Музыкальная игра как средство развития творческих способностей.
методическая разработка на тему

Трубицына Светлана Викторовна

Создавшаяся сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»

 [1]

Создавшаяся сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

-возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома все условия для развития музыкально-творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

-повышенное внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром. Творческих потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных дошкольных учреждениях. Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания формирует «творчество» как качество личности. Поэтому проблема музыкального творчества, над которой я работаю актуальна и современна. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.

Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творчество с детьми . Детское музыкальное творчество-это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Ранее мною обобщался опыт по теме: «Развитие песенных и творческих способностей детей дошкольного возраста».В настоящее время продолжаю работать над этой проблемой. И обобщаю опыт по теме: «Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников».

Целью данной работы является развитие творческих способностей детей на основе музыкально-игрового творчества. Для достижения цели я определила следующие задачи:

-развивать творческое воображение(образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

-развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

-побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

-создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Исходя из вышеуказанной темы - преобладающий вид деятельности в моей работе -музыкально-игровое творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьес. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникает три цели:

-Первая цель -удовольствие от игры-«Хочу».

-Вторая цель -выполнять правила игры-«Надо».

-Третья цель -творческое выполнение игровой задачи-«Могу».

Таким образом складывается основной механизм игры: «Хочу! Надо! Могу!»,влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.Коррекционные:

-развитие слухового, зрительного, тактильного   восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса(высоту, темп, динамику, ритм),координации движений и нормализация их темпа и ритма;

-формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:

-укрепление сердечно -сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

-развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

-развитие «мышечного чувства»(способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

-развитие быстроты двигательной реакции

3.Образовательные:

-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

-формирование умственных умений и действий.

4.Воспитательные:

-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

-эстетическое отношение к окружающему;

-развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.Развивающие:

-познавательную активность;

-устойчивый интерес к действованию;

-саморегуляцию и самоконтроль;

-Внимание, память ,мышление;

-Ориентировку в пространстве.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игр подразделяются на:

-статические(стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);

-игры с движением(развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);

-речедвигательные игры(развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);

-ритмические игры(направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога ,фразы, предложения ,части и всего законченного музыкального и речевого настроения с помощью двигательных упражнений под музыку);

-игры-загадки(развивают логическое мышление, сообразительность ,стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям);

-игры-забавы(побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности);

-игры-песни(развивают функции голосообразования и свойство голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);

-игры-шутки(активизирут слуховое восприятие, формирую фонетических слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

-артикуляционные игры(укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:

-увлеченность музыкально-игровой деятельностью;

-степень осознания творческого замысла;

-инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;

-оригинальность в воплощении творческого замысла в выборе средств его воплощения;

-адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа;

-умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;

-степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка.

Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность).Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения ,в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении - например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывая новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы действий. Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:

а) сюжетно-ролевые игры;

б) игра  -импровизирование на детских музыкальных инструментах;

в) песенные и танцевальные импровизации;

г)театрализованные представления импровизационного характера.

Однако в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

а)игра с пением;

б)музыкально-дидактические игры, дополненные собственными вариантами;

в)сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры- сказки, истории, концерт и прочее);

г)театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);

д)импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;

е)импровизированные ансабли и оркестры.

Исследователи подчеркивают, что все игры объединены музыкой. Музыка в них-главный герой.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной мною работы.

*Дети научились самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять их в ритме польки, марша.

*Дети проявляют творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера ,импровизируют в соответствующих ситуациях повседневной жизни.

*У ребят появилось желание самостоятельно придумывать игры и проводить их со сверстниками и малышами.

*Дети творчески передают действия персонажей в сюжетных играх, образных украшениях и этюдах.

*С удовольствием выполняют творческие задания.

*С помощью родителей изготавливают дома нетрадиционные шумовые инструменты, импровизируют на них


[1] 



Предварительный просмотр:

Музыкальная игровая деятельность на музыкальном занятии

                                       в детском саду

Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка является совместная игра с другими детьми.

Детская игра близка к природе и специфике искусства. Не случайно дошкольный возраст сензитивен для проявления склонностей и способностей к художественной деятельности. Близость детской игры и художественной деятельности заключается в общности психологического выражения. Это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к цели, а к самому процессу действия; формирование образного начала – «вхождение в образ»; условность языка, действий и ситуаций.

 

По мнению Д. Б. Эльконина, игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий утилитарной деятельности. Это и роднит игру с искусством, которое имеет свои содержанием нормы человеческой жизни и деятельности, их смыслы и мотивы.

Музыку как искусство процессуальное, развертывающееся во времени, тесно связанное с моторно – мышечными и интонационно-речевыми ощущениями сближает с игрой особое родство. Само обозначение музыкальной деятельности указывает на эту связь – «музыкальная игра»: исполнить пьесу – значит сыграть ее. Игровая музыкальная деятельность может выступить в качестве фактора вовлечения ребенка в игровое взаимодействие с другими детьми и взрослыми, ведущее к развитию его социальных качеств и индивидуальных проявлений. Воспитатель может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми в группе, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

В данном случае речь идет о музыкальных коммуникативных играх. Музыкальные коммуникативные игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, формирование социальных навыков их поведения, развитие эмоционально выразительных движений и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкальная коммуникативная игра – синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.

К коммуникативным музыкальным играм могут быть отнесены обычные сюжетно-ролевые игры с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включением в общий сюжет песенок, танцев, которые помогают воплотить замысел игры. Это могут быть игры – забавы, типа фольклорных потешек и прибауток. Сочетая в них пение и музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает эмоционально выразительную, яркую и непринужденную обстановку. Такие игры помогают заинтересовать, эмоционально увлечь ребят или же переключить их внимание, снять утомление, создать приподнятое настроение. Ритмичные и интонационно – выразительные попевки и приговаривания сопровождаются прихлопываниями, выразительными жестами и движениями. Они очень увлекают ребят, могут выполняться ими вместе с воспитателем.

К коммуникативным музыкальным играм относится практически целиком детский фольклор. Все детские игры поются или выразительно интонируются. Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка, поскольку фольклор учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

В коммуникативных музыкальных играх могут быть эффективно реализованы такие направления воспитательной работы по формированию у детей навыков общения, как развитие:

- динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, стремления, готовности к общению;

- эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе и с ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, со сформированной положительной самооценкой.

Организация музыкально – игровой деятельности, направленной на социальное развитие ребенка, предполагает ряд условий. Прежде всего, она несовместима с авторитарным стилем общения педагога с детьми. Ее основу должны составлять принципы гуманистической педагогики, глубокое уважение к личности ребенка. В рамках музыкально – игровой деятельности взращивание у ребенка веры в свои силы, формирование его позитивного самовосприятия, становление его как индивидуальности, значимой личности.

Сам тип игрового общения с детьми предполагает изменение роли воспитателя. Он оказывается не в привычной ролевой ситуации в качестве наставника детей, но выступает как участник игры, ее организатор, режиссер. Занимая позицию играющего партнера, взрослый выполняет правила игры наравне со всеми. Атмосфера равных прав игры для всех участников - своеобразное правило, условие их организации.

Сильнейшим средством воздействия на эмоциональную сферу ребенка является музыка, и потому ее значение в период детства особенно велико. Современному педагогу необходимо внимательно и серьезно относиться к отбору музыкальных произведений, с которыми соприкасается ребенок. Звучащие образы затрагивают самые разнообразные стороны личности ребенка, а главное, они способны заложить основы его нравственности, его мировосприятия.

Новые веяния и идеи проникают в современную музыкально-педагогическую практику. Так, по мнению современных педагогов – музыкантов, необходимым условием развития музыкальности является включение личностного эмоционального опыта ребенка, развитие культуры эмоциональной отзывчивости, чувственного восприятия художественных явлений. На первый план выдвигается практический метод развития музыкального восприятия: «необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания». В музыкальные занятия включаются разнообразные формы творческой игровой и исполнительской деятельности детей. Темброво –шумовые аккомпанементы к произведениям, рисование музыки и «рисование» звуков на детских музыкальных инструментах, звуковые импровизации, основанные на сонорных эффектах, игра по условным партитурам, создание пластических партитур, интонационно – речевые игры с использованием фонем, красочных сочетаний слогов и разнообразных звуков – эти формы игровой творческой деятельности детей постепенно входят в арсенал современной музыкальной педагогики.

В то же время идеи личностно ориентированного обучения остаются до конца не осознанными, нередко лишь декларируются в музыкальной педагогической практике. Существенной проблемой является то, что музыкальные занятия в ДОУ, и в начаьной школе до сих пор планируются в программах по анологии с естесственнонаучными дисциплинами: как передача некоторых знаний, умений и навыков. В результате они не выполняют свой важнейшей функции – содействия самопознанию человека, формированию его собственного мироотношения.

Экспериментальными исследованиями еще несколько десятилетий назад было доказано благоприятное воздействие музыки на разностороннее гармоничное развитие детей. С тех пор музыкальные занятия стали неотъемлемым видом образовательной работы в дошкольных учреждениях. Известно, что игра — это основная деятельность малышей дошкольного возраста. Именно поэтому дети познают эстетику звуков в игровой форме. В педагогике такую деятельность стали называть музыкальными играми

Для чего нужны музыкальные игры в детском саду? С самого рождения малыш, слушая колыбельную песню мамы, учится слышать и воспринимать музыку, чувствовать характер звуков. Погремушки, музыкальные игрушки вызывают познавательный интерес. Такие игры помогают ребенку в доступной, занимательной форме знакомиться с окружающим миром. Психологи утверждают, что музыка помогает гармонично развиваться малышу. Было обнаружено, что благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует

: развитию памяти; внимания; логического мышления; усидчивости; формированию речи, правильному произношению звуков; развитию координации движений; повышению мотивации к обучению; формированию эстетического вкуса. –

Основные виды игр

 Отмечают следующие виды музыкальных игр:

 Подвижные.

Дидактические.

Хороводные.

Кроме того, разделить музыкальные игры можно, в зависимости от роли воспитанника в процессе деятельности, на несколько видов: Игры, направленные на восприятие музыки.

 В качестве примера можно привести такие:

«Угадай инструмент по звуку»,

«Определи характер музыки»,

«Угадай песенку из мультфильма».

«Как листочки шелестят»,

 «Солнечный и дождливый день»,

«Звуки природы» — это осенние музыкальные игры  которые  использую на занятии.

 Их можно адаптировать под любое другое время года. Самостоятельное исполнение. 

В данном случае нет необходимости профессионально воспроизводить музыкальные произведения — не многие воспитанники детского сада имеют такой талант. А вот постучать на деревянных ложках, задать ритм барабаном или даже простыми хлопками в ладоши — вполне под силу даже самым маленьким деткам.

Музыкально-ритмические игры в детском саду предполагают различные танцевальные элементы, подражание.

Подвижные музыкальные игры в детском саду 

Подвижные игры никогда не оставят детей дошкольного возраста равнодушными. А если такая деятельность проводится еще и под музыкальное сопровождение, то эффективность занятий увеличится в несколько раз.  

Активные музыкальные игры

Подвижных музыкальных игр существует бесконечное множество. В качестве примера предлагаем ознакомиться с интересными подвижными музыкальными играми, которые можно провести в детском саду: Выполнение движений по тексту песни (инсценизация). В качестве материала можно использовать песенки Железновой Е. С. или народные прибаутки, потешки. Деятельность, направленная на восприятие характера музыки. К этой категории относятся, например, такие игры, как «Покажи весело-грустно», «Изобрази мелодию мимикой», «Дождик — солнышко». Соревнования. Самой известной игрой такого рода является «Займи стульчик». Также можно предложить поиграть в «Море волнуется» под музыку (в тот момент, когда прекращает играть мелодия, участники «замирают»), «Повтори за мной» (направлена на развитие координации движений и внимания). –

Такое разделение музыкальных активных занятий крайне условное. В зависимости от темы занятия, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,  проявляю творческий подход, придумываю или модифицируя различные задания.

 Дидактические музыкальные игры в детском саду Музыкально-дидактические игры в детском саду применяют на любых занятиях. Так, например, использую изображения музыкальных инструментов, можно провести дидактическую игру, изучая счет или развивая речь. При подготовке к занятию  важно определить цель и задачи игры, подготовить необходимый реквизит.

Материалы для дидактических музыкальных игр

 Музыкально-дидактические игры в детском саду эффективно провести без специального образовательного материала достаточно сложно. Само название деятельности предполагает наличие дидактической картотеки. Можно приобретать готовую продукцию или создавать игры самостоятельно. Приобщить к изготовлению материала желательно и детей. Такая деятельность не только принесет практические результаты, но и станет занимательным занятием для воспитанников

 Материалы к дидактическим музыкальным играм классифицируют таким образом:

аудиозаписи;

 музыкальные инструменты;

музыкальные игрушки;

печатная продукция (карточки, изображения, иллюстрации). Примеры музыкальных дидактических игр в детском саду Предлагаем ознакомиться с некоторыми дидактическими музыкальными играми, которые проводятся в детском саду: «Угадай инструмент». Детям предлагается услышать звук (при этом можно использовать как аудиозапись, так и настоящий инструмент) и показать карточку с изображением музыкального инструмента, который этот звук воспроизводит. «Что лишнее?». Участникам раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Детям необходимо выбрать лишний предмет. Например, на карточке изображены 3 духовых инструмента и 1 ударный (соответственно, он и будет лишним). «Колокольчики звенят». Малышам предлагается с помощью карточек, на которых изображен большой (дон) и маленький (ди-ли) колокольчик, составить рисунок прослушанной мелодии. Для этого детям необходимо разложить карточки в необходимом порядке. «Веселый ксилофон».  Раскладываю в определенном порядке карточки того цвета, который соответствует необходимому отделению ксилофона. Детям нужно воспроизвести «зашифрованную» на карточках мелодию на этом музыкальном инструменте. –

Такие детские музыкальные игры в детском саду станут настоящим праздником для малышей. Яркий дидактический материал поможет эффективно преподнести и закрепить детям образовательный материал. 

Хороводные музыкальные игры

Хороводные музыкальные игры отличаются тем, что проводятся с группой детей, которые идут по кругу, держась за руки и напевая слова. Хоровод — это давняя традиция нашего народа, известная еще несколько столетий назад и имеющая религиозные корни. Известно, что таким образом наши предки просили плодородия, встречали весну, «вызывали» дождь. И сегодня хоровод вокруг елки или поздравление именинника «караваем» — не что иное, как хороводные музыкально-развивающие игры. В детском саду можно организовать хоровод, напевая веснянки, колядки, народные прибаутки.

Замечено, что дети, которые с дошкольного возраста знакомятся с эстетической красотой музыки, лучше усваивают школьную программу, отличаются высокими интеллектуальными и творческими способностями. Кроме того, доказано что детские музыкальные игры в детском саду способствуют познавательной активности детей, формированию их эстетического вкуса, гармоничному всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»

Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творче...

Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста."

Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные зада...

Консультация для воспитателей "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В консультации  "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" раскрывается значение музыкальных игр для развития творческого потен...

Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей младших дошкольников

Статья о роли музыкальных подвижных игр в развитии детей младшего возраста. Об их влиянии на развитие индивидуальных способностей ребёнка, в том числе музыкальных....

Статья «Игра на музыкальных инструментах, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ.»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...

Игра, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В материале,которым я хочу поделиться, я попыталась показать и рассказать, как можно наиболее интересно, занимательно, развивать в детях творческие способности с помощью игр, музыкальных этюдов., упра...

Консультация для педагогов «Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей дошкольников»

Музыкальные подвижные игры  составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста, они развивают, радуют, воспитывпют, учат соблюдать правила игры. Игры помогают ...