Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации ФГОС ДОО
статья на тему

Лопаткина Елена Евгеньевна

Описание опыта работы учреждения  

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации  ФГОС ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_uchrezhdeniya_.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Описание опыта работы учреждения  

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников как средство реализации  ФГОС ДОО»

Подготовила:

ст. воспитатель

 Е.Е.Лопаткина

Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности  на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом этому способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры.

И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью нашей работы нашего учреждения по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма.

Сейчас в  России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которых должны закладываться с самого раннего детства. Опыт православного воспитания детей дошкольного возраста имеется в ДОУ всей России и в частности в нашем детском саду. И все же в масштабе целой страны, к сожалению, образовательных учреждений, которые бы использовали православную культуру в воспитании детей, очень мало. Ощущается нехватка в инструктивно-методических материалах, конкретных пособиях по организации работы ,  с детьми, семьями в этом направлении.

 Поэтому  основной целью воспитательной системы нашего учреждения. является    – воспитать высоконравственного, творческого, гражданин России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Перечислим основные направления воспитательной работы ДОУ:

- создание условий для личностного развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, гармоничного физического, интеллектуального, психического развития;

- создание духовной среды, предполагающей знакомство с основами и ценностями православной культуры, культурно-историческим наследием русского народа, Кемеровской области; Крапивинского района

- организация развивающей среды, которая способствует развитию познавательной инициативы ребенка;

- сотрудничество с родителями, повышение их педагогической и правовой культуры;

- возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи;

- взаимодействие с различными социально-культурными институтами;

- создание условий для повышения педагогического мастерства и личностного развития сотрудников детского сада.

Поэтому после беседы с родителями по согласованию на участие детей и родителей в духовно-нравственном развитии, в сотрудничестве с духовенством и храмом, были заключены договора о сотрудничестве.

Партнеры по сотрудничеству были ознакомлены с программой «Росточек доброты» и планом работы.

 Определяя цели и задачи нашей программы по духовно нравственному направлению, мы опирались на базовые национальные ценности, которые обозначены в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России и традиционные источники нравственности и духовности.

Эти ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада жизни. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

  Разработанная  система работы с воспитанниками является уникальной в том, что она построена на использовании национально-регионального компонента.

При реализации модели духовно-нравственного воспитания в нашем учреждении используются следующие программы и проекты, в рамках реализации программ:

  1. программа «Подготовка детей к школе средствами народной культуры»;
  2. программа «Забава»;
  3. программа «Ладушки»;

 «Традиции русского народа»;

  1. проект «Заповедник

 «Остров чудес»;

  1. проект «Декоративное творчество»

 Для более успешной реализации программы по духовно- нравственному воспитанию «Росточек  доброты» были  разработаны тематические модули, где понятие «модуль» рассматривается, как не чётко ограниченное пространство, а специальная среда.

Цель каждого модуля вытекает из общей цели всей системы работы и охватывает пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО.

Модули реализуются посредством организации работы внутри учреждения и предусматривают взаимодействие  с социальными институтами района: Храм, Воскресная школа, Краеведческий музей, Зеленогорский ДДТ, МБОУ «Зеленогорская СОШ» и Школа искусств, Мунгатский острог, поселковая библиотека, спортивная школа.

Подробнее остановимся на каждом модуле.

 Модуль «Мини-музей»

Цель реализации модуля:

Мини-музей – самый значимый модуль, который является центром духовно нравственного развития как внутри учреждения, так и в сетевом взаимодействии. Для него выделено специальное помещение, собраны экспонаты домашней утвари, экспозиции: «История поселка», «История детского сада», районная экспозиция «Живем Крапивинской судьбой». Он знакомит с народной культурой и декоративно-прикладным творчеством, местным и региональным, этническими традициями и обычаями сибиряков Пополняет знания детей о природе родного края и этносом Крапивинского района. В музее периодически проходят тематические экскурсии. Оформлен уголок духовно – нравственного воспитания где подобраны материалы истории Серафима Саровского и Сергия Радонежского, Храмовый путеводитель и т.д.

Мини-музей тесно взаимодействует с Крапивинским районным краеведческим музеем, образцовым этно-фольклорным коллективом «Забава» Зеленогорского ДДТ. Этот коллектив неоднократный участник и организатор народных-православных праздников, фестивалей, этнических массовых пений. Лауреат и победитель множества фестивалей международного и регионального уровней.

Еще один участник взаимодействие с мини — музеем храм Владимирской Божьей матери пгт. Зеленогорский, его участие проходит в виде:

– посещения воскресной школы при Храме;

– экскурсия в Храм на Вербное Воскресенье, Пасху, День Ивана Купалы, Яблочный спас и т.д.;

– знакомство с иконой Владимирской Божьей матери подаренной храму А. Г. Тулеевым;

– посещение детского сада протоиереем отцом Александром;

Во время посещений, он знакомит детей с историей создания икон, православными праздниками, традициями и обычаями русского народа, основами духовно-нравственного и патриотического воспитания, с храмовой библиотекой и её книгами (день православной письменности).

– участвует в социально-сетевых мероприятиях детского сада.

            Отец Александр незаменимый гость на народных праздниках, проходящих в детском саду: «Осенины», «Кузьминки», «Праздник Русской рубахи», «У самовара»,

 Огромную ценность знакомства с этнокультурой региона включает в себя взаимодействие с этнографическим центром традиционной и воинской культуры Крапивинского района «Мунгатский острог», представляющий русский традиционный казачий этнос.

   Взаимодействует с детскими садами и средней школой поселка.

Следующий тематический развивающий модуль «Зимний сад»

Цель в реализации модуля – развитие у детей понятия, что природа главное богатство нашей Родины. Воспитывает у детей экологическую культуру, заботливое отношение к природе (доброта, заботливость), положительное отношение к труду в природе (трудолюбие).

В рамках реализации этого модуля осуществляется сетевое взаимодействие с Лесничеством Крапивинского района.

Овладение знаниями о природе в данном, предложенном процессе, способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к растительному и животному миру. Формирует основы социального поведения детей, самоутверждения, успешной социализации и, как возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения с природой.

При реализации модуля используется ресурсы дошкольного учреждения.

Объекты, расположенные на территории детского сада: по проекту «Остров чудес»

«Экологическая тропа» – знакомит с различными видами растений произрастающих в Сибири, способствует развитию осознанно-правильного отношения к природе .

«Мини-огород» – это выращивание овощей с освоением сельскохозяйственных работ от зерна до урожая, развивает у детей желание добиваться положительного результата-богатого урожая.

«Цветник» – выращивание и наблюдение красоты Сибирских цветов, создает условия для развития чувства прекрасного, трудолюбия.  

«Метеостанция» – это наблюдение природных явлений, количества выпавших осадков, температуры воздуха и их влияния на окружающую среду. Это развивает у детей интерес к явлениям природы , наблюдательность.

«Рябиновая алея», «Хвойный бор», уголок «Зеленый Айболит» – знакомят детей с лекарственными растениями Крапивинского района. Эти зеленые оазисы пополняет запас знаний о пользе природы для здоровье человека.

На этих объектах ребята наблюдают, изучают, рассматривают растения. Выполняя трудовые поручения добиваются результата и радуются результатам своего труда и труда товарищей.

В рамках модуля  «Зимний сад» проводятся экскурсии, походы, акции местного, муниципального и регионального уровней

Следующий тематический развивающий модуль «Литературная гостиная»

Цель модуля – ознакомление детей с литературными произведениями русских классиков, писателей  Кузбасса и Крапивинского р-на: П. Мазикин, В. Лаврина, В. Романчин, Т. Пономарёва, Р. Черникова, К. Зырянов, И. Куралов –  в произведениях которых отражены образы Родины, духовно-нравственное направление развития человека. А также, произведения малого фольклора, сказочного, песенного, игрового.

Социальные партнеры реализации модуля «Литературная гостиная»: библиотека  пгт. Зеленогорского, школьная библиотека, библиотека воскресной школы.

Во время литературных чтений в группе используется литература, способствующая духовно-нравственному развитию дошкольников: детская Библия, православные календари, земледельческий календарь.

 Еще один тематический развивающий модуль «Изостудия»

Цель модуля: способствовать формированию пониманию основ декоративно-прикладного искусства. Знакомит детей с понятиями декоративно-прикладного искусства России. Развивает интерес к этническому региональному декору и храмовой живописи. Знакомит с глиняной Сибирской игрушкой и Сибирской декоративной росписью.

Продолжает знакомство с семантикой народного орнамента России и нашего региона – Сибирскими оберегами. Вырабатывает навык изготовления оберегов и их росписи. Воспитывает положительное отношение к творчеству трудолюбие и бережливость.

Социальные партнеры реализации модуля «Изостудия»:

изостудия ДДТ, поселковая «Школа искусств», «Центр детского творчества» Центрального района г. Кемерово.в котором

 организована работа экспедиции «Наши земляки – народные умельцы».

Ребята и руководители были неоднократно нашими гостями. Ими были  организованы экспедиции, мастер классы по народно-прикладному обереговому этносу. А мы проводили для них мастер-классы «Обереги Сибири», «Орнамент на рубашке.»

Еще один развивающий модуль «Тренажёрный зал»

Цель модуля: укрепление психического и физического здоровья детей с сознанием того, что здоровье – это главное богатство человека, ничего нет важнее здоровья. Формирует здоровый образ жизни, развивает навыки  координации движений, выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, волю к победе.

Взаимодействует со спорт школой, и средней школой поселка.

Говоря о работе с родителями нужно сказать, что работа по духовно нравственному - воспитанию без участия и согласия родителей просто не возможна.

Так в учреждении уже не первый год работает родительский клуб  «Берегиня» основываясь на том, что родители дают главное воспитание, а мы воспитатели их помощники - подбираем темы для круглых столов, дискуссий «Семья вместе и душа на месте», «Семья моя крепость», «Дети цветы жизни» - о необходимости семейного воспитания, «Открытая книга» -о пользе домашнего чтения.

Данная система работы построена на задаче В. В. Путина «Укреплять прочную духовно-нравственную основу общества»

«Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе»

В. В. Путин.

Работа во всех модулях распланирована и успешно осуществляется.

В  следующем учебном году мы планируем:

*Реконструировать модуль  «Литературная  чайная»

*Пополнить  «Зимний сад»

*Расширять сеть объектов сетевого взаимодействия начиная с Крапивинского храма.

*Провести областной семинар по обмену опытом духовно –нравственного воспитания.

*Принят участие в разработке рабочей тетради по мониторингу  духовно нравственного воспитания на областной стажировачной площадке.

*Пополнить экспонаты музея материалами Святыни –Петербурга, и Гранд- макет России.

*Организовать исследовательскую деятельность –Святые –Крапивинской земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника

Сказка - неотъемлемый атрибут качественного воспитания и социализации детей. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней "обращаться". Именно в сказ...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...