Статья «Взаимодействие взрослого и ребенка»
статья (подготовительная группа) по теме

Смирнова Вера Михайловна

В статье представлены  рекомендации по взаимодействию взрослых с ребенком для  формирования определенной  модели поведения с другими людьми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vzroslogo_s_rebenkom.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида  Красносельского района  

Санкт – Петербурга

Статья

«Взаимодействие взрослого и ребенка»

Составила:

воспитатель Смирнова В.М.

Санкт – Петербург

В современном мире все больше растет понимание семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с взрослым  является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

В статье 44 ФЗ «Об образовании...» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка» [6, с. 158].

Семья – основной источник жизненного, социального опыта.
Таким образом, взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью процесса воспитания и обучения детей.

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО обусловили  необходимость  активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Родителям и воспитателям необходимо научиться видеть друг в друге полноправных партнеров и сотрудников.

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого и ребенка по праву можно считать Альфреда Адлера.  Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми.

Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е.В. Сидоренко)

«1.Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания – любовь. Любовь ребенка - безусловная гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка - его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка  в себе, его личностная смелость – величайшее счастье для него.

3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные в излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения. Следует в максимально возможность степени оставлять за ребенком свободу решения»

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей и воспитателя является «равенство», «содрудничество» и «естественные результаты».

С  ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка: равенство между родителями и детьми.

Наша задача воспитателей: научить родителей уважать уникальность, индивидуальность ребенка.

Объяснить им, что основным принципом семейного воспитания  является взаимоуважение членов семьи, научить их правильно вести разговор с ребенком. Разговор с ребенком «сверху вниз» приводит к тому, что дети  в свою очередь так же «сверху вниз» говорят с родителями.

Подсказать им, что очень  важно:

- внимательно слушать своего ребенка. Родители, которые слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;

-избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;

-проявлять мысли и чувства без агрессивности; родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

Эта задача не только родителей, но и воспитателей детских садов, которые много времени проводят с детьми в детском саду.

Воспитатель часто общается с детьми, используя диалогическое общение. Диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом.

Отличительные особенности диалогического общения следующие:

-равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позицию другого;

-отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;

-формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации;

-особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;

-способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Важнейшим условием эффективного взаимодействия с взрослым является признание ценности ребенка, уважение его права быть таким, какой он есть, то, что называется в психологии термином «принятие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...

Родительское собрание «Способы взаимодействия взрослого и ребенка» в форме тренинга

1.      Ознакомление родителей со стилями общения в семье.2.      Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию ребенка,  владеюще...

Презентация опыта работы "Партнерское взаимодействие взрослого и ребенка как одно из условий успешной реализации ФГТ в аспекте ООП"

Воспитанники чувствуют себя комфортно там, где устанавливаются хорошие, дружеские отношения. Чем раньше ребенок научиться взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. Опыт усп...

родительская гостиная "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка" доклад по теме "Активный или гиперактивный. В чем разница?"

Согласитесь спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих измученных  род...

статья на тему "Взаимодействие взрослого и ребенка в семье и ДОУ"

Мои размышления и обобщение обзора  интернет- ресурсов и методической литературы , на заданную тему. ИНформация в основном предлагается  для родителей детей раннего возраста.Небольшой обобща...