Организация проектно – исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна
Опыт показывает, что проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Чаще обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno_-_issledovatelskih_rabot_.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно – исследовательских работ

детей старшего дошкольного возраста

Опыт показывает, что проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Чаще обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.

Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в которой живет и развивается малыш. Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».

Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в дошкольном возрасте?

В первую очередь это отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных запретов: «туда не ходи», «там не ползай», «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься», невнимания к детским вопросам: «не говори глупости», «отстань», «не приставай», пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в исследовательском поиске. Во-вторых, это хорошо организованная предметно-развивающая среда в группе, стимулирующая ребенка к исследовательской деятельности. В третьих, работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого исследовательского поиска.

Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

· развитие у детей исследовательских умений и навыков;

· детскую исследовательскую практику;

· мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки. В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска.

К ним относятся следующие знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить собственные мини-доклады;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием.

Мониторинг исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующим показателям:

1. Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы.

2. Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях.

3. Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества).

4. Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата).

5. Настойчивость, вариативность исследовательского поиска.

6. Положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.

Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы:

-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования),

-выработка гипотез;

-поиск и предложение возможных вариантов решения;

-сбор материала;

-обобщение полученных данных;

-подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета…).

Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В процессе исследовательской работы (детского проекта), после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы.

В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» - использование значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст. Хорошо, если у каждого ребенка есть специальная «папка исследователя». С этой папкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок-запись.

Далее ребенок выдвигает гипотезу. Дети постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить вопросы и искать на них ответы разными способами. Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь.

Сбор материала. Он может происходить из различных источников. В отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.

В процессе работы с детьми, для каждого ребенка использовался свой уровень реализации проекта:

  • Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстояло найти ребенку
  • Педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок искал самостоятельно (на этом уровне допускался коллективный поиск)
  • На высшем уровне постановки проблемы, поиск ее методов исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Оформление краткого содержания исследовательской работы

1. Количество страниц краткого содержания исследовательской работы – до 3 страниц.

2. В содержании должны быть отражены:

2.1 актуальность выбранной темы;

2.2 объект и предмет исследования;

2.3 цель исследования;

2.4 гипотеза;

2.5 задачи исследования;

2.6 методы исследования;

2.7 новизна исследования;

2.8 практическая значимость исследования;

2.9 выводы о полученных результатах исследования.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста, важно понимать, что качество выполненных творческих работ может быть довольно невысоким, но сама исследовательская деятельность обязательно будет эмоционально окрашенной, значимой для ребёнка.

Цель воспитателя в организации исследовательской деятельности – это создание поля, в котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу действий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно развивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объекты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутреннюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексию. Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию детей в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

«Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

laquo;Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»...

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги работают в тесной связи с родителями воспитанников,  уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школе, но и воспитанию, и развитию его ...

Использование проектной деятельности в процессе организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей через использование проектной деятельности....