отношение ко всему живому, чувства патриотизма и любви к Родине, родной земле, гордости за её успехи;
- учить детей соотносить содержание литературного произведения с явлениями действительности; воспитывать отношение к художественной литературе как к одному из главных способов познания жизни;
- обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; совершенствовать речь, расширять словарный запас;
- развивать и совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей с ограниченными особенностями при чтении стихотворений, в театрализациях и инсценировках литературных произведений;
- учить видеть основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением ,басней;
Ожидаемый результат.
- Расширение знаний о творчестве детских писателей, названий, содержании произведений;
- формирование осознанного интереса к книге, понимание того, что из книг можно узнать много интересного;
- Умение и желание детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки;
- Правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения;
- Учить видеть и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением, басней.
Особенности реализации проекта.
Занятия, беседы проводятся продолжительностью 25-30 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.
Продукт проектной деятельности:
конкурс творческих работ в стационарной группе:
- «Мы рисуем сказки»,
-«Мои любимые произведения»,
-«День книги».
Дидактические , словесные , настольные игры:
- «Отгадай героя произведения»,
- «Когда это бывает»,
- «Продолжи строчку»,
- «Сложи картинку»,
Театрализованные представления:
инсценировка сказок «Три поросенка», «Гуси лебеди», «Теремок».
Социальные контакты:
- приглашение в гости учащихся с подшефных школ на поэтический вечер посвященный творчеству И.А. Крылова,
- посещение библиотеки «Где живут книги»,
-совместное мероприятие с МУП «МБЦ»ЕМР.
Просмотр мультфильмов ,прослушание аудиозаписей произведений:
«Дядя Степа» ,
«Вот какой рассеянный».
«Айога»
«Ворона и лиса»
«Мартышка и очки»
«Живая шляпа»
«Первый снег»
Изобразительное искусство:
-Рассматривание , картин, иллюстрац
Литература.
1.Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение
2.Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.
3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995г.
4.Бреслов Г.М. Психология эмоций. – М. 2004г.
5.Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России .2006г
6.Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.
7.Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.
8.КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.
Перспективный план работы над проектом
«Мир глазами писателя»
по ознакомлению детей с художественной литературой
Месяц | Тема | Цель |
Апрель 1 занятие | Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы» | Познакомить детей с творчеством писателя, Н.Носова. Учить детей правильно понимать нравственный смысл рассказа; мотивированно оценивать поступки героев. Формировать образную речь. |
2 занятие | Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры» | Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, учить детей придумывать окончание рассказа. |
3 занятие | Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка» | Познакомить с творчеством с русского писателя, Л.Толстова. Учить детей пересказывать отрывки рассказ самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам. |
4 занятие | Беседа по произведению Л.Н. Толстого «Лев и собачка | Помочь детям понять идею произведения, развивать умение самостоятельно оценивать поступки героев, уделять особое внимание на развитие чувств ребенка, таких как сочувствие, сопереживание, разобрать понятие – настоящий друг, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. |
Май 1 занятие | Чтение произведения С.Маршака «Вот какой рассеянный» | Учить детей понимать характер героя. Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения. Побуждать выражать свое отношение к герою. |
2 занятие | Чтение стихотворения С.Маршака «Стихи о весне» рассматривание репродукции «Грачи прилетели» | Учить детей чувствовать ритмичность стихотворения; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения, находить и сравнивать признаки весны в картине, стихотворном тексте. |
3 занятие | Беседа по произведению С.Маршака «Кошкин дом»(сказка) | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание текста; выразительно передавать образное содержание, свое отношение к героям. |
4 занятие | Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Степа» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение метафор. |
Июнь 1 занятие | Чтение стихотворения «Где обедал воробей», рассматривание рисунков ЧарушинаЕ.И. | Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, сопереживания и любви к животному миру, развивать интерес к книгам. |
2 занятие | Чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Листопадничек» | Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений; развивать интерес к информации, которую несет текст ,воспитывать любовь к животному миру. |
3 занятие | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» | Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, рассказывать в лицах; понимать образное содержание; развивать умение придумывать варианты новых эпизодов сказки. |
4 занятие | Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания детей о сказочном жанре. |
Июль 1 занятие | Чтение басни МихалковаС.В. «Руки» | Продолжать знакомить детей с творчеством писателя; учить детей правильно понимать нравственный смысл басни. Формировать образную речь. |
2 занятие | Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»
| Познакомить детей с творчеством писателя, с новым литературным жанром-басней ее особенностями; воспитывать чуткость к образному строю языка басни. |
3 неделя | Чтение рассказа В.Драгунского «Девочка на шаре» | Познакомить детей с творчеством писателя, с его произведением ,учить понимать эмоциональный язык автора, воспитывать сочувствие, сострадание . |
4 занятие | Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой, он светится» | Учить детей правильно понимать нравственный смысл рассказа; мотивированно оценивать поступки героев. Формировать образную речь |
Август 1 занятие | Чтение зарубежной народной нанайской сказки «Айога». | Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени |
2 Занятие | Чтение зарубежной сказки «Два жадных медвежонка». | Продолжать знакомить детей с зарубежной литературой; мотивированно оценивать поступки героев. Формировать образную речь. |
3 занятие | Чтение народной зарубежной сказки «Горшочек каши» | Помочь детям понять идею произведения, развивать умение самостоятельно оценивать поступки героев, уделять особое внимание на развитие чувств ребенка, таких как сочувствие, сопереживание, жадность. |
4 занятие | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. |
Сентябрь 1 занятие | Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание рассказа; понимать характер героев; формировать образную речь |
2 Занятие | Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» | Познакомить детей с творчеством Благинина.Е;учить детей понимать и оценивать характер произведения; формировать теплые , добрые чувства к близким, закреплять знания о жанровых особенностях стихотворного текста. |
3 занятие | Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» | Формировать интерес детей к литературному золотому запасу России, произведениям А.С.Пушкина, помощь увидеть ситуации в которых описан резкий конфликт между добром и злом. |
4 занятие | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Учить детей понимать и оценивать характер главных героев сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературного произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)
Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»
Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Зайка в гостях у ребят» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Зайка в гостях у ребят"...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Однажды утром» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Однажды утром"....
Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художестве...
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...