Рекомендации по использованию проектного метода в ДОУ
статья на тему

Мордвинова Екатерина Ивановна

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в ДОУ

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Происходит переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников. Это находит свое отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что  открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из более эффективных в наши дни стал метод проектов.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской педагогике.

Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

В настоящее время педагогические  проекты классифицируются:

○ по составу участников;

○ по целевой установке,

○ по тематике;

○ по срокам реализации.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:

1. Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4.  Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

● Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т.п.;

● ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

● Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.

● Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и  реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

 Учитывая возрастные психологические  особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Содержание комплексной программы “От рождения до школы”, по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому так же  активно способствует педагогическое проектирование.

 Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

При использовании  педагогического проектирования мной было отмечено повышение качества работы в образовательном пространстве ДОУ:

● произошло обогащение предметно – развивающей среды;

● повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;

● сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

● было пополнено программно – методическое обеспечение.

Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого воспитанника.

        

Рекомендации по использованию проектной деятельности в ДОУ

.

          Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

        Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги  реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.

Советы воспитателю по работе над проектом

1.Глубоко изучить тематику проекта.

2.При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3.Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь правона ошибку и не бояться высказываться.

7.Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9.Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11.Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы воспитателя  по подготовке проекта

1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.Составление плана-схемы проекта.

5.Сбор, накопление материала.

6.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.Домашние задания для сам. выполнения.

8.Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп-

ределенный отрезок времени.

2.Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

•к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

•в каких источниках можно найти информацию;

•какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

•с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта — практическая часть.

4.Подведение итогов — определение задач для новых проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья; Использование проектного метода в работе ДОУ

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию проектного метода в работе воспитателей, специалистов детских садов...

Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.

В статье  представлен  опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки  по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном ...

«Использование проектного метода в работе музыкального руководителя, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников»

В ФГОС ДО особое место отводится созданию условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на ...

Методические рекомендации «Особенности использования проектного метода в ДОУ»

Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов....