"Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников"
консультация (младшая группа) по теме

Александрина Нина Васильевна

"Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funts_narod_skazki.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 «Буратино»

  г. Волжский Волгоградской области

Консультация для воспитателей

«Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников  »

                                                       Подготовила:

                                                                        воспитатель   Александрина Н.В.

                                           

                                                   

                                               

                                                  Волжский 2015г.                                     

Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников


Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников

Тема: "Функции народной сказки в образовательном процессе дошкольников".

Давайте начнем с самого понятия "сказка". Сказка - вид устного народного творчества, который основан на выдуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы, а также бытовые, где изображаются люди (крестьяне, работники, цари.) в повседневной обстановке. В большинстве случаев сказка имеет оптимистический конец, добро побеждает зло, а пороки высмеиваются. Мудрость, заложенная в сказке (ровно как и в других видах народного творчества - пословицы, поговорки, былины., рассматривается как одна из форм ненаучного познания окружающего мира. Предки не имели возможности письменно зафиксировать свои наблюдения, и они обобщили их в виде сказок и других видов народного устного творчества. Посредствомсказки люди передавали свои знания о процессах происходящих в природе, взаимоотношениях между людьми, взаимоотношения человека и природы. Сказка стала связующей ниткой между людьми разных эпох, из уст в уста знания накопленные поколениями передавались и передаются до сих пор. Многие сказки дошли до нас в сильно усеченном виде, что искажает их изначальный смысл. Рассматривая сказки как обобщение народного представления о мире, следует отличать и современные адаптации сказок под детское восприятие от первоисточников, которые частично утеряны, частично зафиксированы в сборниках сказок Афанасьева и ДаляИносказательность русских народных сказок настолько далеко увела слушателя от их истинной сути, что сейчас они воспринимаются, в большей мере, только как развлечение для детей. Но все же мы, педагоги, можем использовать сказку не только для развлечения, но и привлекать ее к участию в образовательном процессе, заставляя выполнять развивающую, обучающую и воспитательную функции.

Начнем с того что, сказка по сути своей направлена на развитие памяти ребенка. За счет чего это происходит, а происходит это само собой без каких-либо усилий. Почему? - спросите вы. А потому, что во многих сказках используются неоднократные повторения каких-либо действий, слов, заклинаний, песен героев. (". бил-бил - не разбил,. била-била - не разбила"; ". не ешь меня - я тебе песенку спою. и так несколько раз" и т. д. и т. п).

В связи с быстрым запоминание сказок, мы можем использовать ее для развития речи ребенка, как младшего дошкольного возраста, так и для старших и подготовительных групп (сказки подбираем соответственно возрастной группе). Это можно делать разными способами:

- ответы на вопросы воспитателя, по прочитанной сказке (если в младших группах мы слышим односложные ответы, то чем старше становятся дети, речь их наполняется красками). Речь обогащается различными прилагательными, которых очень много в народных сказках (хитрый, красивый, прекрасный, премудрый.); различными сравнительными оборотами( ". не простое, а золотое. ", "бежит словно жар горит") и т. д.

пересказ, который может быть как индивидуальный, так и коллективный. Пересказ"заставляет" детей говорить словами сказки, передавая тем самым всю красоту русского языка.

- когда сказка усвоена на хорошем уровне, то можно переходить к театрализации. Театрализация позволяет детям не только передавать текст сказки, но и украшать его интонационно. Кроме этого театрализация раскрепощает детей, дает возможность примерить на себя те или иные роли (малыш может стать большим медведем, а крупный ребенок превратиться в маленькую мышку и т. д.)

Для развития математических представлений сказка для нас самый лучший помощник. Например возьмем всем известную сказку "Колобок". Тренировка в счете, логика, пространственно-временные отношения.

После прочтения сказки, для младших групп лучше использовать настольный театр, для наглядности, воспитатель предлагает детям сосчитать сколько людей было в сказке, сколько животных. К кому или к чему мы отнесем Колобка? Кого первым повстречал Колобок? и т. д.

Так же хорошо подходит для этих целей сказка "Репка". Здесь хорошо раскрываются пространственные расположения предметов (героев). Кто спереди, кто позади, посередине, в конце? Также можно сосчитать сначала всех героев сказки, потом людей, потом зверей. Куда отнесем репку к людям или к животным?

Сказка кроме этого развивает воображение, фантазию, заставляя мозг рисовать себе картинки, которых в обыденной жизни мы не увидим никогда (говорящих животных, оживших предметов и явлений природы). Кроме этого, мы можем предложить детям придумать свой конец уже известной сказки, и тут полет детской фантазии неограничен.

Сказка к нам приходит на помощь везде: и на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, конструированию. К детям является сказочный персонаж или присылает письмо с просьбой оказать какую либо услугу. И дети с большим удовольствием оказывают ему эту услугу, они с огромной радостью становятся участниками предложенной сказки. Если взять сказку"Колобок", то дети могут для деда и бабки слепить, нарисовать, вырезать и приклеить утерянного в сказке Колобка. Для зверей из сказки "Теремок" - сконструировать, нарисовать. замечательный дом.

Огромную воспитательную функцию выполняет сказка. Как писал А. С. Пушкин: "Сказка- ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. " С помощью сказки дети учатся отличать доброе - от злого, хорошее - от плохого. В сказках сильный встает на защиту слабого, зло - карается, а добро - вознаграждается. Для примера возьмем сказку "Гуси-лебеди". Дочка ослушалась родителей - и с ней произошла беда. Когда она грубо обращалась с печкой, речкой, яблонькой - и помощи никакой не получила. Когда она изменила к ним свое отношение, так и они были рады ей помочь. А злая Баба-Яга - осталась ни с чем. Сколько сказок, столько и примеров можно приводить. Каждая сказка чему-то нас учит. Мы должны найти этот смысл сами, а потом донести его до детей. Чем старше становятся дети, тем лучше они начинают видеть эту сторону сказок сами. Поэтому необходимо постепенно переходить от простых сказок к более сложным. От народных - к авторским. Поняв сказку, ребенку будет легче увидеть суть других произведений (рассказов, повестей.).

Народная сказка - это наше все: история, бытность, мировоззрение. Хотя с течением времени сказка постепенно утратила тот глубокий смысл, которым она обладала на начальном пути своего возникновения, но она все же до сих пор остается неким учебником жизни, кладезем человеческой мудрости. Сказка идет с нами по жизни всегда, сначала мы ее слушаем детьми, подрастая, читаем сами, а вырастая читаем ее детям. Несмотря на то, что мир вокруг нас постоянно меняется, но сказка остается актуальной. И я думаю, что так и должно быть, потому что она часть нашей культуры и мы не в праве ее потерять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Использование народных сказок в образовательном процессе.

трансляция опыта работы в рамках семинара для педагогических работников «Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы»)...

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»  Вид организованной образовательной деятельности: познавательный Тип организованной образовательной деятельности:...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...