Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
презентация на тему

Линёва Елена Владимировна

Дошкольный возраст- это период активного освоения социального пространства. Ребёнок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vozrast._osobennosti.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Слайд 2

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Дошкольный возраст — это период активного освоения социального пространства . Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми , через игровые отношения и общение со сверстниками .

Слайд 3

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Изменения в социальной ситуации развития существенно отличают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям: — появляется ориентация на совместную деятельность со сверстником; — увеличивается количество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведению дошкольника: соблюдение правил и норм общественной морали.

Слайд 4

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Структуру игры составляют: роли , которые берут на себя дети ( например: машинист, продавец, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д .); игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми предметами ( например, стул — поезд, куклы — дети, бумажки — деньги и т. д. ); реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных, репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Слайд 5

Влияние игры на психическое и личностное развитие 1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего развивается произвольное восприятие, внимание и память . Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. 2. Развитие мышления — осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. 3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия.

Слайд 6

Влияние игры на психическое и личностное развитие 4. Ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. 5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет — знак — его наименование). 6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре ребенок находится в двойной позиции — 1)исполняющего роль и 2)контролирующего качество (правильность) ее исполнения. 7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Слайд 7

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ соподчинение мотивов ( преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу» ), развитие самооценки; усвоение этических норм поведения. возникающая иерархия мотивов ложится в основу всего поведения ребенка, позволяет ему самостоятельно выстраивать свое поведение в соответствии с задачами и управлять им.

Слайд 8

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Восприятие Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны: 1 - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений ( цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности предмета ; ритмический рисунок в музыке ; различия в произношении сходных звуков речи ); 2 - овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Слайд 9

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Внимание универсальное средство организации внимания — речь. Выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10—12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом: произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Слайд 10

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Мышление Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в уме. Таким образом: игра способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений .

Слайд 11

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Память Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

Слайд 12

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Воображение В дошкольном возрасте формируются действия воображения: — замысел в форме наглядной модели; — образ воображаемого объекта; — образ действия с объектом. Большое значение в развитии творческого воображения имеет словотворчество : сочинение сказок, дразнилок, считалок и пр. Сочиняя и слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как иногда приводят к аутизму ( погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности )

Слайд 13

РЕЧЬ Развитие речи в дошкольном возрасте идет в нескольких направлениях: 1)— происходит овладение речью как средством общения (с помощью речи ребенок учится рассказывать о значимых для него событиях , делиться своими впечатлениями ; учится строить с людьми адекватные отношения , обращаться по имени; приветствовать людей в принятой форме); 2)— совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми; 3)— речь становится основой развития психических процессов , орудием мышления; 4)— ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение (что имеет важное значение для последующего овладения грамотой); 5)— происходит активное формирование словаря и грамматического строя речи.

Слайд 14

ЧУВСТВА Существенно изменяются в дошкольном детстве внешние проявления чувств ребенка. 1-х, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от 3-летнего, 5—6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. 2-х, он усваивает «язык» чувств — принятые обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций . Чувства ребенка 6—7-летнего возраста нельзя сравнивать с чувствами взрослого. Ребенок, прежде всего, нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви. У ребенка возникают чувства гордости или стыда в зависимости от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми.

Слайд 15

ПОВЕДЕНИЕ И ВОЛЯ В развитии волевых действий дошкольника можно 3 аспекта : 1 ) развитие целенаправленности действий; 2 ) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом; 3 ) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. В 6 лет ребенок знает нормы поведения. Они усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов . Ребенок в 6 лет: а) знает свои обязанности, б) понимает их значение, в) может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом.

Слайд 16

ТЕЛЕСНОЕ РАЗВИТИЕ 1 - Важно вовремя привить ребенку понимание возрастной дозволенности обращения со своим телом ( в плане возможных физических нагрузок, телесных функций, гигиены и др .). 2 - Важно именно в этом возрасте преуспеть в воспитании целомудрия и сопутствующей ему стыдливости . 3 - Важно при этом воспитать ценностное отношение к телу, научить заботиться о нем. Образ тела включает в себя всю гамму отношений к нему, существующих в обществе и присваиваемых ребенком именно в эту пору высокой эмоциональной сензитивности.

Слайд 17

ИМЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Психологически для ребенка-дошкольника его имя — это он сам. Вне своего имени ребенок не представляет себе самого себя. Имя в детстве ложится в основу человеческого Я. «Я — Петя», — это начало человеческого самосознания. «Именно Я — Петя». Негативные чувства, возникшие у малыша по своему поводу, быстро исчезают — каждый ребенок стремится иметь положительную самооценку. «Я — хороший» — внутренняя позиция каждого ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции — большие возможности для воспитания: притязая на признание со стороны взрослого, ребенок будет стараться подтвердить свое право на это признание. Психологически здоровый ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и проецирует себя в будущее.

Слайд 18

Будем работать …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления. Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи ...

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»

Учителя – логопеды отмечают, что многие  дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...

Развлечение для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Школа пешехода»

Развлечение для детей старшего дошкольного и                 младшего школьного возраста ...

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...