Главные вкладки

    Проект с детьми старшей группы «Крым – это горы, Крым – это море».
    проект (старшая группа) на тему

    Станичная Елена Алексеевна

    Ознакомление детей с городом, в котором они живут, вызов чувства гордости за свою "малую Родину". Формирование у детей знаний о родном крае, достопримечательностях, его истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_s_detmi_starshey_gruppy.docx30.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект с детьми старшей группы  «Крым – это горы, Крым – это море».

                                                               На ладонях ласкового моря

                                                                Маленькая нежится страна.

                                                                Сон её оберегают горы,

                                                                 Колыбельную поёт волна.

     Информационно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста.

    Длительность проекта: сентябрь – ноябрь 2015 г.

    Цель проекта: показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину». Создать систему работы по формированию у детей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностях, климате, растительном и животном мире.

    Задачи:

    - Формировать устойчивый интерес к Крыму;

    - Расширить знания детей о родном крае, его истории,        

       достопримечательностях;

    - Систематизировать знания детей о Чёрном море;  

    - Закрепить знания об обитателях Чёрного моря, о целебных свойствах моря;

    - Углублять знания детей о растениях и животных Крыма, занесённых в  

       Красную книгу;

    - Познакомить с произведениями художников, композиторов, поэтов о море;

    - продолжать учить отгадывать загадки;

    - Воспитывать у детей любовь к морю и желание сохранить его;

    - Формировать у детей чувство любви к родному городу и краю;

    - Способствовать налаживанию тесного взаимодействия педагогов, родителей и детей. Ориентировать родителей на патриотическое   воспитание в семье;

    - Развивать логическое мышление и речевые способности детей.

    Актуальность.

    Общеизвестно, что ребёнок познаёт мир из ближайшего окружения. Его любовь к Родине начинается с любви к отцу и матери, родному дому, городу. Очень важно знакомить детей с историей края, его историческими достопримечательностями, природой и культурным наследием. Ведь любовь к городу, родному краю зарождается в раннем возрасте и эти патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

    Ожидаемые результаты:

    • Расширение знаний детей о полуострове Крым, городах Крыма;
    • Активное участие родителей и детей в разнообразных  

             мероприятиях группы;

    • Формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему

             миру, природе;

    • Пополнение учебно-материальной и развивающей среды в группе;
    • Появление у детей чувства гордости за свою родину, уважение к её

              истории, природе.

    Характеристика проекта:

    • По доминирующей деятельности: информационно - творческий.
    • По длительности: длительный.
    • По количеству участников: коллективный.

    Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

    Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, экспериментальная деятельность, работа с родителями.

    Методы и приёмы: занятия, беседы,  составление рассказов,

    дидактические игры, выставки рисунков, игровая деятельность, опыты, индивидуальная работа, практическая деятельность.

    Мотивационный этап

    Цель мотивационного этапа: выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.

    Работа с детьми:

    1. Создание проблемной ситуации  «Что рассказала нам ракушка».

    2. Просмотр иллюстраций природы Крыма.

    3. Принятие решения: осуществления проекта «Крым – это горы, Крым – это море».

     Информационный этап

    Работа с детьми

    Проведение информационных форм совместной деятельности с детьми

    по проекту.

    1. Занятия «Мы живём в Крыму», «Что такое море».

    2. Знакомство с репродукциями картин Айвазовского, Волошина.

    3. Чтение стихотворений Л. Огурцовой, Л. Фисейской, А. Мацояна.

    5. Разучивание стихотворений о Крыме.

    6. Чтение сказок  «Почему море Чёрное», «Таинственная красавица».

    7. Чтение и пересказ крымских легенд «Почему Чёрное море солёное», «О Медведь – горе», «Почему Чёрное море бурливое».

    8. Чтение загадок о морских обитателях.

    9. Чтение рассказов о растениях и животных Крыма.

    10. Знакомство с растениями и животными Крыма, занесёнными в          

         Красную книгу.

    11. Выставки  рисунков  «Морской пейзаж», поделок из природного    

          материала. (Приложение №1.)

    12. Дидактические игры – «Опиши город», «Моряки», «Хорошо - плохо»,        «Для чего море», «Рыбки», «Найди слова в море», «Кто в Чёрном море живёт», «Море – пища», «Море – дом».

    13. «Угадай загадку» (Приложение №2.)

    Работа с родителями.

    1. Знакомство родителей с проектом.

    2. Совместная изобразительная деятельность: «Мой Крым».

    3. Родительское собрание «Что я знаю о Крыме».

    Репродуктивный этап

    Работа с детьми.

            1. Занятия «Наш волшебный Крым», «Отдых всей семьёй», «Растения и  

               животные Красной книги», «Подводное царство», «Я рисую город».

    2. Оформление выставки «Крым удивительный, сказочный».

    3. Создание коллективной работы «Подводное царство».

    4. Выставка рисунков: «Морской пейзаж», «Крымские горы»; оригами «Золотая рыбка»; поделок из природного материала.

    5. Игровая деятельность – «Найди лишний предмет», «Что рассказала        

       ракушка», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки», «Водяной», «За что      

        я люблю солнце».

    Работа с родителями

    1. Создание папок «Жемчужина у моря – Крым», «Красная книга растений Крыма», «Красная книга животных Крыма».

    2. Семейный вернисаж: «Отдых в Крыму».

    3. Создание книжек-малышек: «Природа Крыма».

    Творческий этап

    1. Занятие «Город солнца, моря и тепла».

    2. Экспериментальная деятельность

    3. Игровая деятельность – «Кому нужно солнце», «Морские обитатели», «Чем знаменит наш полуостров», «Забочусь о здоровье», «Вместе играть – болезнь забывать».

     Приложение №1

     Сказка «Почему море Чёрное»

    Это было в давние времена, когда Бог ещё посещал Землю. Долго он обозревал её и обошёл всю. И вот в конце пути подошёл к берегам моря синего. Воды его были чисты и прозрачны. Бог утомился от тягот пути дальнего, искупался в море, прилёг в тени, да и уснул. И оттого воды в море стали целебными, а берег превратился в рай. Солнце в небе светило, дожди увлажняли землю, чтобы травы по пояс росли, деревья цвели и плоды приносили. Пели птицы песни райские, и животные в изобилии бродили по горам и степям. И благо было всем. Долго спал Бог на Земле. Жили люди в счастье и довольствии, в морских водах исцелялись, силы и здоровье черпали. И не гневили Бога делами злыми, чтобы не просыпался и не покидал их край вовек. Но в горе, в подземном ущелье жил злой чёрный дракон. Он дышал огнём и смрадом. Когда он просыпался и начинал шевелиться, земля вокруг дрожала, и падали камни, небо становилось чёрное от копоти, и извергался из горы огонь. И вот узнал дракон, что море стало целебным. Решил он от ран своих исцелиться и силы обрести, чтобы всю землю покорить. Ужасен был дракон, и тесно ему было в ущелье своём. Содрогнулась земля, и горы зашатались, когда выполз он из пещеры и пополз к морю. Услышал Бог шум и пробудился. Увидел он, что чёрный дракон в волшебное море вошёл, прогневался и стрелою поразил чудовище. Упало тело дракона в глубины, на дно морское. Воды почернели. Бог ушел в небеса, в обитель свою. А море стало называться Чёрным.

    Т. Третьяк

    Таинственная красавица

    Уже много дней, недель и месяцев прошло с тех пор, как мореплаватели покинули свою родину. Отважные путешественники отправились на поиски новых земель и волею судьбы оказались в Чёрном море. Сыр, мясо и пресная вода уже давно кончились, и моряки молили богов, чтобы на горизонте появилась земля. И вот наконец-то их молитвы были услышаны. Моряки увидели удивительно красивый берег. Проплыв вдоль него, они нашли уютную бухту, причалили к берегу и решили осмотреть новые земли, чтобы найти воду и что-нибудь на обед. Они вошли в горы, а другие остались бродить по берегу.

    Среди путешественников был молодой юноша. Отделившись от команды, он пошёл в лес. Поднимаясь всё выше и выше в горы, молодой моряк услышал странные звуки, прислушавшись, он различал среди крика птиц девичий смех. Подойдя поближе и спрятавшись за большой камень, юноша увидел стройную, длинноволосую девушку. И заметил моряк, что когда прекрасная незнакомка смеялась и весело разговаривала с лесными животными, на небе ярко сияло солнце и всех ласкало своим теплом, а когда гневалась, вокруг поднималась буря и гнула стволы деревьев к самой земле. Если девушка плакала, то ли от горя, то ли от счастья, небо затягивали тучи и лил дождь. А когда красавица решила прилечь и уснуть, то всё вокруг успокаивалось, наступила тишина и только туман, белый, как молоко, поднялся с моря и спрятал всё побережье. Понравилась девушка моряку, решил он её увезти на свою родину. Подошёл поближе к красавице и поднял её, спящую на руки, только водой сквозь пальцы утекла она и, смеясь, встала перед ним. За руки поймал моряк девушку, а она облаком свободным выпорхнула и, играясь, побежала в лес. Догнал моряк красавицу и ухватил её за волосы, а она снегом упала на землю, растаяла, и ручьём стекла в

    бурную горную реку и, звонко смеясь, поплыла к морю. Понял тогда юноша, что похитить эту красавицу – равно, что попытаться месяц с небес достать, или поймать солнечный луч, потому что эта – Погода земли, на которую высадились путешественники. Вернулся юноша ни с чем к своим друзьям. Моряки запаслись дичью, водой и отправились домой. А с тех пор люди, побывавшие в Крыму, говорят, что погода на этой удивительной земле переменчива, как настроение красивой девушки, и кто хоть раз увидит эту красавицу, никогда её не забудет.

    Е. Белоусов

     Приложение №2

     Глазастая, зубастая

    Хвостом виляет,

    В океане промышляет. (Акула.)

     

    Плывёт туда, плывёт сюда

    Её не видно иногда.

    Она прозрачна, как вода,

    Имеет колокол, но он

    Звонить не может:

    «Динь – динь - дон». (Медуза.)

     

    Блинчик плавает живой.

    Он с хвостом и головой. (Камбала.)

     

    Ты со мною не знаком?

    Я живу на дне морском.

    Голова и восемь ног,

    Вот и весь я…. (Осьминог.)

     Через море- океан

    Плывёт чудо-великан

    Прячет ус во рту,

    Растянулся на версту. (Кит.)

     И на дне морском глубоком,

    И у самых берегов

    Кто из рыб электротоком

    Отгоняет прочь врагов. (Скат.)

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

    Тема: Наш волшебный Крым.

    Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей Крымских городах- курортах: Феодосии, Судаке, Алуште, Ялте, Севастополе. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова – определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

    Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный,

    прелестный, экскурсия, порт. Морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.

    Материал: Карта Крыма, папки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь. Иллюстрации морских обитателей, картинки морских обитателей. Дидактический материал для игры «расшифруй задуманное слово по первому звуку».

    Ход занятия.

    1. Беседа о Крыме.

    Воспитатель: Сейчас я расскажу легенду о происхождение земли.

        Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.

    Воспитатель: дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

     Правильно, ребята, мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров, на котором мы живём? (Крымский п-ов).

    - Почему его называют полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).

    - Посмотрите на наш Крымский п-ов, как он расположен. На море.

    - Как правильно называется полуостров?

    (Автономная Республика Крым)

          Наш Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане .

     Наш п-ов сказочно красив. Живущие в Крыму, чтобы передать свои впечатления от увиденного, создают множество лирических стихотворений.

    Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, который написал А. С. Пушкин.

    «Кто выдел край, где роскошью природы

     Оживлены дубравы и луга

     Где весело шумят и блещут воды

     И мирные ласкают берега.

     Где на холмы под ласковые своды

     Не смеют лечь угрюмые снега?

     Скажите мне, кто видел край прелестней?»

    - Какими словами называл Крым А. С. Пушкин?

     Чтение стихотворения о Крыме:

     Крым-это здравница и это чудо-сад,

      Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

     Крым-это море, это райские места,

     Крым-это южных гор крутая высота.

     Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

                                                       И. Коробкина.

    2. Симферополь - крымская  столица.

    Воспитатель: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь).

      -Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, « полис» - город).

     -Как вы думаете, почему его так называют?

    (Все люди, приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

         

    Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте вы, что вы - экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с достопримечательностями. У каждого будет карта путеводитель.

    Наш главный город Симферополь.

    Южная красавица - белая столица

    Над Салгиром  ивушка в зеркало глядится

     Добрым нравом славится и людьми гордится

     Симферополь – город мой, - крымская столица.

    Симферополь сердце Крыма

     Город сердца и тепла

      Город южный, как красив ты,

     Это Родина моя!

    (Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ)

    - А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма.

    Физкультминутка- игра « Мы едем, едем в далёкие края».

     

      Мы находимся в городе Феодосия.

      Феодосия  - Богом данная красота земли первозданная,

      Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.

      Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.

      Красота Земли Богом данная, Феодосия - дочь желанная.

      Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая.

     - В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского.

          Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал  много картин о море. Есть в Феодосии дом - музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь».

    Физкультминутка: Гимнастика расслабления под музыку.

     

     -  Давайте закроем глаза и представим, что нам светит тёплое солнце, оно согревает

    нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Чем южнее мы движемся,

    Тем гористее становится берег. Это горы, на какое - то мгновение закрыли солнце.

    - Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям  укрепить своё здоровье и уехать домой загоревшими, здоровыми и  довольными.

    Судак, увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

      На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

      Живу тобою, наслаждаюсь, дышу твоею красотой

      Ну как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

      Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода, Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда.

    - Я предлагаю путешествовать дальше.

    Физкультминутка:

     

     Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу

       Я бегу, бегу, бегу, я без движенья не могу.

      - На нашем пути стоит наш любимый город Алушта.

    -Что мы можем рассказать об Алуште?

    (название Алушта от греческого названия Алустон.)

    Нет  Алушты без ротонды

      И высоких кипарисов

      И каштанов и больших цветов магнолии душистых.

      В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

      И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

    Алушта – это здравница, позволяет оздоровиться, поправить здоровье,  с уникальными памятниками природы (просмотр папки с фотографиями Алушты).

    - Мы отправляем путешествовать в Ялту.

     Нам виднеется гора, на что она похожа?

    - Как она называется?

    ( Медведь-гора)

     Лежит себе Медведь - гора, нос прикрывает лапой,

       А рядом ходит детвора - не страшен косолапый.

        Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.

    - На побережье Чёрного моря, возле  горы Медведь  находится детский оздоровительный центр « Артек», где отдыхают дети со всех уголков мира.    

    Дети в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют.

     На юге, у чёрного моря, весёлое царство ребят.

       О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

       С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева

       По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.

         

       В Артеке любят играть в разные игры, давайте и мы поиграем « Мы весёлые ребята».

    Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу и произносят:

    - Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать,

    Ну, попробуй нас догнать.

    Раз, два, три - лови!

    (в центре круга стоит «ловишка».  По команде ловит детей, дети убегают. После игры садятся на стульчики).

    - Следующий город,  который раскинулся на берегу Чёрного моря г. Ялта.

    Этот город – Ялта. Посмотри дружок,

      Солнечное небо, жёлтенький песок.

      Бьёт о борт бетонный ,сильная волна!

      Будто  приглашает в гости нас она.

    Воспитатель:  А вы знаете легенды о Ялте?

    *Давным – давно, из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.

    - Ялос, Ялос! - закричали моряки, увидев, в дали, чудесный берег. Корабль причалил к берегу. Очень понравилось здесь грекам. Они стали строить город – Ялту.

     -Кто из вас был в Ялте?

     - Что запомнилось вам?

     ( ответ детей).

    Физкультминутка:  (музыка, шум моря)

    Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

    Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою!

    Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе

    Веселее загребай, и дельфинов догоняй.

    - И вот мы приплыли, в знаменитый город  Севастополь!

    Воспитатель: Севастополь - главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют моряки границы от незваных гостей.

    Воспитатель: Молодцы ребята, много рассказали о Крыме. А знаете ли  вы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (ответ детей)

    Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

    Физкультминутка:  

      К морю быстро мы спустились

      Наклонились и умылись

      Раз, два, три, четыре

      Вот так славно освежились.

      А теперь поплыли дружно

      Делать так руками нужно

      Вместе раз - это брас,

      Одной рукой - это кроль,

      Все плывём мы, как один

      Все плывём мы, как дельфин

      Вышли на берег морской,

      И отправились домой!

    Воспитатель: А вы знаете обитателей чёрного моря?

    Д/и «Какое слово зашифровано».

    Ответы: краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба - игла, ёрш.

    Воспитатель: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии? (они фильтруют воду).

     Назовите самых крупных обитателей Чёрного моря? (дельфины). Они добрые и умные животные, относятся к отряду млекопитающих, не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.

        Д/и « Кто живёт в море».

    - А в воде живёт индюк? Нет.

    - А в воде живёт утюг? Нет.

    - Ну, а корка от арбуза? Нет.

    - А вообще живёт медуза? Да.

    - А большие мандарины? Нет.

    - В Чёрном море есть дельфины? Да.

    - Рыбы в нашем море есть? Да.

    - Крокодилов в нём не счесть? Нет.

    - Дети плещутся в воде? Да.

    - Мусор плавает в воде? Нет.

    Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось  вас запутать, и вы поняли, что море для

    морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось

    чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

      Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно - белыми, некрасивыми. Давайте

    их раскрасим в яркие цвета.

     (По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат с голубым фоном).

     Воспитатель: Посмотрите, какое море у нас получилось, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.

    Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект с детьми старшей группы "Наши Деды - славные Победы"

    Краткое содержание проекта:·накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе экскурсий по музеям г. Кирова и Калужской области;·организация и проведение экскурсии в музеи боевой славы;·орга...

    Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

    В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

    Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

    В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

    Совместный проект с детьми старшего и среднего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто»

    Совместный  проект с детьми старшего и среднего дошкольного возраста«Никто не забыт, ничто не забыто» 9 мая вся наша страна отметила День Победы. Весь мир празднует с нами этот день. Советск...

    Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Гимнастика для глаз.» Проект с детьми старшей группы .Вид проекта: информационный практико-ориентированный. Краткосрочный Срок реализации : 1 неделя

    Актуальность:В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ...