Консультация для воспитателей: "Методы и приемы при изучении букв алфавита"
консультация (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей: "Методы и приемы при изучении букв алфавита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Методы и приемы при изучении букв алфавита.

1 этап – обогащение представлений ребенка об объекте.

Объект – ёжик. Он фыркает «ф – ф – ф». Звук (Ф)– песенка ежа.

Изучаем объект всесторонне, накапливаем о нем сведения:

  • рассматриваем внешний вид, используя картинки или живого ежа, если есть возможность;
  • беседуем, обсуждаем: «Какой он? Что умеет делать? Как двигается? Какие звуки издает? Чем питается? Где живет? Что делает зимой? Какие опасности подстерегают его в лесу? Хорошо ли быть ёжиком?»;
  • читаем о нем рассказы, стихи, отгадываем загадки, проговариваем чистоговорки, меняя логическое ударение;
  • можем вылепить, нарисовать ёжика и т. п.

Чем больше сведений, знаний о настоящем ёжике у детей, тем лучше. Материал подбирается в соответствии с возрастом. Малышам трех лет даются самые элементарные сведения о еже: живет в лесу, есть колючки черного цвета, умеет сворачиваться в клубочек, фыркает «ф-ф-ф».

2 этап – вхождение в образ через перевоплощение и звукоподражание. Первоначально при произнесении подражательного звука «ф» внимание детей обращается на положение губ, зубов, языка. Ребята изображают ёжика, «сворачиваются» в клубочек, фыркают «ф-ф-ф». Затем рассказывают, какими они были ежами, что делали. В зависимости от возраста и развития детей рассказы могут быть разными, в том числе и совсем простыми. Чтобы поддержать интерес к данному образу, используем сюрпризные моменты, различные игровые приемы. От настоящих персонажей переходим к сказочным, проводим театрализованные игры. Во время беседы выясняем, какое настроение у ежика, как его лучше передать (какие использовать жесты, мимику, интонацию). Учимся сочетать движения и речь. Разыгрываем мини – сценки, например, «Ёж и лиса». Читаем и по возможности инсценируем небольшие сказки с участием данного персонажа.

   3 этап – использование картинки – символа. В данном случае картинка – символ не обязательна, так как представления о еже у детей достаточно яркое и букву – символ «ф»  дети узнают без конкретной картинки – символа. Кроме того, предполагаемую картинку – символ (где ёжик свернулся клубочком) нужно будет показать ребятам при обсуждении повадок этого животного.

   4 этап – переход от звукоподражания к букве – символу. Рассматривать букву – символ можно на отдельном листе, но лучше на кубе или таблице, где изображено сразу несколько букв – символов. Предложить детям самостоятельно выбрать нужное изображение: «Представляете, ребята, песенка ёжика превратилась в букву и спряталась на нашем волшебном кубике. Песенку мы слышали. А букву можем увидеть. Как вы думаете, где спряталась песенка ёжика? Я буду поворачивать кубик, а вы скажете: «Стоп!», когда ее увидите». Можно спросить: «Как вы догадались?»(Ответы детей: она черного цвета, с колючками, как будто в клубочек свернулась.) «Какая у ёжика песенка?» (Ответы детей: «ф-ф-ф».) Песенка ёжика превратилась вот в такой значок – в букву «ф». Но это не обычная буква, а волшебная, потому что у нее, как и у ёжика, есть колючки, и  она, словно ёжик, будто в клубочек свернулась». Ещё раз подчеркнуть, что  в букву превратилась песенка ёжика, а не ёжик. В дальнейшем использовать «волшебный куб» для закрепления ассоциации буквы – символа с соответствующим звукоподражанием и образом, а также при проведении физкультминутки. Дети встают в кружок, в середине – куб. поворачивать куб и говорить: «Крутись, вертись, на бочок ложись». Когда кубик останавливается, дети смотрят на ту букву – символ, которая оказывается на верхней грани, и сразу же изображают объект, занимаются звукоподражанием. Например, глядя на букву – символ «ф», дети входят в образ ёжика, соответствующе двигаются и произносят звук «ф». В зависимости от цели можно предложить детям подробно рассказать, кем и каким они были, что делали, а можно просто уточнить: «Кем вы были?» какова песенка ёжика? В какую букву она превратилась?, а затем перейти к следующей букве – символу на данном кубике.

   5 этап – переход от буквы – символа к букве – знаку.

После того, как дети усвоят стилизованное изображение буквы, сравниваем букву – символ «ф»и букву – знак «ф», заучиваем стихотворение о букве. Нацеливаем ребят на запоминание буквы – знака «ф», то есть обычной стандартной буквы «ф». Затем можно предложить поискать эту букву среди остальных букв, найти ее изображение в другом шрифте, тексте, написать ее. В свободное от занятий время выложить букву «ф» из веревочки, вылепить ее и т. д.  Со старшими детьми учимся читать простые слоги, придумывать слова  с заданным звуком и т. д.

   Буквы изучаем на основе звукоподражаний в отличии от традиционной азбуки, где буква обозначает первый звук слова. Если у ребенка развит фонематический слух, то противоречий не возникает . Он сам придет к выводу, что вначале слова «флажок», например, слышна песенка ёжика «ф-ф-ф», поэтому рядом с флажком написана буква «ф». Для развития фонематического слуха, овладения звуковым анализом слов с детьми 5-ти лет проводятся занятия  по обучению грамоте по методике Л.Е.Журовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методы и приемы цветотерапии в детском саду"

Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья....

Консультация для воспитателей "Методы и приемы укрепления органов дыхания в повседневной жизни"

У маленьких детей дыхательный центр недоразвит, а нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, в связи с чем тонус общей мускулатуры бронхов может меняться, что ведет к изменению прос...

Консультация для воспитателей. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или...

Консультация для воспитателей: «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях».

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детск...

Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает  основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...

Консультация для воспитателей: «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач»

В консультации говорится о видах арифметических задач, методах и приемах обучения детей  решения их...