К вопросу интеграции образовательных областей в детском саду
статья на тему

Ионова Ольга Васильевна

Интегрирование непрерывной образовательной деятельности  в ДОУ. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу интеграции образовательных областей в детском саду

«Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ…» Н. А. Римский- Корсаков.

Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Требования, предъявляемые к современному уровню образования: развитие памяти, мышления, интеллекта, полноценное существование в современной информационно насыщенной среде определяют принципиально важное направление работы: обеспечение продуктивности образования.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей и средств, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей предусматривающего личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном саморазвитии.

Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цветов – в живописи, слов – в поэзии проявляется у разных людей неодинаково. Задатки этой способности есть у любого человека, но часто они существуют в нем потенциально, т.е. как бы «спят» и не проявляют себя в жизни. Пробудить и развить эту способность у взрослого человека значительно сложнее, чем у ребенка. Объясняется это тем, что большинство взрослых людей склонны к рассудочному пониманию художественного явления, а гармония в искусстве базируется, прежде всего, на человеческой чувствительности, на непосредственном восприятии органов чувств: зрения, слуха, осязания…

В детстве органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребенка легче, чем взрослого, научить смотреть так, чтобы увидеть гармонию цвета, уловить гармонию звуков.

Музыка.

 Музыка – это палитра эмоций: веселье и радость, необычные и непредсказуемые переживания. Познания мира через художественный музыкальный образ обогащает личность, способствует всестороннему развитию. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Мир звуков оказывает на нас огромное воздействие (например: взаимосвязь настроения человека и звучания внешнего мира). Для детей это особенно важно, музыка способна полностью сформировать психику, развить музыкальные способности детей. Музыка воздействует на физическое тело человека, его эмоциональную сферу.

Играем ли мы, поем или танцуем, - мы заставляем тело работать.

Музыка формирует психологический настрой, моделирует эмоциональное состояние. Взрослому человеку, страдающему депрессией, музыка Моцарта может улучшить состояние, что же говорить о еще более восприимчивых детях?

         Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству. Вызывая неожиданные ассоциации, она словно вскрывает наше подсознание, «вытаскивая» на поверхность не только спрятанные воспоминания, но и потаенные способности, скрытые силы.

Изобразительная деятельность.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создавать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку.

Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображения, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако это происходит не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Рисование, лепка, аппликация являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть связанна со всеми сторонами воспитательной и образовательной деятельностью, образовательными областями.

Об интеграции.

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать, придумывать?

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Формирование творческих способностей, одаренности ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

Интегрирование непрерывной образовательной деятельности  в ДОУ позволяет ребенку увидеть и познать красоту окружающего мира в его многообразии, в связи с тем, что в живописи представлена наглядная картина природы через цвет, композицию, линию, колорит; в музыке - звучание образов, их движение на основе мелодии, ритма, гармонии; в литературе - конкретизируется художественная характеристика мира природы благодаря слову, образным определениям, эпитетам, сравнениям, метафорам.

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности:

1. В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.;

2. В изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине),  аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;

3. Театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

4.В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры).

Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. Объединяя различные виды деятельности детей в целостный процесс, педагоги формируют у воспитанников представления об окружающем мире, эстетической культуре, развивают творческие способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "познание" (ФЭМП) в саршей группе №10 Интеграция образовательных областей по программе "Детский сад 2100" тема "Путешествие с Незнайкой"

Цель: Обобщение и закрепление элементарных математических представлений и конструктивных способностей у детей старшего возраста. Образовательные задачи: Закрепить умения детей объединять предметы ...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Интеграция образовательных областей: научное обоснование вопроса.

Введение новшевств - процесс, который повсеместно вызывает обсуждения, споры, постоянно требующий аргументированности его неоходимости.Вместе с коллегами мы изучили вопрос Интеграции образовательных о...

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....