ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Вишневская Лариса Анатольевна

ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ «МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ»

 

Содержание

Сведения об авторском коллективе……………………..………………...1

Паспортные данные мини-музея…………………........................………..2

Аспекты музейной деятельности………………………………………….3-4

Положение о музее …………………………………………………………5

План работы по созданию мини-музея «Мир камней Прибайкалья» …..6

Разделы  мини-музея……………………………………….........................7

Тематический план занятий в мини-музее……………………………......8-9

Приложения…………………………………………………………………10-11

Экспонаты мини-музея………………………………………………………12-15

Перспектива развития мини-музея………………………………..……..16

Используемая литература ………………………………………………...16

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_muzeya_kamnya.doc991.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 «Берегиня»

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ

«МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ»

     

Картинки по запросу камни байкала

                                                                                                           

                                                                               

ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ «МИР КАМНЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ»

Содержание

Сведения об авторском коллективе……………………..………………...1

Паспортные данные мини-музея…………………........................………..2

Аспекты музейной деятельности………………………………………….3-4

Положение о музее …………………………………………………………5

План работы по созданию мини-музея «Мир камней Прибайкалья» …..6

Разделы  мини-музея……………………………………….........................7

Тематический план занятий в мини-музее……………………………......8-9

Приложения…………………………………………………………………10-11

Экспонаты мини-музея………………………………………………………12-15

Перспектива развития мини-музея………………………………..……..16

Используемая литература ………………………………………………...16

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

        

1.Вишневская Лариса Анатольевна

Образование: высшее

Должность: воспитатель

Пед.стаж: 31 год

Категория:высшая квалификационная

2.Пистер Ирина Владимировна

Образование: высшее

Должность: учитель - дефектолог

Пед.стаж: 17 лет

Категория: высшая квалификационная

3.Чулпанова Елена Витальевна

Образование: средне - специальное

Должность: воспитатель

Пед.стаж:  12 лет

Категория:

Наименование мини-музея: «Мир камней Прибайкалья»

Профиль музея: познавательный, естественнонаучный экспериментальный

Цели:  Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, направленных на изучение богатейшего мира камней. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Задачи:

Образовательные: 
1. Способствовать формированию проектно-исследовательских умений и навыков, предпосылок экологической культуры.
2. Обучать взаимодействию с природными объектами посредством органов чувств.

3. Формировать у дошкольников представления о музее.

Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, любознательность и воображение в процессе исследования природных объектов;

2. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к разнообразным ресурсам природы, к экспонатам мини — музея.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, экологическую культуру, самостоятельность.

3. Продолжать развивать взаимодействие с семьёй.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Основные критерии оформления

Разнообразие и целесообразность объектов;

Характеристика помещения: групповая

Соответствие возрасту; доступность; безопасность комната площадью 60 кв.м.

Площадь, занятая под экспозицию: полочка в уголке природы 1,5*0.5, шкатулка

 

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, преимущества мини-музея для детского сада очевидны:

- они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях;

- в  настоящем музее ничего нельзя трогать руками , а вот в мини- музее можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять , исследовать;

-экспозиции мини-музея постоянно открыты для маленьких посетителей

-в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые.

   - в обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец.

Формы деятельности:

    -   поисковая; -  экспериментальная;

    -   познавательная.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полке уголка природы в групповой комнате. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция камней находиться в большой шкатулке, в целях безопасности используются при работе с детьми совместно с воспитателем. Здесь же представлена детская литература, подборки картинок, кукла -  фея камней, мини- лаборатория для экспериментирования.

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ

«Мир камней Прибайкалья»

1. Общие положения

1.1. Музей является систематизированным собранием различных форм работ с  камнями.  Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.

2.2. Задачами музея являются:

- Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры.

- Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу:

  • Изучает литературно-исторические источники, соответствующие

профилю музея;

  • Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
  • Обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
  • Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
  • Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «Мир камней Прибайкалья»

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Родительское собрание, индивидуальные беседы с родителями,

Педсовет,

Анкетирование

Октябрь 2015

1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения. 
3. Выбор инициативной группы.

2

Практический этап.

  1. Сбор экспонатов.
    2.Оформление выставки.
    3.Индивидуальная работа с детьми.
    4. Проведение опытов, экскурсий.

Ноябрь-декабрь 2015

Создания мини-музея «Мир камней Прибайкалья»

Образовательная деятельность

3

Подведение итогов

Заседание инициативной группы.

Конец января2016

Альбом «Мини-музей «Мир камней Прибайкалья».

Выставка экспонатов мини-музея

РАЗДЕЛЫ МИНИ - МУЗЕЯ. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

 «Галерея камней» экспонаты данной коллекции собраны детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

«Выставка книг» экспонаты данной коллекции представлены  родителями, воспитателями. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

«Игротека» экспонаты данной коллекции представлены педагогами группы. Игротека – развивающее пространство, место для проведения развивающих занятий, игр. Основные задачи игротеки — это стимулирование познавательной активности детей, развитие речевых навыков и умений, активация словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя, формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве.

«Лаборатория - экспериментирования» экспонаты данной коллекции предоставлены родителями и педагогами группы. Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. 

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Тема\дата

Цель

Демонстрационный и раздаточный материал.

Конспекты занятий

"Удивительные камни"(ноябрь)

.

-Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами

 «Познание»

на тему «Путешествие в мир камней»

(ноябрь)

Опыт № 1. Определение цвета и формы

Опыт №2. Определение размера.

Опыт №3. Определение характера поверхности.

Опыт№4. Рассматривание камней через лупу.

Опыт №5. Определение веса.

Опыт№6: Определение температуры.

Опыт № 7. Плавучесть.

(октябрь)

-Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их      свойства и особенности;

-Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

-Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

-Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание)

-Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде

-компьютерная презентация «Этот удивительный мир камней», «Волшебный мешочек» с различными по свойствам камнями;

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения (кольцо с рубином и цирконием), кораллы.

-емкость с водой;

-цветной песок,  клей, кисточки, трафареты, карандаши,   камешки для сувениров;

-мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

-наборы картинок, фотографий с изображением камней, минералов, набор изделий из разных камней.

Ландшафты гор Прибайкалья.

Сказочная героиня – Фея камней Прибайкалья.

Шкатулка с сокровищами.

Синяя, белая ткань.

Набор крупного строительного материала.

Ящик ощущений.

Набор схем – рисунков.

Кассета с таинственной музыкой.

Шапка ученого.

Знаки: вопросительный, восклицательный.

Набор камней на каждого ребенка.

Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.

Стакан с водой, ложка.

Большие подносы

Дидактические, подвижные и театрализованные  игры (октябрь-январь)

Заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус, развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие двигательной активности

опыт №1 «Простые и ценные камни в природе»

опыт №2 «Камни, которые подарило море».

опыт №3 «камень рождённый деревом»

(декабрь)

Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами.. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.

- кусочки мрамора и гранита

- сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка)

-иллюстрации: Байкал, горы

-коллекция различных камней

-аудиозапись «шум волн»

-глобус

-на каждого ребёнка: лупа, прозрачный стакан с водой ,салфетка

-иллюстрации: смола, янтарь (застывшие насекомые)

-янтарь, каменный уголь (раздаточный материал)

-выставка украшений из янтаря

рисование на камнях «Превращение камешков»; (ноябрь)

лепка «Каменный цветок» в технике мозаики; (декабрь)

конструирование «Домик трех поросят»

(январь)

  • Учить детей видеть прекрасное вокруг себя.
  • Воспитывать интерес и любовь к родному краю, природе.
  • Учить фантазировать и передавать свои фантазии в процессе рисования.
  • Продолжать учить рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного цвета.
  • Воспитывать аккуратность.

Камни – булыжники, гуашь, кисти №3, №5, №8, вода, салфетки.

Различные плоские камешки.

Набор для строительства из камня.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выставка книг

-  П.Бажов «Серебряное копытце»

“Каменный цветок”.

- И. Н. Рыжов «О чем шептались камушки»;

- Р. Сеф «Камень»;

- Л. Татьяничева «Малахит»

- Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

А. Никитов «Полезные ископаемые»,

сказки  П.Бажов «Хозяйка медной горы»,

В. Волков «Волшебник изумрудного города»,

Братья Гримм «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»;

энциклопедии для детей «Все обо всем»

Игротека

-Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:

«Узнай по описанию»,

«Отыщи такой же камень»,

«Узнай на ощупь»,

«Каменная мозаика»,

«Бусы для  феи волшебной шкатулки»

, Что лишнее? "

"Найди пару"

"Продолжи ряд"

" «Живая, неживая природа»

- подвижные народные  игры:

«Камень - беги»,

«Время собирать камни»,

«Найди камень» (на ориентировку в пространстве)

- Игры-драматизации по сказкам

«Три поросенка», «Серебряное копытце»

- исследовательская деятельность

«Свойства камней»,

«Волшебное дерево»

«Волшебный камень»,

«Сами вырастим кристалл»;

-изодеятельность

рисование на камнях «Превращение камешков»;

лепка «Каменный цветок» в технике мозаики;

конструирование «Домик трех поросят»

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЯ

ГРАНИТ

МРАМОР

ЛАЗУРИТ

ЯНТАРЬ

ГАЛЬКА

Нефрит

НЕФРИТ

СЛАНЕЦ

        СЛАНЕЦ

НЕФРИТ

Нефрит

ОНИКС

     

Белый мрамор, керамзит,  гранит, пемза, базальт, руда,  мел, соль, известняк

Украшения из камней: ожерелье, серьги, заколки, браслет

Кукла «Фея Прибайкальских гор»

Макеты «гор Прибайкалья», жилища из строительного камня.

Альбом « Легенды и мифы камней»

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото-материал.

- Создание картотеки игр, альбомов, сборников по теме мини-музея.

- Создание каталога экспонатов с подробным описанием

- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.Ц., Щетина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2010

2. Л.А. Парамонова. Развивающее занятие с детьми 5-6 лет/ М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011г.

3. Н.П. Посвянская. Неживая природа. Камни Земли/ М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2005г.

4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Мини – музей в детском саду./М.:Линка – ПРЕСС, 2008

5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Проект мини-музея "Мир камня"

Проект разработан для работы со старшими дошкольниками в мини-музее "Мир камня"...

Проект мини- музея «Мир камня»

Цели: познакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, происхождением, использованием людьми.Задачи:•В процессе подбора камней вызвать интерес детей к коллекциониров...

Организация мини-музея «Тайны камней» в логопедической группе детского сада

Эта статья о том, как организовать мини-музей на тему "Камни" в старших группах детского сада.Некоторое время назад в киосках союзпечати продавались различные минералы и камни нашей Земли. Н...

паспорт мини-музея "Мир камней"

папорт мини - музея "мир камней"...

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ «Мир камней»

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свобо...