конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Ленинград-подвиг твой бессмертен"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию Ленинград подвиг твой бессмертен

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Колпинского района Санкт – Петербурга

Конспект

непрерывно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Ленинград – подвиг твой бессмертен»

Авторская разработка

 Воспитатель:

Егоровой Ольги Генриховны – Высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                                

2018  учебный год

Санкт – Петербург

Интеграция образовательных отраслей:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие (музыка)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Блокаде.

Задачи:

Образовательная:  Познакомить детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память о тех, кто погиб, защищая наш город.

Развивающая: Формировать понимание значимости патриотического подвига жителей блокадного Ленинграда.

Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства –  любовь, чувство благодарности к подвигу защитникам и жителям блокадного Ленинграда.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, открыток с видами блокадного города
  2. Рассматривание иллюстраций из книги «Дорога Жизни» под редакцией Н.Ходза
  3. Рассматривание страничек из дневников жителей блокадного Ленинграда, медалей, орденов
  4. Прослушивание СД – диска с песнями военных лет
  5. Чтение книги Н.Ходза «Дорога жизни»
  6. Заучивание стихотворения В.Инбер «Не зря старушка в булочной одной…»
  7. Заучивание стихотворения В.М.Ивженко «Когда я вижу крошки хлеба»
  8. Заучивание стихотворения О.Берггольц «Я говорю: нас, граждан Ленинграда»
  9. Беседа «Дорога Жизни», «Никто не забыт, ничто не забыто»

Материал:

  1. Стенгазеты, выполненные родителями «900 дней блокады», «Никто не забыт, ничто не забыто»
  2. Экспозиция, посвященная блокаде Ленинграда.
  3. Фотографии, открытки, иллюстрации с видами блокадного города, Дорога Жизни.
  4. Странички из дневников жителей блокадного Ленинграда.
  5. Медали, ордена.
  6. Презентация «Ленинград – подвиг твой бессмертен»

Ход занятия:

Воспитатель:

- Сегодня, в этот светлый день, мы отмечаем памятную дату – День освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Жители и защитники города одержали героическую и справедливую победу над голодом, холодом и болью.

(Звучит песня Б.Александрова и В.Лебедева – Кумача «Священная война)

- В 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Шла война – лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты. Наш родной город Ленинград был окружен вражескими войсками со всех сторон. Кольцо блокады сомкнулось. В городе наступили голод и холод. В город перестали привозить продукты. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима, настали страшные, тяжелые, блокадные дни. Их было 900! Это почти два с половиной года!

- Дети, а что вы знаете о блокаде? Давайте послушаем ваши рассказы.

Рассказы детей:

- В самый тяжелый период в истории человечества – блокады, нормы выдачи хлеба людям снижалась в пять раз. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И все, больше ничего, только вода.

(Ребенок передает кусочек хлеба, чтобы каждый смог подержать его в руках).

        - Морозы в ту зиму ударили очень сильные. Люди ставили в квартирах печки и топили их, чем могли (даже мебелью), что бы не замерзнуть, что бы вскипятить воду. Но воды в кранах не было. За ней надо было идти на Неву. На саночки ставили ведра, бидоны. Воду набирали из проруби, а потом долго везли домой. Сил не было, но надо было идти, ведь дома ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Воспитатель:

- Но город жил и боролся. И люди находили в себе силы и мужество даже сочинять стихи. Послушайте стихотворение В.М.Ивженко «Когда я вижу крошки хлеба»

Читают дети:

Когда я вижу крошки хлеба,

Что остаются на столе,

Как признак сытного обеда

И лучшей жизни на земле,

То вспоминаю сорок первый,

С ним слово грозное – «Война»!...

Отчизны подвиг ежедневный,

Её героев имена.

Кольцо голодное блокады

Сжимало горло много дней,

Суровый голод, артснаряды

Косили тысячу людей…

Всем хлеба явно не хватало

И бомбы падали, как град

Но были все сильней металла:

Ведь каждый знал, что он солдат.

Так берегите крошки хлеба,

Как дань защитникам страны,

Пусть жизнь цветет над мирным небом,

Чтоб больше не было войны!...

Воспитатель:

        - Работало радио: передавали новости с фронта, стихи ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, проживавшей в Ленинграде все девятьсот блокадных дней.

Читают дети:

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады –

Мы не покинем наших баррикад…

И женщины, с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знаменны Петрограда.

Воспитатель:

        - Кто же защищал нашу страну и город?

Дети:

        - Солдаты, матросы, рабочие, женщины и даже дети.

Воспитатель:

        - Ребята, а в честь кого названа одна из улиц поселка Металлострой?

Дети:

        - В честь Богайчука, он защищал наш город Ленинград.

Воспитатель:

        - Павел Петрович Богайчук во главе дивизии в конце сентября занял оборону под городом Колпино. Он погиб во время вражеского артобстрела. В 1973 году новой улице Металлостроя присвоили имя – Богайчука.

        - Всем павшим войнам посвящается песня «Танк – герой».

Воспитатель:

        - Сколько людей ушло на фронт защищать нашу Родину, наш Ленинград! А сколько не вернулось.

Звучит песня В.Баснер, М.Матусовского, Ю.Гуляева «На безымянной высоте»

Воспитатель (зажигая свечу):

        - Мы никогда не забудем тех, кто защищал наш город! Тех, кто проложил Дорогу Жизни и спас жителей блокадного Ленинграда, ценой собственной жизни. А где была проложена Дорога Жизни?

Дети:

        - По Ладожскому озеру.

Воспитатель:

        - Днем и ночью по льду шли машины с грузами и хлебом.

Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим.

Воспитатель:

        - Дороге Жизни посвящается песня «О Ладоге»

Воспитатель:

        - Ленинградцы понимали, какой ценой доставался каждый кусочек хлеба.

        - Поэтесса Вера Имбер написала, что хлеб – святой…

        - Дороге Жизни, по которой под огнем противника везли хлеб в город, посвящается стихотворение

Дети:

Не зря старушка в булочной одной

Поправила стоявших перед нею:

«Хлеб, милые, не черный.

Он ржаной,

Он ладожский,

Он белого белее,

Он святой…»

Воспитатель:

        - По радио передавали не только стихи, но и патриотические песни. А именно: «Вечер на рейде» А.Чуркина, «Случайный вальс» Е.Долматовского, «Голубой конверт» В.Замятина.

         - Какие песни военных лет вы знаете?

Дети:

        - «Синий платочек», «Эх, дороги», «Катюша».

Воспитатель:

        - Любимыми песнями у защитников блокадного города и у защитников страны были и остаются песни военных лет. Вместе с нами исполним попурри на песни военных лет.

Воспитатель:

        - Тем, кто погиб, защищая нашу Родину, наш город, поставлены памятники. Мы всегда помним об их подвиге.

Дети:

«Никто не забыт

И ничто не забыто…

Подвиг свой ежедневный

Вы совершали достойно и просто…»

(О.Берггольц)

Воспитатель:

        - Город на Неве остался непокоренным, но Победа нам досталась дорогой ценой – почти в каждой семье блокада унесла жизнь родных и близких, любимых. Вечная память павшим в суровую годину! Они стояли за свободу родного города и победили! Почтим светлую память павших – минутой молчания.

        - И пусть в эту минуту, как и в годы блокады, звучит Ленинградский метроном.

Минута молчания.

Воспитатель:

        - Победа пришла в наш город, в нашу страну. За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, в борьбе с фашистскими захватчиками наш город получил звание «Город – Герой».

        - Сегодня вечером, когда вы придете домой, обязательно посмотрите по телевизору церемонию возложение цветов к памятнику на Пискаревском мемориальном кладбище и к памятнику «Дорога Жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непрерывной образовательной интегрированной деятельности во 2 младшей группе на тему "три поросенка"

конспект непрерывной образовательной интегрированной деятельности во 2 младшей группе на тему "три поросенка"...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на тему: «Стрелки у лука»

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на те...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»  в группе раннего возраста  на тему: &l...

Конспект непрерывной - образовательной экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Будь здоров!» для детей среднего дошкольного возраста

Накопление у детей представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности....