Педагогический проект "Сказка как средство воспитания младшего дошкольника".
проект (младшая группа) на тему

Тумко Валентина Анатольевна

В моем проекте раскрыта тема использования сказок в обучении и воспитании подрастающего поколения,т.к. сказка является одним из важнейших социально- педагогических средств формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    « Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».

             Педагогический проект в младшей группе  «А»

 «Сказка как средство воспитания младшего дошкольника»

Подготовила воспитатель: Тумко В. А.

Проблема: 

Народная сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В работе  многих  педагогов народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания детей. Использование сказок в формировании личности дошкольников успешно применяется в практике работы многих образовательных учреждений. Вместе с тем, в педагогической науке остается недостаточно раскрытой проблема формирования основ нравственных представлений у младших дошкольников посредством народных сказок, не отображено его содержание и не выявлены педагогические условия, позволяющие совершенствовать данный процесс.

Таким образом, имеет место противоречие между требованием формирования основ нравственных представлений у младших дошкольников посредством сказок и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Актуальность проекта:

 Сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру, справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Цели:

1.Обобщить знания детей о прочитанных сказках.                                                    2.Прививать любовь к русским народным сказкам.                                                                  3. Определить  роль и значение жанра сказок в воспитании младшего школьника.                                                                                                                        4.Раскрыть понятие сказки и показать ее использование в воспитании детей.

Задачи:                                                                                                                  1.Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности у детей.                                                                                                                        2.Учить  делать выводы .                                                                                         3.Закрепить умение показывать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности.                                                                            4.Формировать  потребность в чтении русских народных сказок.       5.Воспитывать чуткость, доброту, умение сопереживать.                                

Вид проекта: групповой, игровой, среднесрочный.   

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.  

Сроки реализации: две недели.  

Прогнозируемый результат:

1. Получение знаний о сказках.

2. Формирование у детей понимания добра и зла в сказках.

3. Создание необходимых условий для ознакомления детей со сказкой в ДОУ (обогащение предметно-развивающей среды)

4. Стремление и желание детей к изучению народного творчества. 5.Формирование устойчивого  интереса к  чтению  русских  народных сказок.

6.Заинтересованность родителей в реализации проекта.

Предварительная работа.

1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

2. Драматизация сказок.

3.Рисование на тему: «Моя любимая сказка».

4. Лепка сказочных героев.

5.Совместная работа родителей и ребенка «Наша сказка самая лучшая».

6. Обустройство театрально – музыкально среды по теме «Путешествие в мир сказки».

7.Папка – раздвижка для родителей «Читайте детям сказки»

8. Статьи-консультации в уголке родителей «Роль сказок в воспитании детей».      

Основной раздел программы:                                                           познавательное развитие(  ознакомление с окружающим миром).

Деятельность в рамках проекта.

Подготовительный этап:

1.Формулирование проблемы.

2.Определение актуальности, цели и задач.

3.Подбор методической и художественной литературы.

4.Подготовка бесед по данному возрасту.

5.Подготовка и разработка игр и игровых ситуаций по теме.

Основной этап:

1.Организация предметно-развивающей среды.

2.Проведение ситуативных игр-инсценировок на тему прочитанных сказок  в группе и на прогулке.

3.Индивидуальная работа с детьми(алгоритм психокоррекционной сказки).                            

5.Чтение художественной литературы.

6.Беседы.

7.Продуктивная деятельность детей совместно с воспитателем(рисунки).

8. Продуктивная деятельность родителей (рисование любимых сказочных персонажей)

Заключительный этап:

1. Оформление выставки аппликаций  по сказке «Заюшкина избушка».

2. Выставка поделок из соленого теста по сказке  «Колобок».

3. Выставка  рисунков детей, нарисованных совместно с родителями  на тему  «Мультяшные герои в сказках».

                                                 План реализации проекта

      Дни проектной

   деят- ти

           Мероприятия

              Цели

Образовательные области                    

1.Понед.

06.02.17г.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», разгадывание загадок.

1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).

2. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Познавательное

развитие

Речевое развитие

2.Вторн. 07.02.17г.

Лепка из соленого теста по сказке «Колобок».

1.Учить передавать образ репки, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму; учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы;

2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.  Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Познавательное

развитие

Художественно-эстетическое  развитие

3.Среда    08.02.17г.

Чтение сказки: «Волк и семеро козлят».

1.Развивать речь, мышление.                  2.Учить прослеживать порядок событий по сюжету сказки. 3.Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один.

Речевое развитие

4.Четверг      09.02.17г.

Настольная игра «Сложи сказку» по сказке «Репка».

1.Закреплять создание образов сказочных героев в технике сложения из кусочков в одно целое.                           2. Обогащать малышей яркими эмоциональными впечатлениями.

Познавательное

развитие

Художественно-эстетическое  развитие

5.Пятница

10.02.17г.

Игра- инсценировка по сказке «Теремок». Используется алгоритм психокоррекционной сказки:                             -          подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру;                              -        описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;                                                                                                                  -        герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком;                            -        герой начинает искать выход из создавшегося положения.                                    

1.Учить входить в воображаемую ситуацию.                2.Развивать речь и двигательную активность детей.

3.Формировать  у детей интерес к театрализации.

Речевое развитие

Физическое развитие

6.Понед. 13.02.17г.

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

1.Формировать  интерес к  чтению художественной литературы.                                                                        2.Учить детей эмоционально слушать сказку.                                                                                                    3.Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, объяснить значение слов: (ледяная, лубяная).

Речевое развитие Познавательное

развитие

Художественно-эстетическое  развитие

7.Вторник 14.02.17г.

Изготовление аппликаций по сказке «Заюшкина избушка».

1.Развивать ориентировку в пространстве, умение правильно располагать изображение на листе бумаги.                                2. Закреплять умение предварительно выкладывать изображение дома, а затем последовательно и аккуратно  наклеивать детали аппликации.      

Речевое развитие Художественно-эстетическое  развитие

8.Среда

15.02.17г.

Игра-инсценировка  по теме «Репка». (Пальчиковый театр).        

1.Побуждать к диалогической речи посредством совместных игр-инсценировок.

2.Побуждать к самостоятельному выбору игрового материала.

3.Развивать интерес к совместной игре.

Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое развитие.

9.Четверг

16.02.17г.

Просмотр мультфильмов  на тему русских народных сказок.

1.Учить детей узнавать сказку  по  по отрывку ,по названию.(т. е. по характерным признакам и действиям героев).

2. Развивать речевую активность детей, побуждать их обсуждать действия героев сказки.

3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

10.Пятница

 17.02.17г.

Беседа «Угадай героя сказки».                  Прослушивание  песен из мультфильма «Маша и Медведь».

Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции.

Оборудование:

1.Иллюстрации по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и Медведь», «Гуси – лебеди»,« Заюшкина избушка»,  «Колобок»,  «Волк и семеро козлят».

2.Стеки.

3.Картон.

4.Соленое тесто.

5. Атрибуты:  шапочки героев сказки: мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя (родители взрослые животные, дети – детеныши).

6.Теремок из картона.

7. Картинки с изображением лиса, заяц, петух;  квадратные листы бумаги (любого мягкого тона), бумажные  разноцветные заготовки:  прямоугольники 10х12 см, квадраты 4х4 см, треугольники с боковой стороной 8 см, клеёнки, салфетки, клей-карандаш, подносы, образец готовой аппликации, магнитные геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольники).

8.Подбор фонотеки из мультфильма  «Маша и медведь».

9.Сказки « Заюшкина избушка»,  «Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь», «Репка», «Гуси- лебеди»,  «Волк и семеро козлят».

Литература:                                                                                                                         1.Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.

2.Главы из книги  «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку»   ОриентМикс.

3. Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

Сказка, как средство воспитания ребенка дошкольника.

Сказка, как средство воспитания ребёнка-дошкольника.Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были ум...

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...

Презентация проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников»

В презентации сформированы: проблема, цель, задачи проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников». Представлены:ожидаемый результат, формы реализации проек...

Педагогический проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Сказка – великая духовная культура народа,которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.Алексей Николаевич Толстой...

Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...

Консультация "Игра как средство воспитания младших дошкольников"

Игра является важным видом деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому особое внимание воспитатели заостряют именно на игровой деятельности дошкольников....