Рабочая программа кружка
рабочая программа (младшая группа) на тему

Сидорчук Екатерина Петровна

Программа охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kapelka.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

        

Капелька

Рабочая программа кружка

Белово 2016

Автор-составитель: Сидорчук Екатерина Петровна, воспитатель МБДОУ детского сада № 60 города Белово

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………..4

Учебно – тематический план………………………………………………..6

Содержание программы……………………………………………………..7

Список литературы…………………………………………………………..10

Пояснительная записка

Экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет, на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю,  во вторую половину дня по 15 минут.

Цель работы кружка - формировать у детей основы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

  • Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • Развивать способность чувствовать и видеть красоту природы и выражать свои эмоции;
  • Воспитание правильного поведения в природе.

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка  обратила особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

          Ожидаемый результат:

- сформированность основ экологической культуры;

- повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы, природным ресурсам;

-  обогащение эмоционально – чувственного опыта детей.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

 

Учебно – тематический план

N п\п

Раздел\тема

Всего часов

Из них

Теор.

Практ.

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Природа чудесница

«Наблюдение за сезонными изменениями»

«Наблюдение за снегом и льдом»

«Мороз – удивительный художник»

 «Волшебница весна»

«Доброе, хорошее солнце»

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.7.

2.8.

Красота неживой природы

«Плыли по небу тучки»

«Дождик, дождик»

«Снежинка»

 «Что такое облака, дождь, гроза?»

«Снежный хоровод»

«Песочные фантазии»

«Лаборатория добрых дел»

7

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4

Времена года

«Осень-припасиха»

«Зимняя красавица - ель»

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

 «Солнышко на травке»

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

4.10.

4.11.

4.12.

4.13.

4.14.

4.15.

4.16.

4.17

4.18

Живые существа земли

«Цветы на участке осенью»

«Осеннее дерево»

«Домашние животные»

«Синичкин праздник – 12 ноября»

«Дикие звери зимой»

«Жизнь птиц зимой»

«Дикие животные в лесу зимой»

«Ёлочка-зелёная иголочка»

«Первые цветы в природе»

«Наши четвероногие друзья – собака»

«Пернатые гости»

«Божья коровка»

«Жучки»

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

«Воробьишка»

«Выращиваем лук на окошке»

«Что нас лечит от простуды»

«Экологическая тропа»

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

34

34

Содержание программы

Тема 1. Природа чудесница

  1. «Наблюдение за сезонными изменениями»

 Изменения в природе. Выделение характерных признаков живой и неживой природы, через наблюдения. Использование художественного слова. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год» - настольная игра

  1. «Наблюдение за снегом и льдом»

Неживая  природа; вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение  рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

1.3.«Мороз – удивительный художник»

Зимние явления природы, необычное в окружающем мире. Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

  1. «Волшебница весна»

Весна,  характерные особенности данного времени года. Отличительные признаки. Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов».

1.5.«Доброе, хорошее солнце»

Погода по приметам. Экспериментирование: «Ладошки». Наст.игра «Круглый год».

Тема 2. Красота неживой природы

2.1.«Плыли по небу тучки»

Неживая природа. Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт».

2.2. «Дождик, дождик»

Сезонные явления и их изменениями. Характерные признаки осеннего и летнего дождя. Пальчиковая игра «Дождик».

2.3. «Снежинка»

Сезонные явления и их изменения, красота природы. Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега».

 2.4.«Что такое облака, дождь, гроза?»

Испарение воды, образовании облаков, электрических разрядах. Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение.

2.5. «Снежный хоровод»

Явления природы: снегопад , красота окружающего мира. Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки».

2.6. «Песочные фантазии»

Свойства песка. Пальчиковая гимнастика , игры с песком, экспериментирование: «Почему песок сыплется».

2.7. «Лаборатория добрых дел»

Понятие о доброте, привычке совершать добрые поступки; экспериментальная деятельность. Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

Тема 3. Времена года

3.1. «Осень-припасиха»

Изменения в живой и не живой природе осенью. Признаки осени. Овощи и фрукты. Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?». Заучивание физминутки»  Мы капусту рубим..». Дид.игра «Узнай на вкус»

3.2. «Зимняя красавица - ель»

Признаки наступившей зимы в природе. Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки».

3.3. «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Отличительные признаки весны. Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега».

3.4. «Солнышко на травке»

Изменения в живой и не живой природе с приходом лета. Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

Тема 4. Живые существа земли.

4.1. «Цветы на участке осенью»

Осенние садовые цветы: отличие по внешнему виду. Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра.

4.2. «Осеннее дерево»

Явления природы, их взаимосвязи  и закономерности. Нетрадиционная техника рисования: кляксография. Дид.игра «.Найди листок какой покажу».

4.3.«Домашние животные»

Домашние животные и их детенышах : как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны. Строение и их цвета. Взаимосвязь и зависимость жизни животного от человека. Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята».

4.4. «Синичкин праздник – 12 ноября»

Птицы и их детеныши. Красота птиц и образ жизни. Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы».

4.5. «Дикие звери зимой»

Дикие животные и их детеныши. Строение животных, повадки и их цвета. Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

4.6. «Жизнь птиц зимой»

Птицы и их детеныши зимой. Размер птиц и их окрас. Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц.

4.6. «Дикие животные в лесу зимой»

Дикие животные и их детеныши в зимний период.. Строение животных, повадки и их цвета Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень».

4.7. «Ёлочка-зелёная иголочка»

Хвойные деревья. Основные признаки. Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию», «Укрась ёлочку».

4.8. «Первые цветы в природе»

Первые весенние цветы , название,  особенности строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей».

4.9. «Наши четвероногие друзья – собака».

Внешний вид собаки Повадки, питание. Наблюдение, подвижные игры  ,«Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки.

4.10. «Пернатые гости»

Птицы и их детеныши весной, изменение их поведения. Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке».

4.11. «Божья коровка»

Внешний вид божьей коровки.  Среда обитания. Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

4.12. «Жучки»

Насекомые.  Особенности внешнего вида, признаки. Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница».

4.13. «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Комнатные растения. Характерные признаки – форма, окрас листьев и цветов. Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

4.14. «Воробьишка»

Внешний вид воробья. Среда обитания, строение и повадки. Подвижная игра «Кто в домике живет?». Пальчиковая гимнастика «Грачи». Речевая игра «Кто же это?».

4.15. «Выращиваем лук на окошке»

Огород на окошке, изменения в луковицах. Беседа с элементами труда, экспериментирование.

4.16. «Что нас лечит от простуды»

Лекарственные травы, польза лука и чеснока. Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение.

4.17. «Экологическая тропа»

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу». Подв.игра «Раз ,два, три к дереву беги».

                          

Список литературы

  1. Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992.
  2. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991.
  3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника».
  4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999.
  7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  8. Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994.
  9. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...