Учебное методическое пособие
методическая разработка (младшая группа) на тему

Анисимова Эльвира Рубеновна

«Использование сюжетно-ролевых, пальчиковых и подвижных игр с ролями в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metod.posobie.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Использование сюжетно-ролевых, пальчиковых и подвижных игр с ролями в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Автор: Анисимова Э.Р.

Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 3

Санкт-Петербург

2018 год

Для маленького ребенка игра это главное и развлечение, и занятие. Для ребенка игра – это средство самореализации и самовыражения.

Игра обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, позволяет реализовать самые разные его стремления и желания.

Игра не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Сюжетно-ролевые игры

1 игровые ситуации из раннего возраста;

2 сюжетно-ролевая игра «Доктор» (отождествляемые роли – доктор, больной)

Игровые действия:

  • даем лекарство (микстуру, таблетки);
  • измеряем температуру;
  • ставим компресс;
  • делаем укол;
  • смазываем рану и др.

3 сюжетно-ролевая игра «Семья» (роли - мама, папа, ребенок)

Игровые действия:

  • мама идет в магазин;
  • мама убирает дом;
  • папа чинит (машину, мебель);
  • мама стирает (гладит) платочки;
  • мама готовит обед;
  • мама укладывает спать и др.

4 сюжетно-ролевая игра «Гости» (роли – мама-хозяйка, гость)

Игровые действия:

  • уборка дома;
  • накрывание праздничного стола;
  • мама готовит праздничный обед (чай);
  • мама угощает гостей и т.д.

5 сюжетно-ролевая игра «Автобус» и «Поезд» (роли – водитель-машинист, пассажиры, кондуктор)

Игровые действия:

  • строительство автобуса (поезда);
  • ведение автобуса, езда на автобусе;
  • выход на остановках.

6 сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» (роли – парикмахер или мама, клиент (ребенок)

Игровые действия:

  • надевание накидки и халата;
  • расчесывание, причесывание и сушка волос.

7 сюжетно-ролевая игра «Водитель грузовой машины» (роли – водитель, грузчик, строитель)

Игровые действия:

  • строительство грузовой машины;
  • погрузка кирпичей (груза);
  • разгрузка груза, строительство.

Основные задачи обучения и ступени игровых навыков:

- научить манипулировать предметами в определенном порядке (последовательно) в соответствии с сюжетом, подражая взрослым;

Научить пользоваться предметами-заменителям, повторяя отработанный алгоритм действия.

Пальчиковая гимнастика

Мальчик-пальчик, где ты был? (поочередное потирание всех пальчиков)

-с этим братцем - в лес ходил

- с этим братцем - щи варил

-с этим братцем  - кашу ел

- с этим братцем – песни пел

Сорока белобока

На порог скакала,

все поджидала,

не придут ли гости?

Не съедят ли кашку?

Гости не бывали

Кашку не едали

Всю кашку Сорока-белобока деткам отдала:

Этому – на ложке, (поочередное потирание всех пальчиков)

Этому – на поварешке,

Этому – на ухвате,

Этому – на лопате,

Мальчику-пальчику –пока ничего

Семья

Этот пальчик – дедушка, (поочередное потирание всех пальчиков)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья

Семья

(пальцы обеих рук складываются вместе кончиками)

- кто приехал? (быстро хлопаем кончиками больших пальцев)

-мы, мы, мы! (все пальцы кроме больших похлопывают кончиками)

- мама, мама, это ты? (хлопают большие пальцы)

-да, да, да! (хлопают указательные пальцы)

- Папа, папа, это ты? (хлопают большие пальцы)

-да, да, да! (хлопают средние пальцы)

- братец, братец, это ты? (хлопают большие пальцы)

-да, да, да! (хлопают безымянные пальцы)

- ах, сестренка, это ты? (хлопают большие пальцы)

-да, да, да! (хлопают мизинцы)

- вот и вся моя семья (быстро хлопаем кончиками всех пальцев)

Прогулка

1,2,3,4,5 – пошли пальчики гулять (сжимание-разжимание пальцев, поочередное потирание всех пальчиков)

- этот пальчик – рыл песок: вот так, вот так (» имитирует копательные движения)

- этот – делал пирожок: вот так, вот так (имитация лепки пирожков)

- этот – с горки катался: забирался-поднимался–вжик-ух! Спускался  (имитируем подъем и спуск с горы)

- этот – в травке валялся: вот так, вот так (вертушка руками)

этот – умницей был: хорошо он говорил (поглаживание и потирание пальца)

Прогулка

Жили были в домике

Маленькие гномики

Токи, Микки, Лики, Пики, Чики

1,2,3,4,5 – пошли гномики стирать:

Токи- рубашки, (поочередное загибание пальчиков)

Микки – платочки,

Ликки – штанишки,

Пики – носочки,

Чики – умница был, всем водички носил (имитируем стаканчик с водой)

Чики-брики ( разговор пальцев, попеременное похлопывание подушечками пальцев))

Чики-брики, ты куда? («разговор» большого и указательного пальцев одной руки)

-чики-брики, на базар! («разговор» большого и указательного пальцев другой руки)

-чики-брики, а зачем? («разговор» большого и среднего пальцев одной руки)

-чики-брики, за овсом! («разговор» большого и среднего пальцев другой руки)

-чики-брики, а кому? («разговор» большого и безымянного пальцев одной руки)

-чики-брики, а коню! («разговор» большого и безымянного пальцев другой руки)

-чики-брики, а какому? («разговор» большого пальца и мизинца одной руки)

-чики-брики, вороному! («разговор» большого пальца и мизинца другой руки)

Хоровод пальцев

1,2,3,4,5 – (хлопки в ладоши на счет)

-вышел пальчик погулять (указательный палец делает вращательные движения по ладошке)

-только вышел из ворот – глядь- другой к нему идет (присоединяется средний палец)

- вместе весело идти, ну-ка третий – выходи! (присоединяется безымянный палец)

- вместе встанем в хоровод  - вот! (хлопок)

Дружба

(пальцы обеих рук соприкасаются вместе кончиками и похлопывают)

- дружат в нашей группе девочки и мальчики

- мы с тобой подружим маленькие пальчики

1,2,3,4,5 (поочередные хлопки одноименных пальцев под счет)

Начинаем мы считать! (одновременные хлопки всех пальцев)

1,2,3,4,5 (поочередные хлопки одноименных пальцев под счет)

- мы закончили считать!

Моя семья

1,2,3,4 – кто живет в моей квартире? (хлопки в ладоши под счет)

1,2,3,4,5 всех могу пересчитать (хлопки в ладоши под счет)

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, (Поочередное поглаживание пальцев на обеих руках)

Два котенка, мой щегол, сверчок и я – вот и вся моя семья!      

Зима

(поочередное потирание всех пальчиков)

- этот пальчик лепит ком,

этот - строит снежный дом,

этот пальчик снег бросал,

этот пальчик снег копал,

ну а этот – отдыхал… (ручки под щечку)

Птички

Прилетели птички, птички-невелички (скрепить большие пальцы

Крыльями махали, ближе подлетали.  (имитируем движения крыльев пальцами обеих рук )  

(поочередное потирание всех пальчиков)

Вот синичка, вот ворона, это голубь, вот сорока,

Эта птица – воробей, сосчитай-ка их скорей!

                                                                         

Разговор зверей («разговор пальчиков)

(поочередное похлопывание большого пальца с другими пальцами )

-повстречались две овечки и сказали: бе-бе-бе,

-повстречались две коровки и сказали: му-му-му,

-повстречались две собачки и сказали: гав-гав-гав,

-повстречались два утенка и сказали: кря-кря-кря,

-повстречались два котенка и сказали: мяу-мяу-мяу!

Ежик

Под горою ежик спит, (прячем большой палец левой руки в кулачок)

Он храпит: Хыр-р, лип-лит. (подносим кулак к уху, слушаем)

Солнце над горой встает, (правой открытой ладонью описываем полукруг)

Каждым лучиком поет: (загибаем и разгибаем последовательно пальцы правой руки)

Просыпайся, соня-Еж!

Ну а ежик все храпит: Хыр-р, лип-лит (подносим кулак к уху, слушаем)

Птицы прилетали, клювами стучали (открытые ладони обеих рук движутся навстречу друг другу, загибая и разгибая по 4 п альца, большие пальцы изображают клювы)

Просыпайся, просыпайся! За работу принимайся! (большой палец правой руки стучит по кулаку левой руки, где спит Еж)

Прибежали мышки и скребли по крышке (правой рукой сбегаем по плечу левой руки на кулак и скребем пальчиками)

-это кто здесь спит?

А в ответ: Хыр-р, лип-лит (подносим кулак к уху, слушаем)

Прилетела мошка (правая рука сложена в «щепотку»)

Щель нашла в окошке («щепотка» правой руки ввинчивается в кулак левой)

Ежа за нос укусила

Еж: -Апчхи! Меня мошка укусила Вынимаем большой палец из кулака, шевелим им)

На мельнице

Мышка зернышко нашла (пальцы правой руки сложены «в щепоть», бьют по ладони левой руки)

И на мельницу снесла, (руки поочередно скрещиваются прямыми кистями)

Намолола там муки, (машем скрещенными ладонями)

 «лодочками», имитируем лепку пирожков)

Мышонку с морковкой: (растираем мизинец левой руки)

Мышонку с капустой: (растираем безымянный палец левой руки)

Мышонку с картошкой: (растираем средний палец левой руки)

Мышонку с морошкой:

А для большого толстяка (растираем большой палец левой руки)

Все четыре пирожка (дотрагиваемся до всех четырех пальчиков)

Заглянула мышка в щелку, (ручками делаем окно у лица)

Убежала мышка в норку, (ручки убираем за спину)

Листья

1,2,3,4,5 – будем листья собирать (хлопаем в ладошки)

(поочередное потирание пальцев)

Листик березы, листик рябины, листики тополя, листик осины,

Листики дуба мы соберем, маме огромный букет отнесем.

Подвижные игры с ролями

1 Курочка и цыплята

Роли: курочка, цыплята

2 Игра «Курочка» (догонялки)

Роли: курочка, цыплята, гусь

3 Игра «Хитрый кот» (догонялки)

Роли: кот и мыши

4 Игра «Кот и мыши» (хороводная, догонялки)

Роли: кот и мыши

5 Игра «Тучки и солнышко» (догонялки)

Роли: солнышко и тучки

6 Игра «У медведя во бору» (догонялки)

Роли: дети, медведь

7 Игра «Три медведя» (имитация)

Роли: дети, медведь

8 Игра «Маша и медведь» (хороводная, догонялки)

Роли: медведь, Машенька

9 Игра «Мишка бурый» (прятки или догонялки)

Роли: медведь, пчелы

10 Игра «Гуси» (имитация)

11 Игра «Гуси и волк» (догонялки)

Роли: гуси, волк

12 Игра «Собачка» (догонялки)

Роли: утки, собачка

13 Игра «Баба снежная» (хороводная, догонялки)

Роли: дети и снежная баба

14 Игра «Лиса и зайцы» (прятки)

Роли: лиса и зайцы

15 Игра «Лиса и зайцы» (догонялки)

Роли: лиса и зайцы

16 Игра «Заинька» (имитация)

17 Игра «По ровненькой дорожке» (имитация)

18 Игра «Одуванчики» (прятки)

Роли: одуванчики

19 Игра «Каравай» (хороводная)

20 Игра «Карусели» (имитация)

21 Игра «Птички» (хороводная, имитация и догонялки)

Роли: птички, котик

22 Игра «Лето» (хороводная)

Роли: солнышко

23 Игра «Подковка» (хороводная, догонялки)

Роли: ослик

24 Игра «Стадо» (пятнашки)

Роли: овцы, бараны, волк, пастушок

Игра «Курочка» (догонялки)

Роли: курочка, цыплята, гусь

Курочка по сенечкам похаживала

Деток-цыпляток уговаривала:

- вы не бегайте цыплятки по дворику, не ищите вы зерен у заборика.

К заборику гусак подбирается, цыплят он щипать собирается.

(Цыплята идут за курицей, по окончании стишка выбегает гусь и догоняет цыплят).

Игра «Собачка» (догонялки)

Роли: утки, собачка

«Ты собачка не лай, наших уток не пугай!

Утки наши белые, без того не смелые.»

(Дети идут за воспитателем, имитируя уток, по окончании текста выбегает собачка и догоняет с лаем уток)

Игры осенью

Игра «Тучки и солнышко» (догонялки)

Роли: солнышко и тучки

Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили:

«А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем!»

Солнышко побежало, красное поскакало:

«А я тучек не боюсь, я от серых увернусь!»

(дети-тучки идут за воспитателем, произнося слова, приближаясь к солнышку. Солнышко произносит последние слова и убегает от тучек, тучи ловят солнце).

Игра «Мишка бурый» (прятки или догонялки)

Роли: медведь, пчелы

-Мишка бурый, мишка бурый, от чего такой ты хмурый?

-я медком не угостился, вот на всех и рассердился!

Раз, два, три, четыре, пять, начинаю мед искать.

(можно искать пчелок, можно мишке убегать от пчелок)

Зимние игры

Игра «Баба снежная» (хороводная, догонялки)

Роли: дети и снежная баба

(Снеговик замирает, детям предлагают встать вокруг него, дети идут по кругу)

- Баба снежная стоит, утром дремлет, ночь не спит

(дети крадутся к Снеговику)

- вечерами ночи ждет, ночью всех пугать идет.

(дети разбегаются, Снеговик бегает за малышами)

- никого я не догнал, никого не напугал.

Игра «Лиса и зайцы» (прятки)

Роли: лиса и зайцы

- из-за белого сугроба уши длинные торчат

-поищи лиса, попробуй, хитрых, беленьких зайчат.

Зря стараешься, плутовка, не найдешь, ты их, кума,

потому, что зайцев ловко прячет бабушка-зима.

(Зайцы бегают врассыпную, с окончанием музыки все присаживаются на корточки, наклоняя головы и показывая ушки. Лиса не находит зайцев)

Игры весной

Игра «Одуванчики» (прятки)

Роли: одуванчики

По краешку канавки на травяном диванчике

Весело гурьбою расселись одуванчики.

Тут и солнышко взошло, покатилось мячиком

Ищет красно солнышко, где же одуванчики?

С. – желтый одуванчик, я тебя сорву!

Желтый одуванчик спрятался в траву.

Игра «Лето» (хороводная, догонялки)

Роли: солнышко

По лужайке босиком, солнышком согрето (дети движутся по кругу поскоками),

За цветистым мотыльком побежало лето.        (Лето на месте прыгает и машет руками)

Искупалось в реке, полежало на песке,

Загорело, пролетело и исчезло вдалеке.(Лето выбегает за круг и присаживается за кем-нибудь, это следующий водящий)

Игра «Подковка» (хороводная, догонялки)

Роли: ослик

Звонкою подковкой подковали ножку (дети идут по кругу)

Выбежал с обновкой ослик на дорожку (в центре Ослик с подковкой)

Новою подковкой звонко ударял (скачет галопом)

И свою подковку где-то потерял (кладет подковку между двумя игроками, они бегут в разные стороны по кругу, кто быстрее схватит подкову, тот и будет новым осликом)

Игра «Стадо» (пятнашки)

Роли: овцы, бараны, волк, пастушок

Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Травка мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле погулять на воле

(Дети зовут пастушка, он гонит прутиком стадо на волю, овцы гуляют на травке. Пастух кричит «Волк», волк догоняет овечек и пятнает их.)

Игра «Хитрый кот» (догонялки)

Роли: кот и мыши

-хитрый кот в углу сидит, притворился, будто спит,

мышки, мышки, вот беда, разбегайся кто-куда!

(кот спит в углу, дети-мышки или подходят на носочках к нему, или идут вокруг него и поют, далее кот их догоняет)

Заяц Егорка

Заяц Егорка свалился в озерко (дети бегут по кругу, в центре сидит Зайка)

Бегите под горку

Спасайте Егорку! (дети сходятся к центру, поднимают Зайку)

Игры и упражнения

 (дополнительный речевой материал)

Ладушки

1 Ладушки, ладушки, (хлопки в ладошки)

-где были? – у бабушки!

-что ели? – кашку!

- что пили? – простоквашку.

2 Попили, поели (хлопки в ладошки)

  Шу! Полетели (машем руками-крыльями)

На головку сели (руки на голову)

Сели-посидели-(качаем головой)

Прочь улетели…(машем руками)

3 Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)

-где были? – у бабушки!

А у нашей бабушки (ладошками «печем пирожки»)

На столе оладушки

И с малиной пирожок (хлопки ладонями «чашечками»)

Ну-ка съешь его, дружок (протянуть руки вперед)

(спросить у детей, какие пирожки они любят, с чем? Спросить у каждого)

4 Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)

Курочки-рябушки

Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)

Курочки-кладушки

Напугать Санюшку хотели (качаем головой)

Сели на лоб                         (пальчики на лоб)

Крылышками хлоп! Хлоп! Хлоп! (легкие хлопки пальцами по лбу)

А Санюшка их – хап, хап, хап    (хватательные движения руками)

И поймал!

5 Титушки-потитушки  (махать руками)

Прилетели утушки

Стали мошек ловить,  (хлопать ладонь о ладонь, соединив их у запястья))

плоски клювики тупить

они сели на плетень     (присесть, руки через стороны вниз)

просидели целый день.

уты, уты, полетели (машем руками)

на головку сели    (руки на голову)

сели-посидели

да опять полетели   (опять машем руками)

уты-уты-уты…

Пальчиковое упражнение

Пальчики одной руки спрашивают, пальчики другой руки - отвечают

-курочка-рябушка (уточка-крякушка), ты куда пошла? 

– на речку!

-курочка-рябушка (уточка-крякушка), ты за чем пошла?

– за водичкой!

-курочка-рябушка (уточка-крякушка), зачем тебе водичка?

– цыпляток (утяток) поить!

-курочка-рябушка (уточка-крякушка), как цыплята просят пить?

 - пи-пи-пи (кря-кря-кря)!

Упражнения:

1 По ровненькой дорожке шагают наши ножки    (идем друг за другом)

Маленькие ножки бегут по дорожке бежим маленькими шажками

Большие  ноги идут по дороге       (идем, высоко подымая ноги)

Они шли, шли, шли и нас в лес привели.

2 Ау, ау, аукаем,

в лесу приаукиваем.

Столько нам грибков – сколько в лесу дубков,

Столько нам корзикое – сколько в лесу осинок

Ау-ау, аукаем

(Сложив руки у лица «рупором», аукать по два раза в каждую сторону с переносом тяжести тела с одной ноги на другую, пружиня ноги)

3 Вниз по озеру гагарушка плывет, (Рука согнута в локте)

Выше бережка головушку несет (кисть изображает голову и клюв

Выше леса крылья взмахивает    (машем руками)

На себя воду заплескивает         (махи руками на себя)

Игры в зверей

1 волк-волчок, шерстяной бочок. Бежим широким шагом

Через ельник бежал, в можжевельник попал

Зацепился хвостом. ночевал под кустом. Присесть, а потом лечь на пол

2 Я – рыжая лисица, я бегать мастерица (ходим, имитируя движения лисы)

   Я – по лесу бежала, я зайку догоняла

   И в ямку – бух! Попала                            (Присесть)

3 зайка серенький скакал                      (прыжками имитируем движения зайца)

От лисицы убегал,

сел под кусток                      (Присесть, сжавшись в «комочек»)

и ни звука – молчок            ( прижать палец к губам)

4 (подражая движениям медведя обыгрываем стихотворение)

Мишка косолапый по лесу идет    

Шишки собирает и в карман кладет

Вот упала шишка прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногами – топ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Учебно-методическое пособие.Дидактическое пособие "Развивающая книжка из фетра"

Дидактическое пособие:«Развивающая книжка из фетра». Авторы: Земцовская Кристина Николаевна и Вороная Алина Александровна.Возраст детей: от 2 лет и старше. Познавательное и сенсо...