Педагогические технологии в образовательном процессе
статья на тему

Иванова Ирина Геннадьевна

В данном материале описываются педагогические технологии,используемые в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_tehnologii.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«Современные образовательные

технологии в ДОО»

Выполнила:

Старший воспитатель

Иванова И.Г.

г. Чебоксары, 2018

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические знания о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольной образовательной организации;

 развивать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов, выработка единой педагогической позиции

- способствовать совершенствованию педагогического процесса посредством использования современных образовательных технологий в различных видах деятельности ДОУ.

Оборудование:

– компьютер, проектор; 

– презентация «Современные образовательные технологии в ДОО»; 

– карточки для игры «Угадай технологию»;

– ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План

1.Организационный момент.

2. Основная часть:

Теоретическая часть.

- Упражнение «Угадай технологию».

- Упражнение «Виды здоровьесберегающих технологий».

- Что такое мнемотехника.

- Практическое задание «Составь пословицу».

3. Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.

Сегодня наша встреча посвящена педагогическим технологиям и их эффективному использованию. Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебно-воспитательном процессе. 

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения и внедрения арсенала образовательных технологий. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. И основной задачей педагогов дошкольного учреждения выступает - выбрать те педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности ребенка и соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного  результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе ее использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Существуют связанные друг с другом понятия: «методика», «технология». Чем же отличаются друг от друга эти понятия?

Методика - совокупность методов, приемов, способов, форм обучения и воспитания, а также их практического выполнения. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.

Технология – последовательное пошаговое  применение методов и приемов, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методика отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как научить результативно?

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• технология портфолио дошкольника и воспитателя;

• технология развивающего обучения

• игровая технология

• технология «ТРИЗ» и др.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Здоровьесберегающие технологии. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Формы организации:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия

Технологии проектной деятельности , которые мы с вами активно используем на сегодняшний день в своей работе. Стержнем данной технологии является исследовательская, познавательная, творческая, игровая деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.

Виды проектов:

Творческие

Исследовательские

Игровые

Информационные

Технология исследовательской деятельности –Цель -  сформировать у дошкольников основные способности к исследовательскому мышлению (опыты, эксперименты, наблюдения, дидактические игры). Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Иннформационно-коммуникационные технологии. Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ технологии являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. 

ИКТ -  это технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей. Цель - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

 Личностно-ориентированные технологии - Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам. Заключаются в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Технология портфолио дошкольника-

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Технология развивающего обучения – цель - развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное  действия, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.

Игровая технология – Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребёнком того или иного программного содержания; развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремлению активно познавать окружающий мир. Обучение в форме игры проходит интересным, занимательным, но не развлекательным.

Технология «ТРИЗ»- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие мышления, поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения, а также привить ребенку радость творческих открытий. Главная задача данной– научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.

Применение современных образовательных технологий способствует: повышению качества образования; повышению квалификации воспитателей; применению педагогического опыта и его систематизации; использованию компьютерных технологий воспитанниками; сохранению и укреплению здоровья воспитанников; повышению качества обучения и воспитания.

Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции, образовательный процесс становится целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным.

А теперь, для того, чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам поиграть в игру «Угадай технологию».

Сейчас одну из технологий мы с вами рассмотрим поближе.

Большую популярность в ДОУ в настоящее время имеет технология «Мнемотехника» (она же является одним из приемов ТРИЗ- технологии). Напомню, что мнемотехника (мнемоника) – в переводе с греческого - искусство запоминания. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника используется :

- при обучению составления рассказов;

- при пересказывании художественной литературы;

- при отгадывании и заучивании загадок;

- при знакомстве с цифрами и буквами.

- обогащения словарного запаса;

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Ее суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотехнику активно используются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, таблицы могут быть цветными и черно-белыми.

Предлагаю вам отгадать загадки.

Загадки:

Не лает, не кусает, в дом не пускает.

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает.

Под березой и под елкой бродит кто-то весь в иголках

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Под лежачий камень вода не течет

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Литература

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.

2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...

Презентация "Использование информационно-педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ".

Проект ,который направлен на  формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

презентация "Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного стандарта дошкольного образования. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно в...

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...