Сюжетно-ролевая игра как эффективный маршрут развития творческого потенциала дошкольников в ДОУ
консультация на тему
Игра - основное и любимое занятие ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»
Сюжетно-ролевая игра как эффективный маршрут развития творческого потенциала дошкольников в ДОУ
Подготовила: педагог-психолог 1 кв.категории
МБДОУ №67 «Надежда»
Галиуллина Эльза Марселевна
Набережные Челны
Человек — это какая-то выдуманная игрушка бога.
Этому-то и надо следовать; надо жить играя.
Платон
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и оказалась тесно связанной с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
Игра – основное и любимое занятие ребенка дошкольного возраста. Малыш играет всем, что его окружает. Задача же взрослых – родителей и педагогов – дать ему как можно больше знаний об окружающим мире, привить необходимые навыки, научить наблюдать и мыслить. Игра развивает речь и воображение маленького человечка, учат его мыслить, совершенствует память и внимание. А задача взрослого – постараться не давать подсказок, а лишь направить ход его мыслей в нужное русло. Родителям следует помнить, что нельзя делать за ребенка то, что он может делать сам; нельзя думать за него, если он может прийти к решению проблемы самостоятельно. Увлекаясь игрой, он приучается к осмысленной деятельности, развивает любознательность, речевые навыки. Поэтому в игре часто даже самое сложное становится понятным и интересным.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть мы – педагоги – должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.
Взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно проходить в игровой форме. Это происходит от того, что игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста.
Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. Игра для ребенка – сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. В наше время столько разнообразных игр, которые увлекательны и любимы. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: летчики, дочки-матери, пожарники, в больницу, в школу, в библиотеку. Психологи установили, что у 80 % детей самыми любимыми и интересными играми считаются творческие.
Сюжетно – ролевая игра является творческой деятельностью. Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.
Применение сюжетно-ролевых игр как метода развития творческих способностей позволяет воспитать особые качества ума: внимательность, наблюдательность, умение мыслить, сопоставлять и анализировать, находить новые интересные решения – все то, что в совокупности составляет творческие способности.
Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Основной источник, питающий игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников; мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.
Развитие творческого потенциала является одной из основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка.
Работая в данном направлении, предполагает, что сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для формирования и развития творческих способностей детей. А в условиях возрастных особенностей младшей и средней групп детского сада, является наиболее эффективным и результативным способом.
Ребенок должен сначала научиться проявлять в игре свою творческую инициативу, планировать и направлять игру, так как для развития воображения и фантазии ребёнка богатейшим источником является сюжетно-ролевая игра.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом.
Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать. Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх. Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы сами играли со своими друзьями.
Играйте с ребенком! Игра развивает творческие способности, стимулирует желание искать разнообразные выходы из одних и тех же ситуаций, экспериментировать, придумывать и фантазировать.
В заключение всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра имеет комплексный характер. Именно она помогает взрослым растить малыша в теплой, комфортной и благоприятной для его развития обстановке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, - Киев «Радянская школа», 2008г.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, Москва: «Просвещение», 2005 г.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников, М.: Линка-Пресс, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ""
Консультация, нацеливает родителей на создание психологических условий для развития механизмов таланта ребёнка, где гармонично развивается личность дошкольника и его творческий потенциал....
"Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации" - мастер-класс
Накопление впечатлений от восприятия - необходимое условие возникновения детского творчества. Детские находки, мысли, импровизационные ситуации, придуманные самими детьми, создают атмосферу радости на...
Консультация для воспитателей "Развитие творческого потенциала дошкольника в сюжетно-ролевых играх"
Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из раз...
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспита...
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспита...
Доклад «Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подх...
Мастер-класс «Игры в загадки как средство развития творческого потенциала дошкольника»
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.В детском саду заг...