Педагогический совет "Эмоциональное развитие ребенка"
методическая разработка по теме

Черемисина Яна Анатольевна

Представляю презентацию и протокол проведения, по разработанному мною как старшего воспитателя и педагога-психолога сценарию, педагогичекого совета "Эмоциональное развитие ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1015» СП ДО №2

Педагогический совет №3

«Эмоциональное развитие ребенка»

22 января 2015 г.

Присутствовали: 25 человек (лист регистрации прилагается).

Отсутствовали: Симернина С.В. (больничный), Сидорова Н.В. (больничный), Марченкова Т.Т. (больничный), Гордеева Т.А. (по семейным обстоятельствам), Коркина М.М. (административный отпуск).

Повестка дня

  1. Утверждение повестки дня заседания педагогического совета

Председатель педагогического совета Демидова Н.М.

  1. Анализ выполнения решений педагогического совета №2 от 16 октября 2014 г.

Старший воспитатель Черемисина Я.А.

  1. Актуальность вопросов эмоционального развития детей. Кластер «Эмоции».

Руководитель СП ДО №2 Демидова Н.М., старший воспитатель Черемисина Я.А.

  1. «Эмоции и их влияние на образовательный процесс. (Работа с текстом с использованием стратегии «Чтение с пометами»).

Старший воспитатель Черемисина Я.А.

  1. Эмоциональное благополучие ребенка в семье. Результаты анкетирования родителей.

Старший воспитатель Черемисина Я.А.

  1. Анализ работы по развитию социального и эмоционального интеллекта детей, формированию эмоционального благополучия каждого ребенка в ДОО.

Старший воспитатель Черемисина Я.А.

  1. Представление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей.

Воспитатели: Уталина Л.И., Гаврина О.В., Шнякина Е.В., Матвеева С.И.

  1. Речь и эмоции. Развитие эмоциональной лексики у дошкольников»

Учитель-логопед: Кондрашина Ю.В.

  1. Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие  ребёнка.

Музыкальный руководитель: Синева Л.В.

  1. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Инструктор по физической культуре: Юрова Ю.А.

  1. Разработка и принятие решения педсовета.

Экспертная группа: Сидорова Н.В., Фролова Л.И., Иванова Е.В.

1. Слушали: председатель педагогического совета Демидова Н.М. познакомила членов педсовета с повесткой дня.

Выступили: Голованова Н.А., учитель-логопед предложила принять повестку дня заседания педагогического совета №3 в предложенном варианте.

Председатель педсовета Демидова Н.М. вынесла предложение на голосование.

Голосовали: «за» - единогласно.

Решили: принять повестку дня заседания педагогического совета №3 в предложенном варианте.

2. Слушали: Черемисина Я.А., ст. воспитатель, провела анализ выполнения решений заседания педагогического совета №2 от 16 октября 2014 года. Все решения данного заседания, имеющие конкретный срок исполнения, выполнены в полной мере. Остальные решения выполняются активно.

Выступили: Уталина Л.И., воспитатель, предложила признать решение педагогического совета №2 от 16 октября 2014 года выполненным.

Председатель педсовета Демидова Н.М. вынесла предложение на голосование.

Голосовали: «за» - единогласно.

Решили: признать решение педагогического совета №2 от 16 октября 2014 года выполненным.

Слушали: Черемисина Я.А., старший воспитатель рассказала о форме проведения педагогического совета. 

Форма проведения сегодняшнего педсовета — «Педагогический Гайд-парк».

Лондонский ГАЙД-ПАРК, известен в Англии как место проведения дискуссий на актуальные, волнующие людей темы.

По аналогии с «Уголком ораторов» (Speakers' Corner) в Лондонском Гайд-парке были созданы площадки для проведения публичных мероприятий в городе Москва – Московские Гайд-парки.

Сегодня Гайд-Парком станет и наш детский сад. А волнующей нас темой будет «Эмоциональное развитие дошкольников».

В нашем Гайд-парке будет несколько площадок и первая из них, на которую мы попадаем -  «Методическая площадка».

3. Слушали: Демидова Н.М. раскрыла актуальность вопросов эмоционального развития детей.

Ребенок – это живой человек.

Это вовсе не орнамент нашей жизни,

это отдельная полнокровная и богатая жизнь.

По силе эмоций, по тревожности

и глубине впечатлений, по чистоте

и красоте волевых напряжений

детская жизнь несравненно

богаче жизни взрослых.

(А.С. Макаренко)

В настоящее время резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать.

А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Слушали: Черемисина Я.А., старший воспитатель предложил педагогам составить кластер «Эмоции».

Педагоги разделились на 2 команды и составили кластеры «Положительные эмоции» и «Отрицательные эмоции». Одна команда озвучивала, другая добавляла.

Кластер «Положительные эмоции»: счастье, удивление, одобрение, веселье, удовольствие, радость, наслаждение, восхищение, любование, сострадание, любовь, гордость.

Кластер «Отрицательные эмоции»: грусть, раздражение, одиночество, скепсис, ярость, усталость, сарказм, одобрение, печаль, недовольство, обида, равнодушие, страх, злость, гнев, горе.

4. Слушали: Черемисина Яна Анатольевна, старший воспитатель спросила педагогов, влияют ли эмоции на образовательный процесс и предложила для работы с использованием стратегии «Чтение с пометами» небольшой текст «Эмоциональный компонент образования» (см. приложение).

После чтения были заслушаны ответы педагогов: что знали, что не совпало, что узнали нового, что удивило.

5. Слушали: Черемисина Я.А., старший воспитатель подчеркнула, что уже не раз говорилось о том, какую важную роль в развитии личности ребенка играет влияние, оказываемое на него общение с родителями. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития. Если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен – это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах отношений со взрослыми. Яна Анатольевна сказала, что с целью выяснить насколько благополучны семьи наших воспитанников, в ноябре было проведено анкетирование родителей (Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье», см. приложение) и познакомила педагогов с его результатами.

В анкетировании приняли участие 124 (135 детей) семьи.

Но вопрос: «Что значит эмоциональное благополучие ребенка в семье?» 43% родителей ответили, что эмоциональное благополучие значит, что:

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому.

19% родителей – считают, что эмоциональное благополучие у ребенка в  семье будет если:

  •  родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

24% семей ответили, что эмоциональное благополучие ребенка в семье значит, что:

  • родители любят детей;
  • нравственная атмосфера семьи.

14% родителей выбирали разные другие варианты из предложенного списка.

На вопрос «Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?» 50% родителей ответили «благополучно», 25% - «благополучно, но иногда ребенок обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают», 22% - «благополучно, но иногда возникают конфликты», 3% родителей - ответили, что «иногда бывают конфликты».

Результаты анкетирования показали, что 68% родителей разрешают конфликтные ситуации с ребенком ища компромисс, 2% родителей настаивают на своем, 8% - ищут компромисс или настаивают на своем, 22% используют разные варианты.

Анализ анкетирования родителей по эмоциональному благополучию ребенка в семье показал, что семьи наших воспитанников достаточно благополучны, родители осознают, что благополучие семейных отношений – это психологическая защита ребенка, облегчающая его жизнь в детском саду – 96% опрошенных родителей.

6. Слушали: Черемисина Я.А., старший воспитатель напомнила, что именно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Нарушения в общении как признак слабой адаптации дошкольника к окружающему миру могут стать причиной серьезных эмоциональных проблем в будущем. Далее Яна Анатольевна представила педагогам «Анализ работы по развитию социального и эмоционального интеллекта детей, формированию эмоционального благополучия каждого ребенка в ДОО».

Предварительно, в начале ноября, с педагогами ДОО были проведены семинар-практикум «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей» и консультация «Я хочу побыть один».
В рамках методической недели проводились открытые мероприятия:
- Непосредственно образовательная деятельность «Радостный, грустный», воспитатели младшей группы №2 Матвеева С.И., Шнякина Е.В., «Волшебный превращения», воспитатели подготовительной группы №8 Евдокимова И.Г., Семыкина И.В., «Здравствуй хорошее настроение!», воспитатель младшей группы №6 Андрианова Я.Н., «Беседа о котенке», воспитатели группы раннего возраста Горбунова В.А., Харькина С.А., «Поможем медвежонку!», воспитатели группы раннего возраста Аббасова Э.О., Смиренкова К.В.
- Минутки вхождения в день, воспитатели Козобова Е.А., Уталина Л.И., Гаврина О.В..
- Игры-приветствия, коммуникативные игры воспитатель Фролова Л.И.

- Эмоциональная разгрузка «Про то, как дети птицу счастья искали», Ванцева Л.В., Симернина С.В.

Также с целью создания условий в группах для эмоционального развития детей, профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, формирования благоприятного психологического климата в группах был организован смотр-конкурс психологических уголков в группах.
Эти мероприятия показали не только мастерство воспитателей, но и на достаточно хорошем уровне знания детей.

Анализ профессионального мастерства воспитателей показал, что воспитатели умеют устанавливать контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, умеют организовать детей с помощью игры, создания проблемных ситуаций, поощряют активность детей, умеют поддержать их интерес к совместной деятельности. Но не всегда умело оказывается моральная поддержка замкнутым, застенчивым детям, не показывается их социальная значимость перед другими детьми (поручая ответственную роль, давая важные поручения), не всегда организуется помощь нуждающемуся ребенку со стороны других детей.

Все воспитатели проявляют доброжелательное отношение к детям; видят эмоциональное состояние ребенка и стараются понять его причины; но не всегда правильно реагирует на поведение детей, вызывающих отрицательные переживания у взрослого. Всем воспитателям не всегда удается давать оценку не личности ребенка в целом, а его конкретным действиям и поступкам. Не все строят эмоционально насыщенное содержательное общение с детьми в любых видах деятельности; создают проблемные ситуации, ставят творческие задачи, направленные на развитие гибкого социального поведения; организуют помощь нуждающемуся в ней ребенку со стороны других детей; создают атмосферу взаимного уважения в любой деятельности детей.

В ходе проверки было установлено, что практически в группах № 2, 4, 5, 8,9 достаточный уровень социального развития детей: развития коммуникативных навыков; развития эмоций. Младшие дошкольники умеют общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации; умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в сюжетно-ролевой игре; используют в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства для выражения своего состояния. Но не у всех детей в этих ДОУ наблюдается проявление вежливости и доброжелательности.

Старшие дошкольники умеют общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками). Некоторые дети владеют способами контакта с малознакомыми людьми, знают и используют вежливые формы обращения, умеют установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомимика) средств. Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы. Не всегда у детей получается включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая другим своим поведением; проявить чувство собственного достоинства, защитить себя от насмешек, грубого или насмешливого обращения со стороны взрослых или сверстников; отказывать, противостоять давлению со стороны более активных сверстников.

Младшие дошкольники умеют чувствовать доброжелательное и недоброжелательное отношение к ним окружающих; идентифицировать свое эмоциональное состояние и понять его причины; заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремление к сопереживанию. Но некоторые дети умеют сдерживать непосредственные ситуативные желания, регулировать свое поведение согласно социальным нормам, сдерживать себя и выражать свои чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме.

Старшие дошкольники умеют прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние; умеют открыто выражать свои чувства, — как положительные, так и отрицательные; умеют оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Но некоторым детям все-таки не удается регулировать свое поведение на основе общепринятых норм и правил. Большинство детей не осознают глубоко свои личностные особенности и возможности.

Анализ системы планирования работы по развитию социального и эмоционального интеллекта детей, показал, что у многих воспитателей в планах недостаточно отражена работа по данному направлению. Не всегда планируются «Минутки вхождения в день», коммуникативные игры, работа в психологическом уголке. Недостаточно прописывается индивидуальная работа с детьми по профилактике и коррекции эмоциональных нарушений, работа с родителями по данной теме.

При этом проведение в ДОО тематического дня «Радуга эмоций» с целью изучения настроения детей и взрослых в детском саду показало, что больше чем на 70% детей, родителей и педагогов преобладает восторженное, радостное, приятное и уравновешенное настроение как во время прихода в детский сад, так и при уходе домой.

Таким образом, организацию работы по социально-эмоциональному развитию детей, обеспечению эмоционального благополучия каждого ребенка в ДОО можно считать удовлетворительной.

Рекомендовано:
1. Всем воспитателям систематически планировать работу с детьми в психологических уголках, проведение игр-приветствий, эмоциональных минуток.
Ответственный: старший воспитатель Черемисина Я.А.

Сроки: постоянно.
2. Оказывать моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, показывать их социальную значимость перед другими детьми (давая важные поручения, поручая ответственную роль).

Ответственный: воспитатели групп.

Сроки: постоянно.

3. Организовывать помощь нуждающемуся ребенку со стороны других детей.

Ответственный: воспитатели групп.

Сроки: постоянно.
4. Подготовить наглядную информацию для родителей в группах.

Ответственный: старший воспитатель Черемисина Я.А., воспитатели групп.

Сроки: до 1 февраля 2015г.

Выступили: Симернина С.В., воспитатель, предложила признать организацию работы по социально-эмоциональному развитию детей, обеспечению эмоционального благополучия каждого ребенка в ДОО удовлетворительной, принять к выполнению рекомендации старшего воспитателя Черемисиной Я.А.


Приложение 1.

Работа с текстом с использованием стратегии «Чтение с пометами». Пометы делаются в тексте на полях справа, затем выносятся в таблицу.

Таблица помет

+  знаю

-  не совпадает

*  новое

?  удивляет

 

 

 

 

Текст: Эмоциональный компонент образования

Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки), сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях.

Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Механизм, который приводит в движение когнитивные процессы  - эмоции, -   средство активизации его произвольного поведения, включения в деятельность. Ведь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен по долгу наблюдать за объектом, рассуждать по поводу его свойств, связей с другими объектами, фантазировать, детально описывая плоды своего воображения, увлеченно мастерить, рисовать, играть и т. д. Это во-первых. Во-вторых, эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, изменяют их направленность, избирательность.

Без особого напряжения дошкольник запоминает событие со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.). Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности.

Наконец, в-третьих, эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и на правах сопровождения придают им особый тон, выступая в роли «своеобразной валюты мозга».

Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какую деятельность выбрать), совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Известно, основные средства образования дошкольника в детском саду – это игровая деятельность и общение с воспитателем. Как отмечают некоторые исследователи, «развитие личности в целом происходит в процессе деятельности, через осмысление этой деятельности и себя в ней, в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком».

Основная функция эмоционального компонента – обеспечить детям усвоение содержания через переживание, а также поддержку интереса, увлеченность деятельностью, развитие положительного отношения к познанию.

Однако развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"

Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый ...

ПРОЕКТ Социально-педагогическая поддержка развития ребенка в ДОУ

ПРОЕКТСоциально-педагогическая поддержка развития ребенка в ДОУ...

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическим сопровождении развития ребенка с ОВЗ

В материале описаны этапы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Взаимодействие специалистов на каждом этапе по сопровождению ребенка....

Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...