Роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков
консультация на тему

Слуцкая Наталья Викторовна

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение, одна из существенных проблем, стоящая перед дошкольным учреждением. Правильная речь -  один из показателей готовности ребенка к обучению  в школе, залог успешного освоения грамоты и  чтения.Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsiya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков дошкольников

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем,что дети да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.

Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д.

Статистические данные свидетельствуют о том, что многие дети нуждаются в помощи логопеда и большинство старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное произношение), не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.

А ведь правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.

Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков весьма существенна.

Но для того, чтобы чему – то обучать детей, воспитателю нужно поработать над собой:

1) Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения.

2) Воспитателю следует помнить о том, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Поэтому:

-Воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

-Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова.

-Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль, способствуют лучшему усвоению речи.

-Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже самому взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь : она надоедает.

-Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи. Необыкновенно быстро.

-Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональная, выразительная и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.

Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиваться тахилалия (ускорение речи) , логоневроз и даже заикание.

3) Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи – и уже усвоенные детьми и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь ).

4) В процессе речевого общения с детьми воспитатель должен использовать и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:  помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.

-Меткий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями (круглый, большой);

-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием ( веселый, грустный, злой, ласковый);

-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

-помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

-являются образцами поведения детей;

-выполняют социальную, воспитывающую функцию.

5) Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приемом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими–то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого она материала сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, теплая, новая.

-Когда дети умываются, можно говорить о том, что они моют( лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода(холодная, теплая), какое мыло(душистое, ароматное, белое), вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками).

-Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как ее расставляют на столы.

6) На занятиях и вне их воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда. Когда ребенок не знает, как выразить свою мысль. Поправлять ребенка, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. При исправлении ошибки не следует повторять ее – нужно предложить ребенку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

7) Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры. Спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не всегда все дети охотно участвуют в играх :речевая активность у одних больше, у других – меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогом.

-В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?».

8) При подготовке утренников особое внимание надо уделить детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтоб его группа была лучшей…

Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стих дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе).

9) Для полноценного речевого развития ребенка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то пострадает их ребенок. Воспитатель знакомит родителей с играми. Игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне»

Например:

-Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку), «Волшебные палочки»(из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребенка:

« Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща), «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Можно играть в «сладкие, кислые, соленые, горькие слова).

Игры с целью развития грамматического строя речи

«Приготовим сок» ( Из яблок, груш, вишни сок какой?. И наоборот: апельсиновый сок из чего?)

-По дороге в детский сад, из детского сада «Я заметил», «Волшебные очки», «Доскажи словечко»

Вот такая совместная работа воспитателя  и семьи по развитию речи дает полноценное речевое развитие ребенка.

10) Развитием речи в логопедической группе занимается и логопед, и воспитатель. Темы занятия воспитателя и их задачи совпадают с логопедическими занятиями. Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создается благоприятная основа для эффективного развития ребенка, что в итоге способствует овладению речью.

Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день  и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

11) Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве.

12) А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".

Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...

Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период. 15.08.19

Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Роль воспитателя в формировании у детей навыков поведения

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознатель...

Консультация "Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период.".

Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Своевременное овладение правильно речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, пр...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»

МАОУ «Видновская СОШ № 10»Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна  Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и уст...