Мелкая моторика рук от 1года 6 месяцев до 3 хлет
учебно-методический материал на тему

Веселова Наталья Сергеевна

Мелкая моторика рук1года 6 месяцев до 3 хлет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_ruk_.docx119.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики в раннем возрасте от 1,5 до 3 лет»

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Улучшить общую двигательную активность.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,  выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.   На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.  Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Введение

Моторика- [от лат. motor - приводящий в движение] - двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д.; включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и ….. – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий ребенок сделает что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша

Связь движений пальцев рук и речи

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития (Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о "предметных действиях", которым сейчас придается такое большое значение в психологии).
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. На рис. 1 показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.


если ребенок не начинает говорить

Рис. 1. Этапы развития функций кисти руки ребенка:

1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель, 4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.

Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции?
В нашей лаборатории в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Вы помните, что у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона? Так вот оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.
Л. А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других - левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.
Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что
 речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития.

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок  вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий10. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка
сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.


Особенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте ( 1,5  - 3 лет)


Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3  лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
 Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Значение моторики в раннем дошкольном возрасте

В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до трёх лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

План работы с детьми на 2016-2017 год

месяц

неделя

Работа с детьми

сентябрь

1

1 занятие- Знакомство с ручкой и пальчиками. Пальчиковая гимнастика « Пальчики»            

2 занятие  -Знакомство с цветными крышечками. Складывание в стакан. Пальчиковая гимнастика  «Моя семья»              

2

3 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Выкладывание из цветных крышечек дорожек

 4 занятие- Знакомство с песком. Рисование пальчиками по песку. Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»»

3

5 занятие- Пальчиковая гимнастика. «Апельсин». Найди крупные бусины в контейнере с песком                                            

6 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог» Рисование пальчиками гуашью «Дождик»

4

7 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Наполнение пластиковой бутыли крупными бусинами                                            

 8 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Рисование ватными палочками «Грибок»

октябрь

5

9 занятие- Пальчиковая гимнастика « Пальчик-мальчик». Лепка из пластилина «Цветные шарики»                                                               10 занятие-  Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Отрывная аппликация коллективная композиция «Осенние листья»

6

11 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Рисование пальчиками гуашью «Осень»                                                              

12 занятие- Пальчиковая гимнастика                 «Сорока» Работа со шнурками и тесьмой. Сооружение дороги.

7

13 занятие-  Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Нанизывание крупных бусин на верёвку                                                                

14 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Работа с тестом. Лепка «Угощение для кукол»

8

15 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Рисование пальчиками. «Раскрасим угощение для кукол»                                                            16 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Знакомство с лесными орехами. Разделение орехов и бусин

ноябрь

9

17 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Лепка из теста «Колбаски»            

18 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Знакомство с крупой- рис. Поиск игрушек в рисе.

10

19 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Аппликация из риса «Снежная дорожка»                                                          

   20 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Рисование пальчиками «Ягодки»

11

21 занятие- Пальчиковая гимнастика « Замок». Знакомство со счётными палочками. Построение дорожки и забора                        

 22 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Знакомство с фасолью. Выбери фасоль из риса.

12

23 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Рисование ватными палочками по контуру «Кружки»                                            

24 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик». Занятие с фасолью и лесными орехами- отдели орехи от фасоли

декабрь

13

25 занятие- Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Знакомств с крупой- горох. Вминание  пальчиками гороха в пластилиновую основу                                    

 26 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Работа со счётными палочками. Построение квадрата, треугольника, домика.

14

27 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Аппликация из смятых салфеток «Белый снег»                                                      

28 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Рисование пальчиками «Узоры мороза»

15

29 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Лепка из пластилина «Лепёшечки»                  

30 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Работа со счётными палочками. Построение домика, ёлочки.

16

31 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Аппликация из фольги «Новогодние шарики»                                                                32 занятие- Рисование пальчиками «Ёлочки»

январь

17

Зимние каникулы

18

33 занятие- Построение из пальчиков фигур «Домик, очки». Знакомство с мелкими бусинами. Наполнение бутылочки мелкими бусинами                                                            

 34 занятие-Построение из пальчиков фигур « Стол, грабли».  Знакомство с замками. Застёгивание и расстёгивание замков

19

35 занятие- Пальчиковая гимнастика «Шарик». Нанизывание на шнур крупных бусин                                                                    

36 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Рисование ватными палочками. Обведи по контуру квадрат, треугольник.

20

37 занятие- Пальчиковая гимнастика «Цепочка». Знакомство со шнуровками. Работа со шнуровками.                                                         38 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Рисование пластилином на картоне «Звёздное небо»

февраль

21

39 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Знакомство с нитками. Наматывание ниток на катушку                                                                40 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик».Рисование пальчиками «Снежинки»

22

41 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Работа со шнуровками Монтессори.  

42 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа с крупами. Найди в рисе мелкие бусины.

23

43 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Знакомство с пуговками. Застёгивание пуговиц                                        

44 занятие- Пальчиковая гимнастика « Шарик». Работа со счётными палочками. Построение снежинки, лесенки.

24

45 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Рисование пальчиками по стеклу. «Полосатый коврик»                                           46 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Работа со шнурками- развязывание узелков

март

25

47 занятие- Пальчиковая гимнастика «Мы капусту». Нанизывание на шнур мелких бусин

48 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Совместная аппликация из манной крупы «Млечный путь»

26

49 занятие- Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Работа со шнуровками Монтессори.                  

50 занятие- Пальчиковая гимнастика «Сорока». Работа с крупами. Отделение фасоли от риса

27

51 занятие- Пальчиковая гимнастика «Капуста». Работа со шнуровками. Завязывание узелков                                                    

52 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Работа с застёгиванием пуговок.

28

53 занятие- Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Работа с нитками. Наматывание на катушку.                                                        

 54 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Знакомство с карандашом. Учимся правильно держать, обводим линии.

апрель

29

55 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик». Аппликация из пшена «Цветущее поле».                                                    56 занятие- Пальчиковая гимнастика «Замок». Лепка из теста. «Цветочек»

30

57 занятие- Пальчиковая гимнастика « Осьминог». Работа с нитками. Сматывание в клубок.                                                                

 58 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа с крупами. Выбери фасоль из гречки

31

59 занятие- Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»». Раскрашивание пальчиками, слепленного на предыдущем занятии цветка.

 60 занятие- Пальчиковая гимнастика «Улитка». Работа со шнуровками Монтессори.

32

61 занятие- Пальчиковая гимнастика «Ладушки».Рисование карандашом. Обведи по контуру- геометрические фигуры.                     62 занятие- Пальчиковая гимнастика «Цепочка». Правила пользование посудой (учимся правильно держать ложку, чашку)

май

33

63 занятие- Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик». Наклеивание пластилина на картон «Цветочный луг»                              64 занятие- Пальчиковая гимнастика «Капуста». Работа с крупами- выбери горох из гречки

34

65 занятие- Пальчиковая гимнастика «Шарик».Рисование пальчиками «Весенние цветы»                                                                   66 занятие- Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Работа со шнуровками Монтессори.

35

67 занятие- Пальчиковая гимнастика «Осьминог». Нанизывание мелких бусин на верёвочку                                                            

 68 занятие- Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Рисование- работа с трафаретами.

Пальчиковые гимнастики,  используемые на занятиях

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.


Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.


Моя семья
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)


Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.


Улитка.
- На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.

Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем - трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим-  солим
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем-  мнем
ручками "мнем" капусту

Апельсин

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.) 
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для цыплят,
Эта долька – для бобра! (Поочередно загибаем пальчики малышу).
А для волка – кожура! (Развести ручки в стороны).

Ладушки
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Сорока
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Кошка и мышка 

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает
,
Вмиг от кошки удирает.

Пальчики

(разгибаем пальчики)
Раз,два,три,четыре,пять
вышли пальчики гулять.
(загибаем пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистил стол.
Этот добр, а этот зол.


Приложение

Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного  известным физиологом  Марианиллой  Кольцовой.  Задания теста были таковы:

1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос « Что это?»  Ребенок должен назвать предметы.

0 баллов- ничего не называет

1 балл- один-два названных предмета

2 балла- три названных предмета

3 балла- четыре- пять названных предметов

2. Попросите ребёнка «Покажи вот так»  (показывая один указательный палец)

0 баллов- не показывает

1 балл- показывает

3. Попросите  ребёнка «Покажи вот так» ( Показывая два пальца- указательный и средний)

0 баллов – не показывает

1 балл- показывает один палец

2 балла- показывает два нужных  пальца

4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный)

0 баллов- показывает один палец

1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных

2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности

5 . Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»

0 баллов- называет от 1- 2 предметов

1 балл- называет от 3-6   предметов

2 балла- 7-13 предметов

3 балла- 13- 18 предметов

4 балла- 19- 25 предметов

Оценочная таблица

11-12 баллов

Высокий уровень развития

6- 10 баллов

Средний уровень развития

1-5 баллов

Низкий уровень развития

 Рекомендуемая литература в помощь педагогу

Найти дополнительный материал о способах развития руки, пальчиковых играх, вы можете в книгах:

  1. Страна пальчиковых игр, Рузина М.С., Афонькин С.Ю.- Спб: Кристалл, 1997
  2. Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996
  3. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко-  М: Эксмо, 2011
  4. Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006
  5. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, загадки, потешки для детей 2-3 лет. Никитина А.- Каро 2009

Используемая литература

  1. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010
  2. Разговорчивые пальчики  «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева.– М., 2001
  3. Мышление и речь  Л.С. Выготский. – М., 1982
  4.  Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.-  Генезис, М – 2008
  5. Играем пальчиками и развиваем речь, Цвынтарный В.В.- Спб: Лань, 1996



Проведение исследования

Перед составлением проекта, мной проводился ряд исследований в 2010 году. Экспериментальной базой являлась первая младшая группа МДОУ № 16. Возраст детей данной группы варьировался  от 1 года 11 месяцев до 2 лет 9 месяцев. Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап. (начальный)

Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного  известным физиологом  Марианиллой  Кольцовой.  Задания теста были таковы:

1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос « Что это?»  Ребенок должен назвать предметы.

0 баллов- ничего не называет

1 балл- один-два названных предмета

2 балла- три названных предмета

3 балла- четыре- пять названных предметов

2. Попросите ребёнка «Покажи вот так»  (показывая один указательный палец)

0 баллов- не показывает

1 балл- показывает

3. Попросите  ребёнка «Покажи вот так» ( Показывая два пальца- указательный и средний)

0 баллов – не показывает

1 балл- показывает один палец

2 балла- показывает два нужных  пальца

4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный)

0 баллов- показывает один палец

1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных

2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности

5 . Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»

0 баллов- называет от 1- 2 предметов

1 балл- называет от 3-6   предметов

2 балла- 7-13 предметов

3 балла- 13- 18 предметов

4 балла- 19- 25 предметов

Оценочная таблица

11-12 баллов

Высокий уровень развития

6- 10 баллов

Средний уровень развития

1-5 баллов

Низкий уровень развития

2 этап

Результаты теста  распределились следующим образом: из 26 детей

Высокий уровень развития речи- 4 ребёнка

Средний- 12 детей

Низкий- 10 детей

В процентном соотношении это выглядит так: 15,5 %- высокий уровень, 46 %- средний, 38,5 %- низкий

3 этап.

Детей данной группы поделили на две подгруппы, исключая детей с высоким уровнем развития речи и словарного запаса. В каждой подгруппе присутствовало по 6 детей со средним уровнем развития речи и по 5 детей с низким уровнем развитием речи. Получилось две подгруппы по 11 человек. Обычная группа детей вела свой привычный образ жизни и получала одинаковые с экспериментальной группой по программе на занятиях знания. Экспериментальная группа тоже вела привычный образ жизни, получала те же знания что и обычная, но плюс к этому, два раза в неделю на протяжении полугода, в этой группе проводились занятия, направленные на развитие мелкой моторики, которые обязательным образом включали в себя:

- проведение различных пальчиковых гимнастик

- работа с пластилином и тестом

- работа со счётными палочками

- работа с крупами различных величин

- работа с пуговками

- работа с играми- шнуровками и др.

4 этап

Через 6 месяцев было проведено повторное тестирование, целью которого являлось- выявить развитие речи в обычной и экспериментальной группе детей. Результаты теста были следующие:

В обычной группе детей из 10 человек, уровень развития речи и словарного запаса составил:

Высокий уровень- 1 ребёнок

Средний уровень- 5 детей

Низкий уровень- 4 ребёнка

В экспериментальной группе детей из таких же 10 человек показатели несколько отличались:

Высокий уровень- 3 ребёнка

Средний уровень- 6 детей

Низкий уровень- 1 ребёнок

Вывод: На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить его речь. Поэтому в раннем дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику.

Работа по самообразованию

В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в вашей группе. Это можно сделать с помощью уже упомянутого ранее теста (прил. 1 ). В моей группе возраст детей варьируется от 1 год   до 3 х лет . В группе 10 человека.  Уровень развития речи детей составил:

Высокий- 1 ребёнк

Средний –  3 детей

Низкий-  6 детей

Занятия проводились мною на протяжении одного учебного года (9 месяцев) два раза в неделю и включали в себя:

1. Рисование красками. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, поэтому начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками

2. Приклеивание. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки или делайте совместно с ребёнком, а потом приклеивайте с помощью клея и кисти

3. Рисование пластилином! Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Ним можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Лепим маленький шарик, кладём на бумагу и прижимаем пальчиком. Осенью нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.

4. Работа с тестом. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками.

5.Работа с крупами (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых)

6. Работа с природными материалами: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки, заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам

7. Работа с кухонной утварью.  Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.

8. Различные емкости, пузырьки, коробочки. Работа с закручиванием и откручиванием крышечек. Складывание мелких предметов в коробочки и пузырьки.

9. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы. Учимся завязывать и развязывать узлы пальчиками, шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и замки самостоятельно

10. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму

11. Ватные и счётные палочки - можно выкладывать рисунки (конечно же, под присмотром взрослых)

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Работа по проекту

В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в вашей группе. Это можно сделать с помощью уже упомянутого ранее теста (прил. 4 ). В моей группе возраст детей варьируется от 1 год 8 месяцев до 2 лет 9 месяцев. В группе 24 человека.  Уровень развития речи детей составил:

Высокий- 3 ребёнка

Средний – 10 детей

Низкий- 11 детей

Занятия проводились мною на протяжении одного учебного года (9 месяцев) два раза в неделю и включали в себя:

1. Рисование красками. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, поэтому начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками

2. Приклеивание. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки или делайте совместно с ребёнком, а потом приклеивайте с помощью клея и кисти

3. Рисование пластилином! Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Ним можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Лепим маленький шарик, кладём на бумагу и прижимаем пальчиком. Осенью нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.

4. Работа с тестом. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть ребёнок слепит из мягкого теста большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками.

5.Работа с крупами (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых)

6. Работа с природными материалами: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки, заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам

7. Работа с кухонной утварью.  Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.

8. Различные емкости, пузырьки, коробочки. Работа с закручиванием и откручиванием крышечек. Складывание мелких предметов в коробочки и пузырьки.

9. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы. Учимся завязывать и развязывать узлы пальчиками, шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и замки самостоятельно

10. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму

11. Ватные и счётные палочки - можно выкладывать рисунки (конечно же, под присмотром взрослых)

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Проведение исследования

Перед составлением проекта, мной проводился ряд исследований в 2016году. Экспериментальной базой являлась группа детей  раннего возраста КУ Урайского  специализированного Дома ребенка. Возраст детей данной группы варьировался  от 1 года  до 3х  лет . Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап. (начальный)

Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного  известным физиологом  Марианиллой  Кольцовой.  Задания теста были таковы:

1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос « Что это?»  Ребенок должен назвать предметы.

0 баллов- ничего не называет

1 балл- один-два названных предмета

2 балла- три названных предмета

3 балла- четыре- пять названных предметов

2. Попросите ребёнка «Покажи вот так»  (показывая один указательный палец)

0 баллов- не показывает

1 балл- показывает

3. Попросите  ребёнка «Покажи вот так» ( Показывая два пальца- указательный и средний)

0 баллов – не показывает

1 балл- показывает один палец

2 балла- показывает два нужных  пальца

4. Попросите ребёнка «Покажи вот так» (Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный)

0 баллов- показывает один палец

1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных

2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности

5 . Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это?»

0 баллов- называет от 1- 2 предметов

1 балл- называет от 3-6   предметов

2 балла- 7-13 предметов

3 балла- 13- 18 предметов

4 балла- 19- 25 предметов

Оценочная таблица

11-12 баллов

Высокий уровень развития

6- 10 баллов

Средний уровень развития

1-5 баллов

Низкий уровень развития

2 этап

Результаты теста  распределились следующим образом: из 10 детей

Высокий уровень развития речи- 1 ребёнка

Средний- 3 детей

Низкий- 6 детей

В процентном соотношении это выглядит так: 15,5 %- высокий уровень, 46 %- средний, 38,5 %- низкий

3 этап.

Детей данной группы поделили на две подгруппы, исключая детей с высоким уровнем развития речи и словарного запаса. В каждой подгруппе присутствовало по 3 детей со средним уровнем развития речи и по 6 детей с низким уровнем развитием речи. Получилось две подгруппы по 11 человек. Обычная группа детей вела свой привычный образ жизни и получала одинаковые с экспериментальной группой по программе на занятиях знания. Экспериментальная группа тоже вела привычный образ жизни, получала те же знания что и обычная, но плюс к этому, два раза в неделю на протяжении полугода, в этой группе проводились занятия, направленные на развитие мелкой моторики, которые обязательным образом включали в себя:

- проведение различных пальчиковых гимнастик

- работа с пластилином и тестом

- работа со счётными палочками

- работа с крупами различных величин

- работа с пуговками

- работа с играми- шнуровками и др.

4 этап

Через 6 месяцев было проведено повторное тестирование, целью которого являлось- выявить развитие речи в обычной и экспериментальной группе детей. Результаты теста были следующие:

В обычной группе детей из 10 человек, уровень развития речи и словарного запаса составил:

Высокий уровень- 1 ребёнок

Средний уровень- 5 детей

Низкий уровень- 4 ребёнка

В экспериментальной группе детей из таких же 10 человек показатели несколько отличались:

Высокий уровень- 3 ребёнка

Средний уровень- 6 детей

Низкий уровень- 1 ребёнок

Вывод: На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить его речь. Поэтому в раннем дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики от 3 до 6 месяцев "Массаж + упражнения"

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста....

"Ох, уж эти ручки!". Развитие мелкой моторики от 0 до 6 месяцев.

Цель: всестороннее развитие ребенка.Задачи: - сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечить их полноценное физическое развитие;               - поддержи...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...