Конспекты
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ильина Наталья Николаевна

В разделе представлены конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Богатыри Руси"19.95 КБ
Файл "Мы журналисты"828.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Богатыри Руси»

Программное содержание.

1.   Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси,

самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповичем

Формировать и воспитывать патриотическую память.

Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава,

снаряжение, шлем, лук, колчан.

Оборудование: иллюстрация - репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Магнитофонная запись. «Сражение Ильи Муромца с Соловьем -разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем.

                                           

                                                     Ход занятия.

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя –

Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут

люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она –

наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина? (Большая, огромная , необъятная, красивая. Есть здесь

океаны и моря, реки и озера, горы и леса).

А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Как называли себя наши предки? (Славяне).

Кто защищал землю русскую? (Богатыри).

Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.

А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).

А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле.

Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню)

о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и

победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю,

 проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли

набеги врагов (татар, печенегов). Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни,

города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои –

богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

Пословицы о смелости и отваге.

  • Сражайся смело за родное дело.
  • Русское привычное дело - гнать врага смело.
  • Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт.
  • Знает весь свет - тверже русских нет.
  • Важна смелость, да нужна и умелость.
  • От смелого смерть бежит, враг перед смелым дрожит.
  • Солдатское дело - воевать храбро и умело.
  • Где смелость, там и победа.
  • Очень важно воевать отважно.
  • Кто смел, тот и на коня сел.
  • Отвага - половина спасенья.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и

в творчестве художников.

Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину

«Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника               В.М. Васнецова.

-Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

-Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

-Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

-Расскажите о нём.

-Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

-Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

-Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

-Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком это былина? Кто сражался с Соловьем - разбойником? (Богатырь Илья Муромец).

Да, это Илья Муромец - крестьянский сын. И еще прослушайте. (Идет запись).

О ком это? (О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем). Правильно, это Добрыня Никитич - сын воина.

И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря? (Алеша Попович - сын священника. Он сражался со Змеем Горынычем).

Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю?

Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

В старину воина называли ратник ( от слова «рать» - войско).

Зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.

-  А как бы вы назвали эту картину? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

«Русь на воинов богата!» -

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты...

-  Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь...

Враг! Не тронь родной державы, Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы

Боевой огонь!

(Т. Курбатова).

Каких еще богатырей вы знаете? (Святогор, Волга Всеславович, Микула Селянинович, Василий Буслаев, Никита Кожемякин и др.)

Ребята, посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).

Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?

Девочки, а вы кого  из богатырей угостили бы  свежей водой?

Сейчас мы устроим нашим будущим богатырям небольшую проверку.

1.Из предложенных картинок с изображением оружия нужно выбрать и назвать только те, на которых оружие русских богатырей: палица, копье, булава, меч, лук, стрелы.

2.Из предложенных картинок с изображением одежды надо выбрать и назвать те, на которых предметы одежды русских богатырей: шлем, латы, кольчуга, сапоги.

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами– богатырей: Ильи

Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не

сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились

такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы

говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

Пословицы о русских богатырях

  • Славна богатырями земля русская.
  • Богатырь умрёт, имя его останется.
  • Богатыря узнаешь на поле брани.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  • Моё богатство – сила богатырская,  моё дело – Руси служить, то врагов оборонять.
  • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке

 (Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

И в наше время не перевелись на земле русской богатыри. Это  солдаты и офицеры российской Армии-  защитники нашего Отечества.

Ой, вы гой еси, богатыри да русские!

 Ай седлали вы коней добрых

 Да стояли вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

                                                               (Дети делают низкий поклон до земли.)

     

     «Мы живем в России»

Конспект  занятия  по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе.

                «Богатыри Руси»

                                             Воспитатель            

Ильина Н.Н.



Предварительный просмотр:

Конспект

     сюжетно-ролевой игры

         «Мы — журналисты».

Ильина Н.Н

          Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы — журналисты».

Задачи:

- Расширять представления детей о труде журналистов;

- Закреплять знания детей о труде людей, работающих в детском саду.

- Развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом, играть дружно, сообща.

- Активизировать познавательный интерес.

- Воспитывать уважение к труду взрослых, желание трудиться.

Воспитатель:

- Ребята, у каждого из нас есть свой день рождения. Все вы его любите и ждете с нетерпением.

- А чем вам нравится этот день?

(дарят подарки, поздравляют, накрывают праздничный стол).

- Вы знаете, что дни рождения бывают не только у людей. Совсем скоро наш детский сад тоже будет отмечать свой день рождения. Ему исполнится 25 лет.

- Как вы думаете, что можно подарить детскому саду на день рождения?

(красивую мебель, игрушки, телевизор, музыкальный центр и т. д.)

- А я предлагаю подарить игру. Давайте поиграем с вами в корреспондентов и сделаем в подарок детскому саду рекламную газету. В газете мы расскажем о жизни детского сада, о его сотрудниках, о том, чем они занимаются и как живется там детям. Согласны?

-Как мы назовем нашу газету? (дети предлагают разные варианты).

- Итак, мы сегодня не просто дети, мы сотрудники редакции.

В редакции работает много сотрудников.

Корреспонденты: берут у людей интервью, снимают на камеру.

Фотокорреспонденты: делают снимки, печатают фотографии.

Художники – дизайнеры: оформляют газету перед тем, как отправить ее в типографию для печати.

(Воспитатель показывает детям бейджик).

- Кто знает, что это? Бейдж – это визитная карточка человека, в ней указывается фамилия, имя сотрудника, его должность.

(Далее распределяются роли сотрудников редакции, прикрепляются бейджики, подбираются атрибуты для игры. Корреспондентам: микрофоны, диктофоны, камера; фотокорреспондентам: фотоаппараты; художникам: маркеры, ватман).

- Я буду главным редактором газеты. Буду контролировать вашу работу, и редактировать материал перед тем, как отправить его в типографию.

- Так как наш сегодняшний репортаж будет о детском садике «Буратино», нам нужно распределить роли сотрудников, о которых мы будем рассказыватьЭто: заведующий, старший воспитатель, мед. сестра, повар, воспитатель, помощник воспитателя, инструктор по физо, муз.руководитель, инструктор по плаванию..

Ход игры.

Главный редактор.

Уважаемые сотрудники, перед вами стоит задача: Выпустить  рекламную газету, в которой нужно рассказать о жизни нашего детского сада «Буратино», о его замечательных сотрудниках и детях.

Прошу сотрудников редакции подготовить все необходимое и приступить к своим обязанностям.

(Корреспонденты и фотокорреспонденты отправляются в детский сад, где их вежливо встречают и приглашают в кабинет заведующего).

1 корреспондент:

- Мы находимся в кабинете заведующего детским садом «Буратино» Донны Георгиевны.

- Здравствуйте, Донна Георгиевна. Расскажите, пожалуйста, о вашем детском садике.

                           E:\фото 26 гр\IMG-20180406-WA0019.jpg

Донна Георгиевна:

- Здравствуйте. Наш детский сад  очень большой. Группы очень уютные и красиво оформлены. У нас много хороших игрушек, настольных игр и книг. В детском саду работает много замечательных сотрудников, с которыми вы сегодня познакомитесь. Дети с удовольствием ходят в наш детский сад.

1 корреспондент:

- Спасибо, Донна Георгиевна за интересный рассказ.

2 корреспондент:

Сейчас мы проходим физкультурный зал. Заглянем в него. Здесь мы видим  за работой Светлану Алексеевну.

Алесей Петрович занимается с детками физкультурой.

Алексей Петрович чему вы учите детей?

Алексей Петрович:

- Я учу детей быстро бегать, прыгать, метать в цель. Хочу, чтобы дети росли сильными, смелыми и ловкими. Еще я готовлю детей к спартакиадам. На занятиях физкультурой мы много играем в подвижные игры. Дети с нетерпением ждут занятий физкультурой.

                     E:\фото 26 гр\IMG-20180406-WA0046.jpg

1 корреспондент:

- Спасибо Алексей Петрович, за интересный рассказ.

2 корреспондент:

- Сейчас мы находимся в кабинете мед. сестры.

- Здравствуйте, Наталья Алексеевна. Чем вы сейчас занимаетесь?E:\фото 26 гр\IMG-20180406-WA0033.jpg

Наталья Алексеевна:

- Я взвешиваю детей, измеряю их рост, слежу за тем, чтобы дети были здоровы. Чтобы они не болели, я им даю витамины. Еще я составляю меню. Слежу за тем, чтобы все было вкусно и правильно приготовлено.

2 корреспондент:

- Спасибо, Наталья Алексеевна за интересный рассказ.

2 корреспондент:

- А сейчас мы идем на кухню. Здесь работает замечательный повар – Наталья Владимировна.

- Здравствуйте. Наталья Владимировна, что вы готовите на обед?

Наталья Владимировна:

- На обед я готовлю лапшу домашнюю, котлеты мясные, картофельное пюре и компот из апельсинов. Я думаю, что обед понравится детям потому, что я очень стараюсь.

                 E:\фото 26 гр\IMG-20180406-WA0032.jpg

2 корреспондент:

- Спасибо, Наталья Владимировна. Мы тоже надеемся, что обед понравится детям.

1 корреспондент:

- Давайте заглянем в группу и посмотрим, чем там занимаются. Сегодня здесь работают: воспитатель Любовь Андреевна и помощник воспитателя Галина Николаевна. Они детям  как мамы: добрые, заботливые, внимательные.

                E:\фото 26 гр\IMG-20180412-WA0000.jpg

- Здравствуйте, Любовь Андреевна. Скажите, пожалуйста, всегда ли дети бывают послушными?

Любовь Андреевна:

- К сожаленью, дети не всегда послушны. Иногда с ними бывает очень трудно, но мы все равно их очень любим и заботимся о них. Хотим, чтобы они выросли умными, добрыми и хорошими людьми.

1 корреспондент:

- Спасибо, Любовь Андреевна за интересный рассказ.

- А чем занимается Галина Николаевна?

- Здравствуйте, Галина Николаевна. Чем вы занимаетесь?

Галина Николаевна:

- Я слежу за тем, чтобы в группе всегда был порядок. Сейчас я накрываю на стол. Скоро у нас обед. А помогают мне дежурные. Я учу их правильно расставлять посуду, раскладывать столовые приборы. Дети у нас замечательные, со всем хорошо справляются.

                  E:\фото 26 гр\IMG-20180406-WA0040.jpg

1 корреспондент:

- Спасибо, Галина Николаевна за интересный рассказ.

Главный редактор.

- В детском саду «Буратино» работает еще много других сотрудников. О них мы расскажем в следующем выпуске газеты. А сейчас всех сотрудников прошу вернуться в редакцию и приступить к оформлению газеты.

(на заранее подготовленный ватман дети наклеивают фотографии, тоже подготовленные заранее).

Дети показывают готовую газету.

Главный редактор:

Вот какая замечательная газета у нас получилась. Вы довольны тем, что у нас получилось? Я тоже очень довольна вашей работой. Газета получилась очень интересной, яркой и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....