консультация для родителей "Формирование предпосылок УУД у детей 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа) на тему

Гудзик Татьяна Владимировна

 материал для консультации родителей на тему "Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста". понятия "готовность к школе", "универсальные учебные действия", рекмендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День открытых дверей для родителей «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет».

 педагог-психолог ГБДОУ № 14

Петродворцового района СПб

Гудзик Татьяна Владимировна.

План выступления:

  1. вступление
  2. понятие «готовность к школе»
  3. Понятие «УУД»
  4. результаты психолого-педагогического обследования уровня развития воспитанников подготовительных групп.
  5. рекомендации для родителей.

Вступление. (СЛАЙД)

Тема нашего мероприятия: «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет». И хочу начать свое выступление со слов великого педагога:

 «Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

Эти слова очень актуальны и в наше время. Как же сделать так чтоб этот переход на новую ступень развития не был резким? Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни, это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. Завершение дошкольного периода является готовность ребенка к обучению в школе.  

Вопрос: Как вы понимаете что такое «готовность к школе»?

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что из знания алфавита, из умения читать, писать, и навыков быстрого счета
на самом деле,
Готовность ребенка к  обучению – это уровень физического и психического развития, при котором те требования, которые будет предъявлять школа, не будут для него чрезмерными и не приведут к нарушениям его здоровья.

Под «готовностью» ребенка к системному обучению в школе понимается: сформированность у ребенка психологических свойств,процессов, умений без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.

Очень часто мы слышим такие слова «психологически не готов к школе» и неверно их растолковываем, понимая под этими словами – когда у ребенка есть определенные личностные качества, или эмоционально-волевая незрелость, которые не позволяют ему успешно обучаться в школе. Однако такие представления и понимание не верно.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом.  

Основой успешной адаптации будущих первоклассников к школьному обучению является психологическая готовность их к школе.

Психологическая готовность  - это очень обширное понятие, которое включает сформированность различных сфер. СХЕМА.

Интеллектуальная готовность - это уровень развития познавательных психических процессов необходимый для успешного овладения школьной программы.

Интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных умений (счета и письма). Это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое дает возможность читать, считать и решать задачи

Бывает, что будущий первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него рассеянное внимание, плохо развита память и у него будут трудности в школе и наоборот ребенок с более высоким уровнем развития памяти, внимания, мышления сможет догнать и перегнать в успешности своих сверстников.

Основным психическим новообразованием этого возраста является произвольность. Которая и является одним из критериев готовности к школе.

Многие познавательные психические процессы становятся произвольными. Ребенок способен управлять памятью, вниманием, т.е. делает и запоминает не то что просто интересно, но и нужно.

Мотивационная готовность – это наличие у ребенка «желания учиться».

И, наверное, если вам сейчас задать вопрос: «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?». Почти все сразу ответите: «Да!». Значит и мотивационная готовность сформирована. Однако это совсем не так.

Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Он может хотеть в школу, потому что все друзья пойдут, потому что купят новый портфель и другие вещи, привлекает детей класс, школа, учительница. Но еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место гораздо важнее и почетнее, хочет стать взрослым.

Важно, чтобы школа привлекла именно своей деятельностью- учением (учебной) «Хочу учиться!». Именно стремление стать учеником, т.е. выполнять правила поведения школьника, иметь обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».

Волевая готовность - умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит учитель, довести начатое дело до конца, работать по инструкции, планировать свои действия, способность управлять своим поведением.

Эмоциональная готовность. Отдавая ребенка в школу, кажется, что его отношение к ней будет положительным. Однако это не всегда так за несколько месяцев (до школы)уже приблизительно 15% детей испытывают негативное отношение к школе.

В чем причина?

  • Вами выбран неверный темп работы, объем, что приводит к переутомлению, страху не успеть, в поведение могут появиться протест, негативизм.
  • Частые ежедневные разговоры дома о школе вызывают у детей тревогу
  • Активных, непоседливых детей стараются превратить в прилежных, послушных и удобных, что вызывает у детей негатив.
  • Не правильно формируете понятие школьной оценке. Часто дети задают вопрос: «А мне сегодня 5?» и вроде бы для того чтобы поддержать интерес вы соглашаетесь и оцениваете работу «5» или «4». А потом в реальной школьной жизни возникают противоречия, разочарование, негативное отношение. Поэтому оценивание должно быть словесным.

 

Конечно же успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.

На протяжении последних нескольких лет меняется законодательная база процесса образования, которая соответственно влечет за собой и изменения процесса образования. так 2014 г. вступил в силу (ФГОС ДО).Одной из задач   является обеспечения непрерывного образования.

Поэтому основная задача дошкольного периода –  формирование предпосылок универсальных учебных действий.

Что же такое универсальные учебные действия?

 

Научное толкование перед вами: Универсальные учебные действия –способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

другими словами: Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

Как вы понимаете «умение учиться»?

«Умение учиться» – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

  различают 4 блока УУД: общая схема перед вами.

  1. личностный;
  2. регулятивный;
  1. познавательный;
  2. коммуникативный.

Наша с Вами задача рассмотреть какие предпосылки к УУД надо развивать и формировать и как это делать?

Личностные предпосылки УУД

У дошкольников личностный компонент УУД определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению-степенью сформированности внутренней позиции школьника, самооценки, эмоциональной зрелостью ребенка.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

  • Критерий Я хочу учиться! (учебная мотивация). Сюда относят, прежде всего,

желание ребенка пойти учиться,положительное отношение к школе, чувство

необходимого учения.

  • Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)

Проявление интереса к новому, к самому процессу познания, предпочтение ребенком содержания школьных занятий .

  • Критерий Я –субъект детского сообщества!

(умение и желание ребенка работать в коллективе сверстников)

Предпосылками  личностных УУД являются: (слайд) И если эти предпосылки соотнести с критериями готовности к школе то они отражают личностную и

Формы работы: (рекомендации)

  • участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • подведение промежуточных итогов и итогов деятельности– во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
  • творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
  • самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения.
  • дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение.

Регулятивные предпосылки УУД 

перед вами и я хочу выделить наиболее важные:

 

  • умения ребенка организовать свою деятельность, внимание и самоконтроль;
  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; инструкции.
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение планировать и контролировать свою деятельность.
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять до конца занятия все инструкции, в конце работы внимательно просмотреть выполненное задание, находить и исправлять свои ошибки. На занятиях соблюдать правила, уметь управлять своим поведением.

 

            Формы работы:

  • поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
  • «преднамеренные ошибки» – ребенку предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
  • взаимный диктант (задание) – работа проводится совместно, ребенку предлагается придумать задание   для вас и проверить правильность выполнения этого задания;
  • заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку.
  • «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки,  
  • контрольный опрос – можно предложить ребенку самостоятельно придумать вопросы для вас (вопросы от ребенка)

Познавательные предпосылки УУД

Самый обьемный блок по количеству предпосылок, потому что конечно же успешность обучения в первую очередь зависит от интеллектуальной готовности к обучению. Хочу остановиться на:

  • способность выделить существенные признаки предметов и явлений, (общие и

различные признаки), также достаточного запаса знаний об окружающем мире

испытуемого;

  • уметь составлять целое из частей;
  • уметь сравнивать, осуществлять классификацию и обобщать объекты, анализировать, устанавливать аналогии;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

т. к.  в этом возрасте происходит изменения мышления ребенка от наглядно-образного к словесно-логическому. Важным я также бы выделила

  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

Формы работы рекомендации:

  • классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
  • анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
  • сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
  • обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; «Назови одни словом?»
  • сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; «Продолжи ряд....»
  • сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.  «Расставь по росту» «От большой к маленькой» «От высокой к низкой» и наоборот.
  • исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. «Четвертый лишний»
  • подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
  • прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
  • работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
  • знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
  • работа со схемами, составление схем-опор;
  • решение логических задач – решение различных логических задач 
  • установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Все эти задания необходимо использовать и проводить на слух.

Коммуникативные УУД

хочется обратить ваше внимание на следующих:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • желание ребенка сотрудничать
  • уменние слушать собеседника
  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • предлагать помощь и сотрудничество;

формы работы (рекомендации)

  • «составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
  • составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. Как можно чаще вести диалог с ребенком?
  • «составь задание» – дети составляют задание друг для друга; (Как ты думаешь а что нужно сделать?)
  • «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
  • обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
  • совместная работа – совместные семейные игры
  • «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий
  • «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы  («Задавайте  как можно больше вопросов?)
  1.  Вывод: предпосылки  УУД это основные компоненты готовности к школьному обучению.  А проблема готовности ребенка к школе была и остается всегда актуальной.

Что в первую очередь необходимо развивать?

 Трудно дать однозначный ответ. одни считают, что надо развивать только познавательную сферу, другие – развивать самостоятельность, организованность, чаще все сводится к тому, что за последний год до школы начинают учить писать, читать. И не имеют положительных результатов в этом процессе.

 

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю рассмотреть схему. В ней условно отображены разные сферы психической деятельности человека. Все психические функции тесно связаны  друг с другом.  «Входом» является ощущения, которые подкрепляются эмоциональной оценкой и окраской. Познание человека окружающего мира начинается с ощущений, а «выходом» - действия  и речь.

 Наше сознание (шапочка) – все собирает воедино, все сферы, регулирует наше поведение. Так как наша психика всегда функционирует, как единое целое недостаточная сформированность отдельных компонентов вызывает дефект, проблему в развитии других.

Например: недостаточное эмоциональное развитие приводит к трудностям в развитии волевых качеств и мотивации к обучению.

И эта схема наглядно помогает нам понять что процесс подготовки ребенка к школе начинается с самого начала дошкольного периода.

Наверное, из моего рассказа вы поняли, насколько все процессы тесно переплетены между собой. Поэтому в настоящий момент нужно понять и определить те трудности, которые наблюдаются и работать именно над ними, а не опережать развитие вашего ребенка.

 

Заключение.

И в заключении хочется вам сказать, что организовывая работу с ребенком помните:

  • ведущий вид деятельности дошкольников: игра
  • привлекайте ребенка к активным видам деятельности:

конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, не забывайте про  бытовой труд;

  • максимально используйте метод поощрения: поощрять детей за

активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на

решение задачи.

  • создавайте атмосферу успеха
  • принимать ребенка его таким, какой он есть;не завышайте планку развития для вашего ребенка
  • включайте ребенка в процесс оценивания своих достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.)  
  • деятельность продолжительностью до 30 минут

  Формирование УУД – это не программа, которой можно обучить, натренировать. Это долгая интегрированная работа, которое осуществляется на протяжении всего дошкольного детства через обычное «участие в жизни» и игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Программа "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа прошла опробацию в течение 5 лет. Полностью опубликована на сайте Всероссиского Фестиваля "Окрытый урок". ...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".

        В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему ж...

Консультация для воспитателей Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой ...

Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»

Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...