РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
консультация (средняя группа) на тему

Влияние семьи огромно в устранении нарушений в речевом развитии детей. Именно родители могут и должны создать все необходимые условия своим детям для закрепления усвоенных ими речевых навыков.

         Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое произношение слов, нужно развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, учить слушать речь, различать звуки при произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_razviti_rechevyh_navykov_detey.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Играя – обучаем

Дячук Людмила Сергеевна,

логопед Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»,

пгт Барсово, Сургутский район

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

Влияние семьи огромно в устранении нарушений в речевом развитии детей. Именно родители могут и должны создать все необходимые условия своим детям для закрепления усвоенных ими речевых навыков.

Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое произношение слов, нужно развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, учить слушать речь, различать звуки при произношении.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В такие игры, как «Домик», «Пальчики здороваются», «Шарик», «Елка», «Дерево», родители могут играть с детьми в свободное время.

Игра «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение. Детям такие игры очень нравятся.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Игра «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя.

К сожалению, во многих семьях либо наблюдается безразличное отношение взрослых к речевым проблемам ребенка, либо выдвигаются такие требования к речи, которые не соответствуют его уровню развития. В результате у многих малышей пропадает желание правильно говорить, они боятся произнести какой-либо звук или слово неправильно.  Поэтому, на любое высказывание ребенка необходимо реагировать, и эта реакция должна только положительной.

Чтобы играть, нужно знать правила игры и рассказать их ребенку. Например: «Сынок, давай поиграем в игру «Что делают из металла?». Кто больше скажет слов – тот и победил». Правила игры: повторяться нельзя, быть внимательным, запоминать, какие слова уже говорили.

Примеры игр, которые не требуют много атрибутики и не займут много времени у родителей.

«Что делает мама на кухне?» ( Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, вытирает, зажигает, пробует, солит, наливает, выливает, разливает, убирает, достает). Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?

«Как называются предметы мебели на кухне?», «Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель?» (Лесник, лесоруб, художник-дизайнер, столяр, ткач).

Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со ш
торами.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин
том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в
бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет
мёд.

Кот плывет по океану,
К
ит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный
лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.

Упражнения из практической жизни

для развития общей и тонкой моторики

        Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.

        Вот их примерный перечень:

- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

- Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.

- Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить "грязный" ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.

- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

- Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора "мусора".

- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.

- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.

- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.

- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.

- Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.

- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.

- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.

- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.

- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.

- Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи "ершика".

- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.

- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.

- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.

- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

- Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.

- Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.

- Изготовление гирлянд, бус.

- Продевание тесьмы в дырочки.

- Игра "поймай рыбку": сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.

Играйте с детьми при малейшей возможности, играйте живо, заинтересованно, с победителями и побежденными, возможно и с наградами. Именно в игре дети с удовольствие овладевают речевыми навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речевых навыков детей раннего возраста"

В данной консультации,  даны упражнения по развитию речи,  для детей ранненго возраста....

"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"

В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...

Консультация на тему: «Роль фольклора в развитии творческих навыков детей дошкольного возраста»

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.  Обогащение детей знаниями о народном фольклоре, нач...

Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».

Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....

Статья: «Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей»

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интер...

«Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

                                                  «Начало иску...

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Создание условий для речевого творчества дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи:1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речевого творчества детей с...