Методическая разработка "В гостях у Дремы"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Власова Галина Анатольевна

Развитие позновательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района г. Санкт – Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности по этнокультурному воспитанию детей в средней группе

 «В гостях у Дремы».

Воспитатель: Власова Галина

Санкт – Петербург

2017 год

Цель:

Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Задачи:

  • расширять представления о жанре колыбельных песен и различных их видах (народные, авторские);
  • формировать у родителей потребность получать новые знания, используя различные источники информации (книги, Интернет, беседы со взрослыми…);
  •  способствовать гармонизации детско - родительских отношений.

Участники собрания: дети средней группы, воспитатели, родители.

План проведения:

  1. Открытие родительского собрания:

Вступительное слово воспитателя.

  1. Выступление воспитателя  «В гостях у Дрёмы».
  2. Игра-конкурс «Мудрость предков».
  3. Подведение итогов собрания.

II. Методическая разработка «В гостях у Дрёмы»

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей «Колыбельные песни».
  • Оформление группы, подбор атрибутов (колыбель, кукла, коляска, качка).
  • Составление памяток «Колыбельные песни».

2. Вступительное слово воспитателя:

Дорогие родители! Сегодня мы с вами поговорим об одном из жанров русского фольклора – колыбельных песнях.

Колыбельные песни – это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку.

 Выступление воспитателя «В гостях у Дрёмы»

Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины 19 века. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли А. Ветухов, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, и др.

В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6 – 7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестрёнок, а то и нанимались в чужие семьи. По рекомендации О.И. Капицы её ученица Т.Н. Ломаченкова провела в конце 20-х годов ценное фольклорно-социологическое исследование жизни и быта девочек – нянь. Она писала: «В десять лет они уже выглядят настоящими маленькими женщинами: озабоченными, расторопными, деловитыми. Мать передаёт ей немудрёную школу рожка, качания и пеленок, а общий труд в хозяйстве ставит её на равную ногу с остальными членами семьи. Сама еще ребенок, а мастерски и любовно справляется одна с 2-3 малышами. И на вопрос: «Как ты ладишь с этой мелюзгой?» - она серьёзно и просто бросит: «Я уже третье лето сижу».

У ребенка очень рано проявляется интерес, как к активным, так и к пассивным движениям (качание, катание), любовь к ритму. «Уже в первый месяц жизни, - писал Г. Добряков, - ребенок проявляет музыкальные восприятия – восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков».

И всё это знал народ-педагог. Только удивительно глубоким пониманием особенностей психики ребенка раннего колыбельного возраста можно объяснить поэтику колыбельных песен как основного средства воспитания в этот период.

«Мать своим врожденным чутьем поняла, - писал А. Ветухов, - что для ребенка нужна именно песни… умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельной песни. Те же материнские чувства подсказали, какое должно быть содержание колыбельных песен; здесь же отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного». Бесспорно, мир матери, характер её чувств, заботы и тревоги – всё так или иначе отражено в колыбельной песне.

Колыбельная песня возникла не потому, что кому-то из матерей (пестуний) захотелось излить свои чувства и переживания (хоть автор и далек от мысли отрицать наличие этих чувств), а вызвана к жизни острой необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон. Ибо в первые месяцы жизни ребенка длительный спокойный сон – непременное условие быстрого роста и развития.

Прямым свидетельством древнего происхождения колыбельных песен являются антропоморфные образы Сна, Дрёмы, Угомона, Упокоя, а также близость древнейших текстов к заговорам («Сон да Дрема, поди Коле к голова», «Угомон тебя возьми» и др.)

Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.

Учитывая психологические особенности ребенка колыбельного возраста, конкретно-образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, что любо некоторым детским писателям, а как мир стремительно движущихся существ и предметов:

Я качаю, зыбаю, Баушка уху варить,

Пошел отец за рыбою, Баушка уху варить,

Мать пошла мешки таскать, А дедушка свиней манить …

Всё это даёт основание утверждать, что колыбельная песня вызвана к жизни бытовыми, педагогическими надобностями народа.

Примеры колыбельных:

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни

Люли, люшеньки, люли

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли, люшеньки, люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

3. Игра-конкурс «Мудрость предков»

  • Конкурс «Подбери слова»

Двум командам предлагаются по одному старинному слову: «колыбать» и «байкать». Команды за 5 минут должны подобрать современные слова – синонимы, заместители. Например: качать, баюкать, усыплять и т.д.

  • Игра «Продолжи пословицу»

Командам предлагаются пословицы, которые необходимо продолжить:

- у дитя пальчик болит, а у матери … (сердце);

- при солнце тепло, а при матери …(добро);

- птица радуется весне, а младенец … (матери);

- без солнышка нельзя пробыть, без … нельзя прожить (матери).

  • «Поём колыбельную»

А котики серые,

А хвостики белые,

По улицам бегали,

По улицам бегали,

Сон да дрему сбирали,

Сон да дрему сбирали,

Приди котик ночевать,

Да приди дитятко качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

Да дам кусок пирога.

Ешь-то, котик, не кроши

Да больше у меня не проси.

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни

Люли, люшеньки, люли

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли, люшеньки, люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

5. Подведение итогов собрания

Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что оно не прошло для вас даром.

Приём «Чудесная сумка»

Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых сегодня знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «В гости к цветам»

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «В гости к цветам»...

Учебно-методическая разработка "Проект "В гостях у дедушки Корнея".

Данный проект является для меня пилотным. Однако результат (театрализация сказки) превзошел все ожидания. Так что, дерзайте, уважаемые педагоги. Сложно только начать....

методическая разработка дидактическая игра "Сказочные гостьи"

Дидактическая игра на различение теплых и холодных цветов...

музыкальное занятие по ознакомлению с окружающим миром "В гостях гном Дрема"

КОМПЛЕКСНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ                         ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка музыкального досуга «Котик в гости к нам пришёл» в средней группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Вашему вниманию представлены конспекты музыкальных занятий в средней и старшей группах, с использыванием всех видов музыкальной деятельсти. Занятие в средней группе представленно темой"Котик в го...

Методическая разработка. «Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи.

laquo;Гость группы», как эффективный метод взаимодействия детского сада и семьи.       В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», при...