"Методические подходы к организации и проведению занятий по математике" Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

"Методические подходы к организации и проведению занятий по математике" Консультация для воспитателей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._podhody.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Методические подходы к организации и проведению    

занятий по математике

                Формирование представлений о величине

   В подготовительной к школе группе дети учатся измерять длину предметов общепринятыми единицами. Но прежде, чем приступить к такому измерению, педагог напоминает детям известные им способы сравнения и организует практическую работу по определению длины предметов путём наложения (приложения) полосок.

   Педагог ставит задачу: определить, сколько таких мерных полосок бумаги можно положить вдоль длинной стороны стола. Демонстрирует и объясняет:

- нельзя накладывать одну полоску на другую, так как одно  и то же расстояние окажется измеренным несколько раз;

- нельзя оставлять отступ между краями двух полосок, так как расстояние между ними останется неизмеренным;

 - если полоски укладывать неровно по краю стола, то их можно положить больше, чем нужно, и результат измерения окажется неправильным.

   Дети берут полоски равной длины, кладут их по краю стола и подсчитывают, сколько полосок они положили.  Затем с помощью этих же полосок  измеряют ширину стола.

   Тренировка в правильном выкладывании полосок при измерении длины, ширины и высоты предметов проводится в течение нескольких занятий. На этом этапе полоски являются единицами измерения. Результаты отражаются в речевых высказываниях: «Ширина кровати равна шести полоскам».

   Перейти на измерение с помощью одной мерки-полоски, передвигая ее вдоль поверхности и фиксируя края мелом или простым карандашом, можно только тогда, когда дети поймут, зачем нужно соблюдать  все условия измерения, то есть начнут видеть точку отчета. Поэтому такой подход определяется индивидуально для каждого ребенка.

   Большое значение для создания положительной мотивации к измерению имеют практические ситуации. Перед детьми ставится задача: определить, можно ли поставить стол к стене между двумя шкафами, уместится ли он там. Оговаривается условие: приложить стол к стене нельзя, так как он очень тяжелый. Решением этой проблемы становится опосредованное сравнение длины стола и стены. Дети должны с помощью одинаковых полосок измерить длину стола и опреде6лить расстояние (длину стены) между шкафами, а затем сравнить результаты измерений. Рассуждения могут быть следующими: «Длина стола равна семи полоскам, а длина стены между шкафами равна пяти полоскам».

   Часто дети начинают использовать для измерения длины вместо мерок-полосок разные предметы. Важно объяснить: сравнивать результаты можно при условии, если предметы измерены одинаковыми мерками.

   Следует организовать практическую работу, наглядно это подтверждающую. Дети разбиваются на подгруппы, и каждая выбирает мерку-полоску (длинную или короткую), с помощью которой измеряет длину одного и того же стола. Результаты получаются разные. Педагог подводит итог: чем больше выбранная мерка, тем меньше количество раз она уложится при измерении одной и той же длины, поэтому всегда надо указывать, какие мерки были использованы.

   Наглядно данный учебный материал можно представить детям с помощью дидактических игр. Например, нужно определить на глаз расстояние в шагах от окна до двери и проверить свои предположения. Педагог подводит детей к выводу: чем длиннее шаг, тем меньше шагов надо сделать.

   Можно организовать просмотр мультфильма или чтение сказки Г. Остера «38 попугаев». По окончании необходимо уточнить, что длина удава определялась с помощью разных мерок: попугаями, мартышками, слонёнками.

   Для педагога важно добиться от детей правильного словесного оформления результатов измерения. По ходу работы ребенок должен проговаривать свои действия: «Положил мерку край в край, отметил другой край мерки, передвинул мерку, соединил её край с отметкой» и т. д.; называть какими мерками он измерял длину: шагами, полоской бумаги, лентой, палочкой и т. д., а также называть количество мерок и измеряемой поверхности.  Это не только развивает речь, но и делает осмысленными представления о измерении величины.

   Часто оказывается, что вдоль измеряемой поверхности не укладывается равное количество мерок. Тогда нужно сказать, что измеренная длина содержит столько-то целых мерок и «ещё немного».

   Затем следует познакомить детей с общепринятыми единицами измерения. Основной единицей длины является метр. Необходимо показать полоску из картона длиной в метр, сказать, что такая длина называется «метр», и предложить измерить длину в метрах. Поскольку далеко не все в комнате можно измерить метром, необходимо рассказать, что есть и более мелкие меры – дециметры. Продемонстрировать полоску длиной в один дециметр, провести словарную работу (чётко произнести новый термин, попросить каждого ребенка повторить его и выбрать из метровой и дециметровой полосок равную одному дециметру). Практические задания уже знакомы детям, только вместо «Высота стола равна десяти полоскам» подводится другой итог: «Высота стола равна десяти дециметрам».

   На последующих занятиях можно рассказать, что есть и более мелкие меры: сантиметры. Каждый ребенок должен иметь наглядные представления о данной мере. Когда в руках у него будет много полосок длиной в сантиметр, их нужно аккуратно положить вдоль измеряемой поверхности. Это поможет запомнить, что сантиметры – небольшие мерки, их потребуется много для определения длины, но с их помощью измерение будет более точным.

   Детей 6 – 7 лет нецелесообразно обучать пользоваться линейкой, так как придется объяснять, что в 1 см содержится 10 мм, а сосчитать каждый миллиметр для дошкольника сложно. Важнее добиться четкого понимания, что для измерения длины используются различные мерки; чем мерка меньше, тем большее количество их потребуется для определения одной и той же длины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы к организации и проведению занятий по математике у детей 3-5 лет

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников обусловлено возрастными психофизиологическими характеристиками, спецификой математического материала и общими задачами развития де...

Методические подходы к организации и проведению занятий по математике у детей 5-7 лет

Занятия по математике во второй младшей и средней группах направлены на формирование представления о множестве, умения сравнивать количество предметов, устанавливая взаимно – однозначное соответствие,...

Методические рекомендации по организации   и   проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста можно предложить  следующие рекомендации:  1. При планировании работы по развитию речи необх...

Методические рекомендации к организации и проведению занятий с дидактической куклой для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации к организации и проведению занятий с дидактической куклой для развития речи детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагоговЦель - организация работы по развитию...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ « Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по развитию речи»

Данный материал можно  использовать на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития реч...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утренняя гимнастика ...