"Этикет телефонного разговора"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Маклакова Е.М.

Конспект НОД для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Этикет телефонного разговора». Конспект занятия в старшей группе

Тема«Этикет телефонного разговора»

Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности.

Задачи:

Образовательные:

1) Знакомить детей с правилами телефонного разговора, используя принятые нормы вежливого речевого общения;

2) Познакомить детей с нужными телефонными номерами;

3) Закреплять умение пользоваться телефонным аппаратом. Закреплять знания детей о вежливых словах, расширять словарный запас.

Развивающие:

1) Развивать внимание, память, активность речи;

2) Способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог, умение выслушать;

3) Упражнять в умении отвечать на телефонный звонок.

Воспитательные:

1) Воспитывать в детях уважение к другим людям, желание быть вежливыми;

2)Воспитывать бережное отношение к вещам.

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»«У меня зазвонил телефон». Беседа с детьми на тему«Для чего нам нужен телефон?»

Оборудование: два телефонных аппарата, костюм доктора Айболита, аудиозапись телефонного разговора с больными зверятами, атрибуты.

Ход НОД:

Звучит музыка из сказки «Айболит». Появляется ребёнок из другой группы в костюме Айболита с чемоданчиком в руке и телефонным аппаратом.

Айболит: Здравствуйте, ребятки! Как поживаете? Я к вам за помощью пришёл. В Африке ждут моего телефонного звонка больные зверята. Они хотят знать, когда я к ним прилечу, а я не могу им позвонить, потому что не знаю, как это сделать. Помогите мне, объясните, что это за штука – телефон и как с ним надо обращаться, а главное – как позвонить.

Воспитатель: Ну как, ребята, поможем доктору Айболиту? А вы, доктор Айболит, присаживайтесь, пожалуйста, и послушайте.

В ходе занятия воспитатель привлекает доктора Айболита к играм и ответам на вопросы.

-Для чего нам нужен телефон?

-Кому вы звоните по телефону?

-Какие правила разговора по телефону вы знаете и соблюдаете?

-Куда звонить при возникновении экстренных ситуаций? (Слайд № 1)

-Ответы детей

-Как вызвать по телефону «пожарных»?

-Ответы детей

-Если в доме вспыхнет пламя,

Вряд ли справитесь вы сами,

Перед тем, как спорить с ним

Наберите … (01) (Слайд № 2) Дети обыгрывают ситуацию

-Как вызвать по телефону «милицию»?

-Ответы детей

-Если видишь преступленье

Иль к нему приготовленье,

Граждан защити права,

Набери скорей … (02) (Слайд № 3) Дети обыгрывают ситуацию

-Как вызвать по телефону «скорую помощь»?

-Ответы

-Если человеку плохо,

Толку нет вздыхать и охать,

Срочно номер набери

Скорой помощи… (03) (Слайд № 4) Дети обыгрывают ситуацию

-Как вызвать по телефону «газовую службу»?

-Ответы

-Если сильно пахнет газом,

Форточки откройте сразу,

Не включайте свет в квартире

И звоните … (04) (Слайд № 5) Дети обыгрывают ситуацию

-Если ты один остался,

Заблудился, потерялся,

Подойди к прохожей даме,

Пусть твоей позвонит маме

-Ребята, по этим номерам можно позвонить с домашнего телефона, а чтобы позвонить с сотового телефона, мы используем номера«101»«102»«103»«104» (Слайд № 6)

-А все эти службы собраны в единый номер службы спасения «112» (Слайд № 7)

Есть ещё одно очень важное правило при телефонном разговоре, и сейчас вы сами о нём догадаетесь.

Проводится игра «Испорченный телефон». Воспитатель предлагает детям встать в шеренгу и шёпотом передать друг другу одно и то же слово, затем сравнить первое и последнее слова.

-Вы догадались, какое важное правило подсказала нам игра «Испорченный телефон»: говорить по телефону надо чётко и ясно, чтобы вас правильно поняли. А теперь поупражняемся в правилах телефонного разговора.

Воспитатель предлагает ситуации, участниками которых являются один из детей и воспитатель.

Задания:

Пригласить подругу погулять.

Позвонить маме на работу и узнать, когда она придёт домой.

Ответить на телефонный звонок воспитателя Марии Степановны.

Ответить по телефону маминой подруге (её нет дома, она моет голову в ванной комнате, она спит).

Ответить по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер.

Ты звонишь другу. К телефону подошла его мама (друг дома, его нет дома).

Физкультминутка

-А теперь поиграй с нами! Представим что мы в Африке!

Дети идут по кругу:

В Африку мы пришли,

мы пришли,

мы пришли.

Черепаху здесь нашли,

ой нашли,

ой нашли.

Приседай, приседай (дети приседают)

Черепаху травкой угощай (дети протягивают руки вперёд)

В Африку мы пришли (шагают по кругу)

Страуса мы нашли.

На носочки вставай, (рукой показывают вверх)

Руки вверх поднимай!

В Африку мы пришли,

И слона мы нашли (изображают слона)

Он ушами хлопает (изображают хлопанье ушами)

И ногами топает (топают как слоны)

За руки мы все взялись,

И все дружно обнялись! (обнимаются)

Воспитатель:Телефон – это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи. Но для этого надо знать основные правила. Давайте вспомним их.

Воспитатель побуждает назвать основные правила телефонного этикета, при затруднении приводит ситуации, позволяющие вывести это правило. Например: рано утром, когда все ещё спали, раздался телефонный звонок, все в испуге проснулись. Оказалось, что Серёжа хотел узнать у товарища, во сколько начинаются мультики.

Правила:

Ждать ответа на телефонный звонок – 5 – 7 гудков

При звонке телефона стараться побыстрее поднять трубку и ответить.

Осторожно снимать трубку с телефонного аппарата и так же осторожно класть её на место.

Начинать разговор со словами приветствия и заканчивать словами прощания.

Говорить вежливо, чётко и недолго.

Никогда не звонить рано утром и поздно вечером.

Айболит: Спасибо, ребята, что рассказали, как пользоваться телефоном. Можно мне позвонить в Африку?

Доктор «Айболит» набирает номер телефона, включается аудиозапись ответов зверей.

Айболит: Здравствуйте, зверюшки! Как вы поживаете?

Зверята:

Здравствуй, доктор Айболит!

У нас ангина, скарлатина, холерина,

… аппендицит,

Малярия и бронхит!

-А вы принимаете лекарства, которые я вам советовал?

-Да, но мы тебя ждём, очень, очень, потому что в Африке,

На чёрной Лимпопо,

Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

-Я обязательно приеду. Завтра выезжаю. До свидания.

-До свидания, доктор Айболит (Уходит)

Воспитатель:Сам не справишься с пожаром-

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

101 звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не всё сгорело.

Пусть помнит каждый гражданин,

Пожарный номер 101!

-Дома я один остался,

Кто – то дверь открыть пытался.

Я тогда 102 набрал.

Не пройдет  и пять минут,

Как воришку заберут! (Слайд № 8)

-Если мама заболела,

Не волнуйся и не плачь.

Набирай 103 скорее

И приедет к маме врач.

Если что – нибудь случится-

«Помощь скорая примчится»

-Если дома пахнет газом,

Ты не спи и не скучай.

Газ скорей перекрывай,

Окна шире открывай,

104 набирай,

Службу газа вызывай! (Слайд № 9)

Воспитатель: Я надеюсь, что ребята тоже запомнили правила разговора по телефону и будут их выполнять.



Предварительный просмотр:

НОД по культуре поведения для детей старшей группы «Правила поведения во время телефонного разговора»

Тема: Правила поведения во время телефонного разговора

Программное содержание:

познакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора, продолжать учить употреблять различные формы обращения с просьбой, воспитывать у детей навыки культуры общения.

Воспитывать умение правильно общаться во время телефонного разговора

Словарная работа: активизация в речи детей вежливых слов и выражений

Предшествующая работа: чтение произведения К. Чуковского "Телефон", беседа о вежливых словах, рассматривание телефонного аппарата, беседа о его предназначении.

Подготовка к занятию: два игрушечных телефона на детских столах, расстояние между ними - один-два метра, рассказ "Телефон," Н. Носова.

Ход занятия: Дети, давайте сядем поудобнее, расправим плечики -вот так, чтобы легко дышалось. Вам, наверно, знакома такая ситуация:

"Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

На носочки я встаю,

Телефон не достаю.

Я залез на табурет,

Говорю, что папы нет. "

Е. Руженцев.

Действительно, ситуация очень знакомая. А вот умеете ли вы вежливо разговаривать по телефону? /ответы детей/.

Сейчас мы с вами это проверим.

У меня зазвонил телефон. Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К. И. Чуковского?

Помните, кто звонил герою стихотворения?/ответы детей/

Да, слон, верблюд, олень, тюлень, газели, зайчата, медведь, бегемот, и у всех были самые разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки:

"А потом позвонили мартышки: Пришлите, пожалуйста, книжки. "

А теперь другая просьба:

"А потом позвонила свинья: Пришлите ко мне соловья. "

Ребята, подумайте и скажите, чья просьба вежливее?

Почему?

Какие ещё вы знаете вежливые слова, которые можно использовать при обращении с просьбой?

"Пожалуйста, Будьте добры. Будьте любезны. "

Молодцы, а сейчас вы мне поможете сформулировать некоторые правила разговора по телефону.

Разговор по телефону начинается со слов-приветствий.

Это. ./ответы детей/.

А заканчивается словами прощания, это. /ответы детей. /

Воспитанный человек не перебивает собеседника, не затягивает разговор говорит коротко и ясно, не кричит в трубку, а говорит вполголоса. А так же обращается с просьбой или благодарит, используя вежливые слова и выражения.

А сейчас представьте себе, что перед вами настоящие телефоны, и вы будете по ним разговаривать.

Представьте себе ситуацию: Маша звонит Ане, выясняя, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор, как лучше закончить, какие "вежливые" слова должны прозвучать в этом разговоре?

Ситуация вторая: Коля звонит Юре, чтобы пригласить его на день рождения. Трубку взяла Юрина мама. /в роли мамы - воспитатель. / Ситуация третья: Аня звонит Марине, Ей хочется поделиться радостью, ей купили Барби! Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина моет лапы собаке после прогулки. Как поступит Аня?

Ситуация четвёртая: Юля осталась одна дома, "й скучно, она решила по-звонить своей подружке из соседнего подъезда и попросить её прийти к ней поиграть. Трубку взяла мама.

Ситуация пятая: Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Не забудьте извиниться, ведь вы отрываете людей от работы, /в роли незнакомца - воспитатель. /

Каждая ситуация разыгрывается, по-возможности, без подсказок и комментариев по ходу, а когда подходит к своему логическому завершению, анализируется и отмечаются замеченные детьми ошибки, воспитатель подводит итог.

ФИЗМИНУТКА.

А сейчас послушайте отрывок из рассказа Н. Носова "Телефон. "

Мы с Мишкой купили замечательную игрушку - телефон. Пришли из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой у Мишки, и соединили их через окно проводами.

-Ну,-говорит Мишка,- будем разговаривать. Беги на верх и слушай. Я побежал к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:

-Алло! Алло! К я кричу: -Алло!

-Ты слышишь что-нибудь? кричит Мишка. -Слышу, а ты?

-Слышу. Вот здорово! Вот здорово! Ты хорошо слышишь? -Хорошо. А ты?

-И я хорошо! Ха-ха-ха! Слышишь как я смеюсь? -Слушай, сейчас я к тебе приду!

Мишка прибежал ко мне и мы стали обниматься от радости, -Хорошо, что купили телефон! Правда?- говорит Мишка, -Конечно,- говорю,- хорошо.

И вот какие разговоры начали вести мальчики:

-Алло!

-Алло!

-Давай рззговариватъ! -Давай-говорю. - з о чём? -Ну о чём. О чём-нибудь. -Чего же ты не разговариваешь? -А ты почему не разговариваешь?

-Да я не знаю о чём говорить,-говорит Мишка. - Это всегда, так бывает когда надо разговаривать, так и не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, то разговариваешь и разговариваешь! Я говорю:

-Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним. -Ладно.

Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку. -Ну, придумал? Спрашивает Мишка.

-Нет ещё, не придумал. А ты?

-Нет, тоже не придумал.

- Зачем же ты звонишь, раз не придумал?

-А я думал, что ты придумал.

-Я сам тогда позвонил бы.

-А я думал, что не догадаешься.

-Ну ладно. Давай уроки учить.

-Давай.

Я повесил трубку и сел за уроки. Вдруг Мишка звонит.

Как вы думаете, почему мальчики звонят по телефону, ведь они не знают, о чём разговаривать?

Как вы думаете, появятся ли у друзей темы для разговора?

А вы в каких случаях пользуетесь по телефону?

Кому звоните, о чём говорите?

Нужно ли звонить, если не знаешь, о чём говорить?

Значит, звонить по телефону нужно тогда, когда в этом есть необходимость.

А можно ли сказать, что телефон - помощник человека?

Почему?

Давайте представим себе, что может произойти, если вдруг исчезнут все телефоны?

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что понравилось больше всего? Что вы узнали нового?

Теперь вы знаете, как правильно нужно разговаривать по телефону, и будете эти знания использовать в жизни.