Экологическая сказка
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Микешина Светлана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка «Мудрость дерева»

Когда задумал Бог оживить землю, рассыпал он по земле семена жизни и попросил Матушку-землю вырастить себе платье зеленое: деревья, кустарники да травы. Спросила тогда Матушка-земля у Бога, какие деревья ей вырастить для людей? Повелел ей Бог вырастить такие деревья, чтобы учились у них люди божественной мудрости. Так выросли на земле разные деревья. В древние времена люди знали, у какого дерева какое качество мудрости взять.

Кому нужно было очиститься, к березке шли, с ней разговаривали. Березка своим белоснежным платьем всегда людям о чистоте напоминала, а гибкими легкими веточками о нежности.

Если у кого на сердце тяжесть лежала, такого человека старики к липе посылали. Липа – дерево мягкое и сердечное – любое каменное сердце смягчить умела. Недаром ее изящные листочки маленькие сердечки напоминают. Подышит человек медовым липовым ароматом, и легче у него на душе становится.

Мужеству и твердости люди у дуба учились. Дубовыми ветками награждали людей, совершивших великие подвиги, самых мужественных и храбрых.

Вот ивушка над водой склонилась и кажется, будто красная девица затосковала о суженом, или русалочки в плакучие ивушки превратились и горюют по дому подводному. У ивушки люди состраданию учились. Чье сердце равнодушно к чужому горю, тому почаще к ивушке приходить надо. Попадут ивушкины слезы в сердце – растопят в нем равнодушие.

С древних времен люди заметили, что щедрый урожай рябины к зиме суровой. Чем тяжелее зима, тем щедрее это деревце дарит птицам, зверям и людям свое богатство ягодно-витаминное. Бывает вся рябинка так усыпана гроздьями ярко-красными, что согнется тонкая под своим богатым платьем. Но стоит, не ломается, ждет, когда ее богатство понадобится. У рябинки кудрявой люди щедрости учились.

У каждого дерева свой вид и характер. Сосна стройная, осина трепетная, ель величавая, дуб могучий. В каждом дереве частичка мудрости спрятана. Шумит лес разными голосами. Тысячи деревьев, тысячи сокровищ... Если вы придете к нему, подарит вам лес свои сокровища. Кому что нужно? Кому грибы да ягоды для еды, кому древесина для хозяйства, кому листья да почки для здоровья, а кому мудрость для – сердца.

Вопросы

Раздайте детям карточки с рисунками разных деревьев. Каждый представляет себя тем или иным деревом, а затем рассказывает другим о своей жизни. Все остальные отгадывают, какое «дерево» рассказывало о себе.

Во время прогулки по лесу прислушайтесь к разным деревьям и постарайтесь услышать, о чем они говорят.

Какой характер у разных деревьев в лесу?

Встречали ли вы в лесу необычные деревья? Выберите в лесу какое-либо необычное дерево и напишите историю его жизни.

Экологическая сказка «Жизнь дерева»

Однажды учительница повела детей на прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева.

– Дерево живое, как и мы, люди, – объясняла учительница, остановившись перед большой елью. – Оно дышит, спит, ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить.

Все внимательно слушали рассказ учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно. Они потихоньку убежали в глубь леса.

  • Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, – сказал один.

Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась.

  • Конечно, глупости, – засмеялся другой, – деревья говорить не могут! Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет?
  • А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, – поддержал друзей третий.
  • Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, – закричал он через некоторое время.

Ребята принялись скакать вокруг дуба, пинать его ногами и весело распевать:

  • Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя.

Вдруг они все трое почувствовали, как что-то вцепилось им в курточки и приподняло их над землей.

  • Ой, что это? – закричали ребята хором.

Ветви старого дуба зашелестели грозно:

  • Я хранитель леса, – голос дуба был такой гулкий, что все деревья содрогнулись вокруг. – Ведь вы спрашивали мое имя, негодные мальчишки?

Перепуганные ребята молчали. А голос дуба, словно грозный вихрь наполнил лес:

  • Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из вас хочет взять их на поруки?

Деревья в ответ испуганно зашумели.

  • Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, – сказала осинка.
  • И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, — ответила ель.
  • У меня забот и без мальчишек много, – объяснила рябинка, – мне надо ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать.
  • Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, – грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков.
  • Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не годится людям камнями быть, – зашелестела ветвями обиженная мальчиками березка. – К тому же Творец велел нам служить людям.
  • Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, – уже мягче прошелестели ветви дуба. – Так и быть, возьми их и научи уму разуму.

Ребята хотели возразить, но вдруг почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке. Очнулись все трое в разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой попал в ствол и ветки березы; а третий – в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала им:

  • За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки, дереву очень много нужно успеть сделать за лето.

У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод.

  • Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, – возразил первый мальчик.
  • Ты должен сделать это, – отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты.

Потом береза обратилась к стволу и веткам:

  • У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями, листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу, которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда – защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки. Иначе ты начнешь гнить и умрешь.
  • У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное место, – захныкал второй мальчик.
  • Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны, нанесенные им, – ответила береза и обратилась к листьям:
  • Вы, листья, – лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые. Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните.
  • Я не хочу умирать осенью, это несправедливо, – я еще совсем маленький, – возразил третий мальчик. – Кроме того, я не могу работать день и ночь.
  • Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса – великан дуб – теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, – объяснила березка и добавила, – а если, вы, листья, не будете работать, вы засохните сразу же.
  • Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? – услышали ребята голос учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле дуба.
  • Извини нас, березка, – прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса.
  • Трудная у тебя жизнь, – добавил второй.

А третий ничего не сказал, только ласково погладил березку по белой коре.

Вопросы

Какой была березка? Чем она отличалась от других деревьев? Нарисуйте ее.

Для чего служат дереву корни, ствол, ветви и листья?

Какая часть дерева самую тяжелую работу выполняет?

В какое дерево вы хотели бы превратиться и почему?

Чему научила мальчиков эта история?

Расскажите о деревьях-долгожителях.

Для чего люди срубают молоденькие деревца?

Если бы вы были лесным доктором, как вы деревья от болезней лечили бы?

Елочкина беда

http://1.bp.blogspot.com/-ZWLok-LNkDg/US9hhW3ogDI/AAAAAAAACsQ/MHh9vTGkR5A/s320/874269759.jpg

Было это давным давно, никто уже и не помнит, каким ветром занесло это еловое семечко на лесную полянку. Лежало оно, лежало, набухло, пустило корешок, а кверху росток. С той поры минуло много лет. Там где упало семечко выросла стройная, красивая Елочка. И как она была хороша, так же была мила и вежлива со всеми. Все любили Елочку и ухаживали за ней. Ласковый Ветер сдувал пылинки и причесывал ее. Светлый Дождик умывал. Птицы пели ей песни, а лесной доктор Дятел лечил.

Но однажды все изменилось. Проходил мимо Елочки лесник, остановился и залюбовался ею:

- Ах как хороша! Это самая красивая Елочка во всем моем лесу!

И возгордилась тогда Елочка, заважничала. Она уже не благодарила ни Ветер, ни Дождь, ни Птиц, ни Дятла, никого. На всех смотрела она свысока, насмешливо.

- Какие вы все возле меня маленькие, уродливые и грубые. А я красавица!

Ветер нежно качнул ветки, хотел Елочку причесать, а она как разозлится:

-Не смей дуть, растреплешь мне прическу! Я не люблю, когда на меня дуют!

-Я просто хотел сдуть пыль, чтобы ты была еще прекраснее, - ответил Ласковый Ветер.

- Отлети от меня! – пробурчала горделивая Елочка.

Обиделся Ветер и улетел на другие деревья. Дождь хотел побрызгать на Елочку, а она как зашумит:

- Не смей капать! Я не люблю когда на меня капают! Ты мне все платье промочишь.

- Я умою твои иголочки, и они будут еще зеленее и красивее, - ответил Дождь.

- Не тронь меня, заворчала Елочка.

Обиделся Дождь и утих. Дятел увидел кароедов на Елочке, сел на ствол и давай кору долбить, червяков доставать.

- Не смей долбить! Я не люблю когда меня долбят, – закричала Елочка. - Ты испортишь мой стройный ствол.

- Я хочу, чтобы на тебе не было зловредных козявок! – ответил услужливый Дятел.

- Убирайся от меня подальше! – приказала Елочка.

Обиделся Дятел и перепорхнул на другие деревья. И вот осталась Елочка одна, гордая и довольная собой. Целыми днями она любовалась собой. Но без ухода стала терять она свою привлекательность. А тут еще и кароеды приползли. Прожорливые они залезали под кору, точили ствол. Всюду появилась червоточина. Поблекла Елочка, загнила, затрухлявила. Переполошилась она бедная, зашумела

- Эй Дятел, санитар лесной, спаси меня от червей! Но Дятел не услышал ее слабый голос, не прилетел

- Дождик, Дождик, умой меня! И дождик не услышал.

- Эй Ветер! Подуй на меня!

Пролетающий мимо Ветер чуть- чуть дунул. И случилась беда: Елочка закачалась и надломилась. Надломилась, затрещала и рухнула на землю. Так и закончилась эта история о зазнавшейся Елочке.

Приключения листика

http://stat20.privet.ru/lr/0b28ba06a501fd96fe8c67b63885eeff

Здравствуйте! Меня зовут Листик! Я родился весной, когда почки начинают набухать и распускаться. Чешуйки моего домика — почки — раскрылись, и я увидел, как мир прекрасен. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листочку, каждой травинке. И они улыбались в ответ. Вот пошел дождик, и мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером. 
Как весело и беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветках моей мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал мне о своих путешествиях.
Время летело быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу.
Однажды утром я проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел заплакать, но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что пришла осень, и поэтому все вокруг меняется.
А ночью сильный ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер стих, и я упал на землю. Здесь лежало уже много других листьев. Нам было холодно. Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...