Кружковая деятельность «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Кутузова Людмила Владимировна

Кружковая деятельность «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhkovaya_rabota.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №131

Утверждаю

Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №131

________________Е. А. Филимонова

_________________________20___

ПРОГРАММА КРУЖКА

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Программу составил:

Воспитатель Л.В.Кутузова

Рассмотрена и одобрена на

педагогическом совете

протокол №1 от _________

Калининград 2017


Утверждаю

Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №131

________________Е. А. Филимонова

_________________________20___

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

КРУЖКА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Возраст обучающихся 4 - 5 лет

Количество групп – 1

Наполняемость группы – 8 человек

Руководитель – Л.В. Кутузова

Дни недели

Время проведения

Количество занятий

В неделю

В месяц

В квартал

четверг

15:15 – 15:35

1 занятие

в 2 недели

2

6

Заведующая МАДОУ ЦРР д/с №131_________________Е. А. Филимонова


СПИСОК ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

1. Голодников Андрей

    2. Дерендяева Алена

    3. Ларионова Алиса

    4. Робертус Никита

    5. Черный Никита

    6. Казакова Диана

    7. Кудрявцева Надя

    8. Пыреев Артем


Пояснительная записка.

В основу настоящей программы положены соответствующая образовательная область обновленного варианта комплексной общеобразовательной программы «Детство»Т.И. Бабаевой, приведено в соответствие с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и методические рекомендации Фесюковой «Воспитание сказкой», Т.С. Большевой.

«Чтение художественной литературы» отдельная образовательная область программы «Детство».

Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественной литературе, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.

Основными методами литературного развития детей являются следующие:

  • Чтение взрослого.
  • Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
  • Беседа после чтения, разные группы вопросов.
  • Рассматривание иллюстраций в книжках-картинках, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев, рассматривание картинок в книге.
  • Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации и по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
  • Участие в постановках мини-спектаклей по знаковым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей и родителей).
  • Вечера литературных развлечений.

Дополнительные методы:

Наглядные: наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.); дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; моделирование; схематизация, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Основная форма реализации данной программы – кружковая работа – 25 мин, 1 раз  в 2 недели.

  1. Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.
  1. . Цели:
  • Развитие и обогащение словаря;
  • Совершенствование связной диагностической и монологической речи;
  • Овладение грамматически правильной речью;
  • Работа над фонематической стороной речи;
  • Формирование интереса к устному народному творчеству и звучащему слову;
  • Формирование эмоциональной чувственной сферы через произведения народного словесного искусства.

2.2. Задачи воспитания и развития речи детей:

  • Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного  понимания содержания литературного текста;
  • Способствовать воспитанию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, попытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;
  • Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

2.3.  Место (роль) программы в образовательном процессе.

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге  и первичных  ценностных ориентаций, на основе представления об окружающей деятельности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в рисунке, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.


  1. Требования к уровню освоения содержания программы.
  • Ребенок внимание и интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведениями, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.
  • Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям  и героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию.
  • Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.
  • Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки., охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.
  • Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, участвует в театрализованных играх, создавая интересные образы героев.

  1. Объем программы и виды образовательной деятельности.

Объем программы составляет 450 мин и включает в себя три образовательных компонента:

  • Теоретическая часть;
  • Практическая часть;
  • Диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определенной тематике. То,  о чем знают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказы и беседы воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей деятельности. При этом используется наглядность и применяется ИКТ.

Второй компонент имеет практическую наглядность: это то, что осваивают дети в форме художественно-продуктивной  деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определенных тем: выявляет достижения ребенка или недостаточность освоения программы.

Таблица 1.

Наименование и номер разделов

Объем (мин.)

всего

теоретические

Практические

Раздел 1.

Малые фольклорные формы

120

30

90

Раздел 2.

Драматизация сказки

120

30

90

Раздел 3.

Знакомство с разными видами театра

120

30

90

Раздел

Диагностика



  1. Содержание программы.

5.1. Объем программы по темам.

Таблица 2.

разд.

№ темы

Объем (мин.)

всего

теорет.

практ.

Раздел 1.

Тема 1.

«Рассказ русской народной сказки «Колобок»

20

5

15

Тема 2.

«Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»

20

5

15

Тема 3.

«Волшебная шкатулка»

20

5

15

Тема 4.

«Одну простую сказку хотим мы показать»

20

5

15

Тема 5.

«Спешим на представление»

20

5

15

Тема 6

«Сказка, сказочка, сказунья»

20

5

15

Раздел 2.

Тема 1.

«Драматизация сказки «Колобок»

20

5

15

Тема 2.

«Драматизация сказки «Козлята и волк»

20

5

15

Тема 3.

«Драматизация сказки «Репка»

20

5

15

Тема 4.

«Драматизация сказки «Почему кот моется после еды?»

20

5

15

Тема 5.

«Волшебная рукавичка». Показ сказки «Заюшкина избушка»

20

5

15

Тема 6.

«Итоговое»

20

5

15

Раздел 3.

Тема 1.

«Наш любимый зал  опять очень рад ребят встречать»

20

5

15

Тема 2.

«Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использование театра на флонелеграфе»

20

5

15

Тема 3.

«Показ настольного театра «Козлята и волк»

20

5

15

Тема 4.

«Показ сказки «Козлята и волк» для детей ясельной группы»

20

5

15

Тема 5.

«Пересказ сказки «Репка» с использованием пальчикового театра»

20

5

15

Тема 6.

«Показываем ложковый театр»

20

5

15

Итого

18

360

90

270

                                                  6. Методическое обеспечение программы

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

№ п\п

Автор(ы)

Заглавие

Город изд., год изд.,

кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др.

«Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

С.Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г., 528 с.

Программа

1

2.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др.

«Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие»

С.Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г., 592 с.

Научно-методическое пособие

1

3.

Губанова Н.Ф.

«Театрализованная деятельность дошкольника»

Москва, «ВАКО», 2007 г.

Методическое пособие

1

4.

Князева О.Л., Маханева М.Д.  

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 С.Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

Программа

1

6.1.2.Дополнительная литература

№ п\п

Автор(ы)

Заглавие

Город изд., год изд.,

кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Пименов В.А.

Театр на ладошках

Воронежский Государственный университет

1998 г., 128 с.

Репертуарный сборник дошкольников и школьников

1

2.

Петрова Т..

Сергеева Е.Л.

Петрова Е.С.

Театрализованные игры в детском саду

Москва «Школьная Пресса»

2000 г., 128 с.

Разработка занятий для всех возрастных групп

1

3.

Антипина Е.А.

Театрализованные представления в детском саду

Творческий центр СФЕРА Москва 2010 г., 128 с.

Сценарий с приложением

1

4.

   5.

Маханева М.Д.

Рыжова Л. В.

Театрализованные занятия в детском саду.

Методика работы со сказкой

Творческий Центр «СФЕРА»

Москва 2001.

Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012

Пособие для работников дошкольных учреждений.

Методическое пособие

1

   1

  1. Тема: «Давайте познакомимся».

Цель: эмоционально воспроизводить приветственные информации.

Материал: мяч, ширма для театра, разные виды театров.

Ход занятия:

  1. Первое посещение детьми театральной комнаты в новом учебном году.
  2. Вопросы к детям: Как называется зал? Что в зале напоминает театр?
  3. Игра «Назови свое имя ласково». Воспитатель и дети вспоминают слова, необходимые при знакомстве.
  4. Чтение отрывков из сказок, где описывается знакомство героев.
  5. Игра  «Давайте познакомимся» с мячом..

  1. Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

Цель: внимательно слушать и разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль

Материал: небольшой мяч; волшебный мешочек; фигурки к сказке «Колобок».

Ход занятия

  1. Дети отгадывают загадку про колобка:

         Круглый, да не мяч,

         Мягкий, да не вата,

         Жаркий, да не солнце,

          Вкусный, да не яблоко.

          Кто это?;

  1. вопрос к детям:

  Как называется сказка, из которой к нам пришел этот гость?

в. игра «С волшебным мешочком».

г. Дети распределяют роли и разыгрывают настольный спектакль по сказке.

д . игра «Встреча с колобком». Губанова 143.

  1. Тема: «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»

Цель: упражнять детей в подборе рифм к словам. Закреплять понятие «рифма».создать положительный эмоциональный настрой.

       а. Погружение в сказочную атмосферу.

б. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов»

в. Физкультминутка.

г. Придумывание рифмующихся слов.

.

  1. Тема:  «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использованием театра на флонелеграфе».

Цель: побуждать детей к пересказыванию знакомой сказки.

Материал: театр на флонелеграфе по сказке «Заюшкина избушка».

Ход занятия:

  1. Показать на флонелеграфе героев сказки, дети называют героев.
  2. Рассказывание сказки детьми  2 – 3 раза.

      В. Игра «Догадайся, кто я». М. 78.

  1. Тема: «Драматизация сказки «Колобок».

Цель: работа над дикцией, выразительностью речи.

Материал: шапочки героев сказки.

Ход занятия:

  1. Повтор подвижной игры «Встреча с колобком».
  2. Дети вспоминают из какой сказки пришел колобок.
  3. Дети выбирают по желанию роли героев сказки, надевают элементы костюмов.
  4. Проводится игра-драматизация (2 – 3 раза).
  5. Итог занятия.

  1. Тема: «Показ настольного театра «Козлятки и волк».

Цель: знакомство с разными видами театра.

Материал: настольный театр.

Ход занятия:

  1. Рассматривание разных видов театра по сказке «Козлята и волк» (настольный, пальчиковый, «Бибабо», театр на фланелеграфе).
  2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
  3. Показ театра по сказке «Козлятки и волк».
  4. Имитация движений героев сказки.
  5. Решение проблемных ситуаций например: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку,  а не козе».
  6. Беседа по содержанию.

  1. Тема: «Волшебная шкатулка».

Цель: побуждать детей к пересказыванию знакомой сказки.

Материал: волшебная шкатулка, игрушки отгадки по сказке «Козлятки и волк».

Ход занятия:

  1. Загадывание загадок по сказке «Козлятки и волк».

Кто зимой холодной,

ходит злой голодный?

У кого рога, длинней хвоста?

  1. Дети вытаскивают из шкатулки иллюстрации к сказке, вспоминают слова героев.
  2. Пересказ сказки по мнемотаблице.

  1. Тема: «Драматизация сказки  «Козлятки и волк».

Цель: работать над выразительностью. Совершенствовать интонационный строй речи.

Материал: костюмы к сказке.

Ход занятия:

  1. Дети по очереди проигрывают роли.
  2. Дети выбирают героев – отмечать различия в характере одного образа; определять у кого роль получилась похожа.
  3. Драматизация сказки.

  1. Тема: «Показ сказки «Козлятки и волк» для детей  ясельной группы».

Цель: воспитывать у детей умение проявлять свои эмоции, чувства публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Материал: костюмы.

Ход занятия:

  1. Подготовка атрибутов и костюмов к представлению спектакля.
  2. Эмоциональный настрой детей.
  3. Выступление перед детьми ясельной группы.

  1. Тема: «Одну простую сказку хотим мы показать».

Маханева 83

Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять «словарь» жестов и мимики.

Ход занятия:

  1. Пантомимическая игра.
  2. Введение понятия «пантомима».
  3. Творческая игра «Что это за сказка?»

  1. Тема: «Спешим на представление»

Цель: вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию, познакомить со сказкой; учить внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции.

Материал: Атрибуты и декорации к сказке «Заюшкина избушка»; куклы бибабо (матрешка, петрушка, лиса, собака, медведь, петушок, заяц).

Ход занятия: воспитатель расспрашивает детей о желании посетить театр, раздает билеты на спектакль. За  ширмой появляются  матрешка и петрушка. Проводится инсценировка «Смех да веселье».

Проводится игра со зрителем «Это все мои друзья».

Дети показывают  р. н. сказку «Заюшкина избушка» в кукольном театре бибабо, роль ведущего исполняет воспитатель.

  1. Тема: «Пересказ сказки «Репка» с использованием пальчикового театра».

Цель: учить имитировать характерные движения героев сказки.

Материал: пальчиковый театр по сказке «Репка».

Ход занятия:

  1. Показать героев пальчикового театра по сказке «Репка».
  2. С помощью воспитателя дети рассказывают сказку «Репка» (от имени персонажей-кукол) 2 – 3 раза.
  3. Дети (пожеланию) имитируют движения персонажей в соответствии со словами воспитателя.
  4. В конце занятия дети приглашают сказку в гости:

Сказка, сказка, приходи!

Будут рады малыши!

  1. Тема: «Драматизация сказки «Репка».

Цель: учить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

Материал: шапочки героев сказки.

Ход занятия:

  1. Игра-имитация «Изобрази героев в словесном сопровождении»

В сказке «Репка» дедка есть,

Бабушка и внучка,

Вместе с ними жили кошка,

Мышка, песик Жучка.

Дедка репку посадил,

Долго он ее растил.

Выросла какая?

Большая–пребольшая!

(воспитатель  и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя)

  1. Дети надевают костюмы, распределяют роли по желанию.
  2. Драматизация сказки.
  3. Дружный хоровод вокруг репки.

  1. Тема:  «Сказка, сказочка, сказунья».

Цель: вызвать интерес к устному народному творчеству.

 Материал: иллюстрации к сказкам.

Содержание занятия:

а. беседа по иллюстрациям.

б. викторина по сказкам «Лиса и гуси», «Лиса и козел», «Жихарка», «Гуси-лебеди»

в. Заучивание прибаутки:

Жил да был козел,

Завсегда развесел.

Он и по воду ходил,

Он и  печку топил,

Он и кашу варил,

Деда с бабою кормил,

Слава козлу! Слава!

Вакуленко 148.

  1. Тема: «Показываем ложковый театр».

Цель: обучать детей правильно показывать ложки, лицевой стороной к зрителю в соответствии с текстом.

Материал: ложковый театр по произведениям  стихов Чуковского.

Ход занятия:

а.  Прочитать стихи «Свинки», «Ежики смеются»»Поросенок».

б. Инсценировать короткие стихотворения.

  1. Тема: «Драматизация сказки «Почему кот моется после еды».

Цель: развивать артистические возможности.

Материал: шапочки, музыка.

Ход занятия:

  1. Подвижная игра «Воробушки и кот»
  2. Распределение ролей.
  3. Драматизация сказки «Почему кот моется после еды?»
  4. Веселый танец

  1. Тема: «Волшебная рукавичка», показ сказки «Заюшкина избушка».

Цель: воспитывать умение слушать сказку, сопереживать героям, умение отгадывать загадки.

Материал: театр «Волшебная рукавичка», игрушки героев к сказке.

Ход занятия:

  1. Внести волшебный сундучок, отгадать загадки:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

Хитра я и проворна,

Зайчиков люблю!

Серый, зубатый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет

Зимой спит,

летом – ульи ворошит

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами.

  1. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» вместе  с детьми.
  2. Имитационные движения с использованием элементов костюмов.

  1. Тема: «Итоговое».

Цель: вызвать у детей радостное настроение.

Материал: шапочки.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Отгадывание загадок по сказкам:

«Колобок»

«Козлятки и волк»

«Цыпленок»

«Репка»

«Почему кот моется после еды»

«Заюшкина избушка»

  1. Драматизация отрывков из сказок.
  2. Веселая пляска.
  3. Прощание со сказками.

Сказки нас не забывайте,

Осенью  всех  в гости приглашайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ФЭМП) и опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у Сказки» (во второй младшей группе)

В ходе занятия дети знакомятся  с геометрической фигурой овал и цифрой 5.  Формируются  представления о порядковом значении чисел в пределах 5; закрепляются  умения отвечать на воп...

Картотека форм и видов деятельности "В гостях у сказки" / "Любимые сказки", "Наш город"

Картотека форм и видов образовательной деятельности по приоритетной образовательной области "Речевое развитие"  пригодится педагогам при разработке конспектов НОД....

Кружковая работа "В гостях у сказки"

Театрализованная игра, как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фолклерного произведения.В теа...

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Мы играем в сказку» для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки. 2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешк...

Программа кружковой работы "В гостях у сказки""

Сказкотерапия - это психологическое направление, которое, используя метафорические позволяет развить ресурсы сказки, самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с ок...

НОД в старшей группе по театрализованной деятельности В гостях у сказки.(сказка В. Сутеева Яблоко)

Задачи:Учить детей чётко произносить слова скороговорки, изменяя силу голоса и интонациюУчить сочетать движение и речьУчить интонационно и выразительно произносить фразыУчить использовать жесты, как с...