Образовательная работа с одаренными детьми в ДОО
методическая разработка на тему

Воробьева Тамара Николаевна

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность одаренности. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по индивидуальному  маршруту и чувствовать заботу и внимание со стороны педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_rabota_s_odarennymi_detmi.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная работа с одаренными детьми

в дошкольной образовательной организации

Таланты редки и их надо беречь и сохранять,

в них настоящая сила нации.

В. Вернандский

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов  и психологов привлекает вопрос  одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Одаренные дети - очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность одаренности. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по индивидуальному  маршруту и чувствовать заботу и внимание со стороны педагога.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка  трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. С дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  •  Высокой степенью неопределенности и богатством возможностей.
  •  Многовариативностью, которая обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  •  Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  •  Активизация трансформационных возможностей развивающей предметно-пространственной среды. РППС должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям. Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  •  Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Среди педагогов бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки педагогов неспособных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у педагогов. В настоящее время разрабатываются специальные программы для работы с одаренными детьми, в рамках которых одаренный ребенок может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребенком является привитие вкуса к серьезной творческой работе.

При работе с одаренными детьми также стоят следующие задачи:

1. Способствовать развитию каждой личности.

2. Довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня.

Этапы отбора одаренных детей

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой- либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей ребенка психологом.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых сформировать и углубить их способности.

Реализуются эти требования с помощью педагогический приемов и методов: индивидуальные занятия, авторские программы.

Педагогу, работая с одаренными детьми, необходимо:

1. Изучать индивидуальные особенности, особенности поведения одаренного ребенка;

2. Уважать и обсуждать любую его идею;

3. Поверить в то, что этому ребенку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым;

4. Подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помнить о необходимости серьезной умственной нагрузке для ребенка. Самостоятельность мышления, вопросы к педагогу, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности занятий;

5. Подумать о методике обучения. Одаренные дети требуют  принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычное стремление к переподготовке, экспериментированию.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии и педагогики, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями (законными представителями) одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.

Педагогам важно помнить,

что как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару бриллиантовый блеск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        [[{"type":"media","view_mode":...

Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МДОУ "Детский сад "Белоснежка" г. Надыма" в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» Конспект организованной образовательной деятельности по работе с одаренными детьми на тему: «Интеллектуально-спортивная игра форт Баярд». Восп

Тема:  «Интеллектуально-спортивная игра форт Баярд»Ведущая образовательная область: Познавательная  деятельность.Цель: Внедрение инновационных технологий, адаптированных методов ...