Сюжетно-ролевые игры на прогулке
статья (старшая группа) на тему

Анисова Лариса Федоровна

Организация сюжетно-ролевых игр на участке детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_na_progulke.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

                         МКДОУ №388 д/с «Малышка»

  Сюжетно – ролевые игры на прогулке

                                                                             

                                                                                Воспитатель: Анисова Л.Ф.

                                    Новосибирск – 2015г.

Жизненно важной потребностью для ребенка, познающего мир, является игра. Среди многообразия игр своей особенностью выделяются сюжетно – ролевые игры. Для того, чтобы дети имели возможность проявлять свое творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были для них привлекательными, нужно соблюдать следующие условия:

  1. Содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей.
  2. Педагогическое сопровождение сюжетных игр строится с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
  3. Предметно – игровая среда должна постоянно изменяться.

Учить детей играть мы, воспитатели, начинаем сразу, как только они приходят в детский сад. Научить детей играть в коллективе, пользоваться одними и теми же игрушками – задача сложная. Дома ребенок привык, что все игрушки принадлежат ему, а в садике их приходится с кем-то делить. Правильная организация сюжетно – ролевых игр помогает детям становиться коммуникабельными, доброжелательными. Организация сюжетной игры в детском саду подчиняется определенным принципам:

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ его построения.
  3. Для того, чтобы дети могли сотрудничать в игре, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам по игре.
  4. Организация игры должна формировать игровые умения между воспитателем и детьми, а также создавать условия для самостоятельной детской игры.

  В сюжетно – ролевой игре ребенок проявляет большую самостоятельность, чем в других видах деятельности, так как из своих наблюдений, из своего жизненного опыта он знает, что и как он должен отразить в игре. В ней же, в большей степени, чем в любой другой деятельности, формируется отношение к его друзьям, к событиям и явлениям внешнего мира. Четкость представлений детей о многих явлениях жизни повышает интенсивность общения с окружающими ребятами и взрослыми.

В нашей группе дети активно учатся договариваться об игре, о своих действиях в ней, вступают в игровые и реальные отношения. Активность старшего дошкольника в сюжетно – ролевой игре, его желание участвовать в совместных играх с товарищами является следствием дальнейшего развития его речи, что очень важно для детей речевой группы.

Сюжетно–ролевые игры на прогулке в теплое время года более разнообразны, чем игры в холодное время года. Но и зимой можно организовать интересные игры с познавательно – исследовательским направлением. В ходе игры дети должны узнать что-то новое, сами до чего-то догадаться. Например, провожу сюжетно – ролевую игру «Путешествие в зимний лес». Заранее назначаю кого-то зайчиком, медведем, лисой, волком, а в следующий раз уже других детей назначаю зимующими птицами. На себя беру роль экскурсовода, так как детям пока это сложно. Проходим по участку и по очереди встречаем лесных жителей. Во время встречи беседуем, как им живется в лесу, чем они питаются.

Дети принимают активное участие в беседе, жалеют животных и птиц. В ходе игры дети делятся знаниями, получают больше информации о том, как звери зимуют. Такие игры расширяют у детей экологические познания о природе. Часто играем в игры, которые помогают ориентироваться  в пространстве, добиваться конечной цели. Например, играя в игру «Ищем клад», приятно наблюдать, как у детей возникает здоровый азарт и положительные эмоции. Выйдя на улицу, объявляю детям, что сегодня мы будем искать клад; сегодня мы – кладоискатели. Первому, кто найдет «клад», полагается приз. Но поощрительные призы за участие, раздаю всем остальным детям, чтобы не вызвать отрицательное отношение к игре. В следующий раз, играя в кладоискателей, использую слова из игры «Холодно – горячо». Такие игры очень нравятся детям, потом они с удовольствием играют сами. Мой опыт работы  показывает, что детям интереснее исследовать зимние явления в процессе сюжетно – ролевой игры. Можно превратиться в «лаборантов» и исследовать свойства снега, а при возвращении с прогулки занести немного снега в группу и продолжить наше исследование. Дети уже заинтересованы в игре, когда я беру на прогулку лупы для сюжетно-ролевой игры «Художники».  Дети с интересом ищут «натуру» для своего будущего рисунка; рассматривают снежинки, делятся впечатлениями, радуются, когда находят самую красивую. Весело и незаметно проходит время, когда наши дети играют в такие игры со снегом: «Путешествие на Северный полюс», «В ледяном царстве Снежной Королевы»; «Дворец Деда Мороза»; «Строим снежную крепость». Эти игры развивают не только творческое воображение и фантазию, но и конструктивные способности детей.

Сюжетно – ролевые игры в теплое время года более многочисленны, так как у детей не скованы движения большим количеством одежды, а во - вторых присутствует большее количество атрибутов, позволяющих разнообразить творческие игры. Например, играя в игру «Поездка на дачу», я добавляю в сюжет названия станций, виды деревьев, а чтобы было не скучно «ехать» поем наши любимые песни. Ребятам очень нравятся игры с известным сказочным сюжетом – «Красная Шапочка отправилась к бабушке», «В гостях у Винни–Пуха», «По следам приключений Колобка». Многие дети увлеченно играют с влажным песком, они строят песочные крепости, дома, города. В играх с песком особенно видно, как происходит полоролевая социализация. Если мальчики «строят» из песка, то девочки, в основном, занимаются «выпечкой» пирожков, пирожных, тортиков. Крытые веранды позволяют организовать практически любую игру, которые проводим в группе: «Парикмахерская», «Ветеринарная помощь животным», «В мастерской художника», «Семья» и многие другие.

Дети к нам ходят всего четвертый месяц, поэтому чаще всего мы, воспитатели, берем на себя роль организаторов сюжетно – ролевой игры, а затем наблюдаем, направляем и если, это необходимо, даем дальнейшие указания. Среди детей уже определились лидеры, к которым подстраиваются остальные дети. Но случаются и разногласия, когда дети не могут самостоятельно их разрешить, поэтому приходится вмешиваться взрослому. Несколько детей совсем не играют в творческие игры, так как для них единственной игрой является катание машинок. С такими детьми предстоит провести большую работу, чтобы научить «строить гаражи», «ездить по улицам города», «строить станцию тех. обслуживания», «ремонтировать машину».

Любая сюжетно – ролевая игра на прогулке обязательно многому научит детей, необходимо только правильно запланировать ее и поставить нужные цели. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, грамотно уводить от неправильных решений и выводов. Я считаю, что в основном, дети в нашей группе умеют играть, хотя игры пока однообразны. Наша задача – раскрыть детям многообразие мира сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свои интересы и реализовать свои возможности в тесном контакте со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....