Физкультурно – оздоровительная программа для детей 6-7 лет логопедической группы на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Ляшова Екатерина Стефановна

   Гимнастика имеет большое оздоровительное значение. Комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания): в начале гимнастики – это небольшая разминка,  затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для спины мышц, плечевого пояса, живота и ног; общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т.д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты, здесь происходит оздоровление организма, развиваются силы мышц, подвижность суставов, формируется правильная осанка и умение ориентироваться в пространстве. В заключение комплекса, проводится ходьба в умеренном темпе или несложное игровое задание для приведение всех функций и систем организма детей в относительно спокойное состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик программы:

Ляшова Е.С

Физкультурно – оздоровительная программа

для детей 6-7 лет логопедической группы

на 2017 – 2018 учебный год

«Здоровячок»

       

           

«Оздоровительная гимнастика для детей 6-7 лет».

Задачи: - укрепить здоровье, физическое и психологическое развитие детей данного              возраста, формирование основ здорового образа жизни;

                -  формировать интерес и желание к физической культуре;

                -  совершенствовать деятельность основных физиологических систем организма с помощью подвижных игр и игровых упражнений;

                -  воспитывать положительные морально-волевые качества;

                 -  способствовать воспитанию сообразительности, развитию наблюдательности,  внимания, смелости.

Цель:  Направление на формирование различных групп мышц ребёнка: рук, ног, туловища  шеи, а значит, происходит гармоничное развитие всего тела; улучшает рост и  развитие всех органов и систем растущего организма, способствует совершенствованию дыхательного аппарата. Благодаря правильно подобранным упражнениям укрепляется мышечный тонус, осуществляется профилактика плоскостопия и нарушений осанки,

      развивается координация движений, выносливость.

 

   В детском саду используются физкультурно  –  оздоровительные технологии «Оздоровительная гимнастика» Л. И. Пензулаева.

   Гимнастика имеет большое оздоровительное значение. Комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания): в начале гимнастики – это небольшая разминка,  затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для спины мышц, плечевого пояса, живота и ног; общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т.д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты, здесь происходит оздоровление организма, развиваются силы мышц, подвижность суставов, формируется правильная осанка и умение ориентироваться в пространстве. В заключение комплекса, проводится ходьба в умеренном темпе или несложное игровое задание для приведение всех функций и систем организма детей в относительно спокойное состояние.

   Занятия в спортивном кружке «Здоровячёк» способствуют физическому развитию детей. Игры и упражнения, выполняемые  детьми на занятиях благотворно влияют на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, гармонично развивают все группы мышц. Расширяется двигательный опыт, неоднократное выполнение упражнений прибавляет детям уверенности, ловкости, силы. От уровня развития силовых качеств зависит и развитие других качеств: выносливость, быстроты, гибкости, ловкости. Кроме того дети бодры, веселы и занимаются с удовольствием.  

   Таким образом,  многократное повторение ходьбы и беге, гимнастических упражнений оказывает благоприятное воздействие на различные мышечные группы, формирование правильной осанки и в целом на укрепление здоровья детей.

Пояснительная записка

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

  

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

Особенности программы:

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
  • Занятия построены с учетом возрастных критериев.
  • Использование малых форм народного фольклора.
  • Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. 

                                               

Цели и задачи программы:

Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
  • развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • развитие внимания, сосредоточенности, организованности,
  • воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

   Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика 

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия – путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

 

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

     

    Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 

Срок реализации программы – 1 год:

- 1раз в неделю

- время проведения – 30 минут

- в месяц – 4 занятия – 2 часа

- количество детей – 12-14, возраст 5-6 лет

 

Методическое обеспечение программы:

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога. 

Формы и методы обучения:

  • Словесные – объяснение;
  • Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
  • Поисковые – поиск новых идей, материалов;
  • Креативные – творческий подход.

Результативность программы:

- Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.

- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

- Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему.

месяц

                                            комплекс, их содержание

                          сентябрь

                                  Осенний период.

                                       Комплекс 1

Цель:  Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с

             бегом; ходьба и бег врассыпную. Ходьба в колонну по одному.

                                            Комплекс 2

Цель:  Игровое упражнение «Быстро в колонну!», Игра «Совушка».

                                            Комплекс 3

Цель:  Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. Ходьба  в колонне

             по одному с нахождением своего места по сигналу воспитателя. Ходьба в

             колонне по одному, оба флажка в правой руке над головой.                

                                            Комплекс 4

Цель:  Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя поворот в другую

             сторону. Ходьба с перешагиванием через шнуры (расстояние между

             шнурами 40-50 см). Ходьба в колонне по одному.

                         октябрь

                                       Комплекс 5

Цель:  Ходьба  и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по

             сигналу воспитателя. Ходьба в колонне по одному.

                                            Комплекс 6

Цель:  Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную с остановкой

             по сигналу воспитателя в том месте, где застала команда. Ходьба в колонне  

             по одному.        

                                                 Комплекс 7

Цель:  Ходьба в колонне по одному. Игра «Затейники». Ходьба в колонне по

             одному.

                                            Комплекс 8

Цель:  Ходьба и бег в колонне по одному между предметами – змейкой; ходьба

             и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному.

                         ноябрь

                                            Комплекс 9

Цель:  Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий по команде

             воспитателя: «Бабочки!» остановиться помахать руками, как крылышками;

             на сигнал «Лягушки!» остановиться присесть, руки положить на колени.  

             Ходьба в  колонне по одному, оба флажка в правой руке над головой

             (помахивая).            

                                            Комплекс 10

Цель:  Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег по кругу с поворотом по

             сигналу воспитателя. Ходьба в колонне по одному между скамейками.

                                            Комплекс 11

Цель:  Игра «Догоню свою пару», Игра «Затейники». 

                                            Комплекс 12

Цель:  Игра «Угадай, чей голосок». Ходьба и бег по кругу. Ходьба в колонне по

             одному.

                               декабрь

                                   Зимний период.

                                       Комплекс 13

Цель:  Ходьба и бег в колонне по одному с перешагиванием через шнуры

             (бруски); ходьба и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному.

                                            Комплекс 14

Цель:  Ходьба в колонне по одному с изменением темпа движения: на быстрые

             удары бубна – ходьба мелким, семенным шагом, на медленные удары –

             широким свободным шагом; ходьба и бег врассыпную. Ходьба в колонне  

             по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя.                  

                                            Комплекс 15

Цель:  Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий: «Лягушки!»  

             присесть, на сигнал: «Аисты!» встать на одной ноге, руки в стороны.

             Перестроение в три колонны. Игра:  «Угадай, кто позвал».

                                            Комплекс 16

Цель:  Ходьба и бег по кругу в обе стороны вокруг верёвки, положенной в

             виде кругу. Игра «Совушка».

                     январь

                                            Комплекс 17

Цель:  Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по

             обозначенным ориентирам. Ходьба и бег по кругу. Игра «Эхо».

                                            Комплекс 18

Цель:  Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками (8-10 штук),

             поставленными в одну линию; ходьба и бег врассыпную. Ходьба в колонне

             по одному с кубиками в поднятой руке.

                                            Комплекс 19

Цель:  Ходьба в колонне по одному с остановкой по сигналу воспитателя.

             Игра «Затейники».

                                            Комплекс 20

Цель:  Игра «Летает – не летает» (в ходьбе), игра «Эхо».

                                  февраль

                                            Комплекс 21

Цель:  Игра «Фигуры», игра малой подвижности «Хоровод».

                                            Комплекс 22

Цель:  Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя перестроение в

             колонну по два; ходьба в колонне по два, перестроение в колонну по

             одному. Игра «Летает – не летает».

                                            Комплекс 23

Цель:  Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя ходьба с

             замедлением или ускорением темпа движения: на частые удары в бубен  -

             короткие, семенящие шаги, руки на поясе; на редкие удары – широкий шаг

             со свободными движениями рук.  Бег между предметами: мячи, кубики,

             кегли. Ходьба и бег чередуются. Игра «Удочка».

                                            Комплекс 24

Цель:  Игра малой подвижности «Река и ров». Ходьба в колоне по одному.

                          март

                                  Весенний период.      

                                            Комплекс 25

Цель:  Игра «Пауки и мухи». Ходьба в колонне по одному. 

                                            Комплекс 26

Цель:  Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. По сигналу

             воспитателя построение в колонну по одному в движении – найди своё

             место в колонне. Игра «Летает – не летает».

                                            Комплекс 27

Цель:  Игра «Эхо» (в ходьбе). Ходьба в колонне по одному.

                                            Комплекс 28

Цель:  Игра средней подвижности «Воротца». Ходьба в колонне по одному с

             флажками в правой руке, держа их над головой.

                      апрель

                                            Комплекс 29

Цель:  Ходьба в колонне по одному с ускорением и замедленном темпа движения

             по сигналу воспитателя. Ходьба в колонне по одному.

                                            Комплекс 30

Цель:  Игра «По местам!» Ходьба в колонне по одному с палкой, держать

             вертикально, как ружьё.

                                            Комплекс 31

Цель:  Игра средней подвижности «Воротца». Ходьба в колонне по одному.

                                            Комплекс 32

Цель:  Ходьба  в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Аист!» остановиться

             и встать на одной ноге, руки в стороны; на сигнал: «Бабочки!» помахать

             руками. Ходьба и бег врассыпную. Игра  малой подвижности «Летает – не

             летает».

                            май

                                            Комплекс 33

Цель:  Ходьба и бег змейкой между предметами, поставленными в одну линию.

             Игра «Удочка».

                                            Комплекс 34

Цель:  Игра  малой подвижности «Летает – не летает», игра «Эхо» (в ходьбе).

                                            Комплекс 35

Цель:  Ходьба и бег в колонне по одному с изменением направления движения по

             ориентирам, указанным воспитателем. Перестроение в колонну по три:  

             дети берут флажки по ходу движения в колонне по одному. Ходьба в  

             колонне по одному за ловким водящим.                                                             

                                                   Комплекс 36

Цель:  Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движения; бег с высоким

             Подниманием бедра; бег врассыпную.

             Игра малой подвижности «Найди предмет!»

Беседы с родителями по физической культуре.

Уважаемые родители!

   Что для вас важнее всего? Конечно же, здоровье ваших детей. Одним из главных условий здоровья являются занятия физической культурой. Однако, организм ребенка – дошкольника находится в процессе формирования, становления. И, чтобы не повредить ему и не отбить у ребенка раз и навсегда желание заниматься физической культурой, следует соблюдать следующие правила.

Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?

   Нельзя навязывать упражнения, которые явно не нравятся малышу.

 Занятия должны находить эмоциональный отклик в душе ребенка, тогда и результаты будут налицо.

    Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти – обязательно целиком за предплечье, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра.

   Не рекомендуются дошкольникам висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и плечевой пояс.

Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребенок упирается коленями или легко достает опоры носками ног, но не позволяйте малышу раскачиваться в висе, если он не сможет в любой момент встать на ноги!

   При  лазании не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать. Только когда малыш овладеет лазанием в совершенстве, можете позволить ему подниматься и выше.

Избегайте односторонности в воздействии, включайте в работу мышцы – антагонисты.

   Не рекомендуется выполнять упражнения на тренажерах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых.

Так, к смещению позвоночных дисков может привести выполнение вращательных упражнений вправо – влево на популярном диске

« Здоровье».

 Не разрешайте малышу совершать спрыгивание с высоты более 20 см в три года и 40 см в семь лет.

Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу или в спортивной обуви.

Не соблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и мощному сотрясению внутренних органов!

   А эта рекомендация папам, которые слишком рано хотят сделать из своих сыновей мужчин.

Однажды в тренажерном зале молодой отец приобщал маленького сына к спорту, заставляя подтягиваться на перекладине, расположенной на высоте 2 м от пола.

Бедный «маленький мужчина», глотая слезы и закусив губы из последних сил поднимал себя снова и снова.

А потом в изнеможении упал на маты и с завистью поглядывал на соседского мальчишку – одногодка, который весело бегал за папой по залу между снарядами, ловко перепрыгивая через лежащие на полу блины от штанги.    

Всему свое время. Не стоит форсировать развитие ребенка. Идите навстречу тем новообразованиям, которые появляются у малыша и создавайте для этого условия!

             ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫША ДОЛЖНА БЫТЬ В РАДОСТЬ!

Консультация для родителей.

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.

Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.

Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.

Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.

С чего же начинается физическое воспитание?

Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие - либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Толь правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.

Рекомендации по физической культуре для родителей детей

Наверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо потрудиться именно родителям.

Физическое воспитание детей: начинаем с первых дней жизни

Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках, секциях и т.д.

Физическое развитие ребенка: с чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети — просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка — дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей — выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых — дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.

Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных маечках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.

Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.

Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

А если малыш не посещает детский сад?

Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

Спорт и дети: в какую секцию отдать?

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку?

Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.

Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

Знаете ли вы, что:

•        Две трети болезней взрослых заработаны в детские годы.

•        Чем более крепким и здоровым будет ребенок, тем легче он будет овладевать знаниями в школе, быстрее приспособится к современным условиям жизни.

•        Малоподвижные ленивцы долго не живут и, наоборот, все долгожители - деятельные и подвижные люди.

•        Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук.

•        Лучшие педагоги - это родители. Они для детей и компас, и маяк, и барометр.

Благодаря спорткомплексу, ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения. Вне зависимости от расписания уроков и занятий в спортивной секции, погодных условий, настроения сверстников и партнеров по играм, наличия свободного времени у родителей.

Существует ряд элементарных правил, которые следует запомнить и выполнение которых необходимо требовать от детей неукоснительно:

1.        Игровая зона под конструкциями комплекса должна быть свободна от игрушек и предметов мебели, например стульев, в случае падения со снарядов.

2.        Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте. Учите ребенка быть внимательным и осторожным, чтобы он сам со временем заботился о собственной безопасности.

3.        Учите ребенка правильно рассчитывать свои силы и в случае сложных ситуаций просить помощи у взрослых. Стеснительность в данном случае неуместна!

4.        В случае занятий на комплексе двух и более детей своевременно пресекайте любые попытки ссоры между ними. При этом необходимо вывести ссорящихся детей из игровой зоны и предложить им договориться о правилах поведения на спортивных снарядах. Только после этого дети могут быть допущены к продолжению игры в зоне комплекса.

5.        К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, а также ребят в состоянии агрессии. Потому что они не могут сконцентрировать свое внимание и контролировать движения в сложно организованном пространстве комплекса.

Каковы требования, предъявляемые к одежде и обуви с точки зрения её удобства и безопасности при занятиях на комплексе?

Одежда должна быть удобной. Она не должна сковывать движения ребёнка и затруднять теплообмен. Не допускается скользкая кожаная или жесткая пластиковая подошва обуви, также высокий каблук и незавязанные шнурки. Следует помнить, что занятия на комплексе босиком являются лучшей профилактикой от плоскостопия, а также позволяют произвести массаж ступней ног ребенка.

Наличие посторонних колющих предметов на одежде или в карманах (например, значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.) могут явиться причиной травмы. Перед занятием на комплексе снимите с шеи ребенка предметы украшения в виде бус, цепочек, тесемок и других фенечек. Длинные волосы у девочек должны быть подобраны в косу или зафиксированы резинкой в пучок. Очки у плохо видящих детей должны быть зафиксированы резинкой на затылке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет на 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Муниципального бюджетного дошкольного обр...

Календарно-тематический план работы в старшей логопедической группе на 2017-2018 учебный год

Предлагаемый план работы может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении  занятий в старшей логопедической группе....

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе на 2017 - 2018 учебный год «РАДУГА»

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе разработана в соответствии с парциальной программой И.А.Лыковой "Программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей 6-7 лет логопедической группы «Котята»\ на 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа для детей 6-7лет логопедической группы разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детство под редакцией Т.И. Бабаевой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы НРМДОБУ «ЦРР «Детский сад «Улыбка» общеразвивающей направленности для детей первой младшей группы на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «ЦРР «Детский сад «Улыбка» и отражает особенности содержания и организации образовате...

Рабочая учебная программа «Чудеса конструирования» для детей от 4 до 7 лет на 2017/2018 учебный год

laquo;Чудеса конструирования», рассчитанная на детей от 4-х до 7 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих кубиков Б.П...