Представление опыта работы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Спасенникова Ирина Павловна

      Хочу поделиться с вами опытом работы по теме: «Использование проблемно-игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности с воспитанниками ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_spasennikova_ip.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

проблемно-игровых  образовательных ситуаций

в совместной деятельности с воспитанниками ДОО

                                                                                                              Спасенникова Ирина Павловна

воспитатель  1 квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Ёлочка»,с.Болчары

      Хочу поделиться с вами опытом работы по теме: «Использование проблемно-игровых образовательных ситуаций в совместной деятельности с воспитанниками ДОО».

     Актуальность темы

       Дошкольники- юные граждане нашего общества. А нашему современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения, поэтому формирование такой личности необходимо  начинать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Анализ практики свидетельствует о том, что не многие современные дети могут самостоятельно, т.е. без основной помощи взрослого, творчески играть, мыслить, находить нужное решение. А с другой стороны, взрослому зачастую  как бы проще и быстрее самому сделать что-то за ребенка. И как результат, такой «совместной деятельности»: выпускники детского сада-  первоклассники, имея большой запас знаний и умений, оказываются только частично готовы к учебной деятельности.

     Развитие личности является социальным заказом общества, и эта цель заложена в основных документах в сфере  образования  РФ. В связи с этим наиболее приоритетными и актуальными в организации образовательного процесса ДОО  являются те методы и приемы, которые формируют умение самостоятельно мыслить и действовать, а не просто механически запоминать полученную информацию, требующие от детей активной творческой позиции, желания узнать что-то новое, самостоятельно решать возникающие затруднения.  Согласно ФГОС дошкольного образования, педагоги должны осуществить переход от учебной модели к развивающей. От воспитателя ДОО  требуется организация такого образовательного процесса, в котором ребенок будет выступать как деятель. Как этого добиться? Как правильно и грамотно организовать совместную деятельность с воспитанниками группы? Раньше упор делался на то, что взрослый – главный направляющий. Теперь он – посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Как решить поставленную обществом задачу?  Какие условия необходимо создать, которые бы способствовали полноценной самореализации дошкольников, раскрытию их внутреннего мира, достижению успеха?  Использование каких современных технологий эффективно для качественного решения актуальных задач педагога дошкольной организации.  

    Актуальность данной проблемы меня очень заинтересовала. Главная идея моего опыта предполагает создание условий, обеспечивающих  активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе. На мой взгляд, одним из ведущих  подходов к развитию ребенка как субъекта совместной деятельности  является создание проблемно игровой  образовательной  ситуации.

    Цели и задачи

Поэтому при проектировании своей педагогической деятельности поставила перед собой цель: Выявить эффективность использования проблемно-игровых  образовательных ситуаций в организации совместной деятельности педагога и детей в рамках реализации ФГОС ДО.

Чтобы   достичь данную цель, поставила для себя следующие задачи:

  1. Изучить и обосновать  необходимые педагогические средства и условия организации совместной деятельности, нацеленные на развитие личности, раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.
  2. Проектировать и системно применять  проблемно-игровые образовательные ситуации, активизирующие совместную деятельность педагога и детей, повышающие её результативность.
  3. Посредством современных инновационных технологий способствовать  освоению новых, более эффективных способов познания и совместной деятельности; развитию познавательного интереса и познавательной активности, формированию мотивации к учебной деятельности.
  4. Повышать свой профессиональный уровень, компетентность.

Срок реализации поставленных задач-3 года

    Объектом моей работы является- совместная деятельность взрослого и детей, как основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время и отличающаяся  наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации.

Данную модель организации образовательного процесса использую как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

    Предмет работы- возможности средств проблемно-игровой технологии в организации совместной деятельности педагога и детей в рамках реализации ФГОС ДО.

     Предполагаемый результат тесно связан с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО)

И я предполагаю, что  качество выполненной работы будет выражаться:

во первых –  в позитивной  социализации и индивидуализации личности ,через осознание ребенком своих возможностей и способностей ; как основы для дальнейшего, успешного развития ребенка ( под социализацией имею ввиду- умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других;  под индивидуализацией –  такую деятельность взрослого и самого ребенка, которая бы поддерживала  и развивала  то своеобразное, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте);
во вторых –  формирование  предпосылок учебной деятельности (т.е. активно работаю над формированием познавательного интереса; умения самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач; умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми ).

    Новизна опыта моей работы состоит в изучении и практическом применении средств проблемно-игровой технологии в совместной деятельности воспитателя и воспитанников во время образовательной ситуации, тема в общей сложности на современном этапе в рамках реализации ФГОС ДО остается актуальной, т.к.  образовательная ситуация является одной из новых и основных современных форм взаимодействия, направленная на развитие, воспитание и обучение детей.

    Теоретическая база опыта. В своей работе я опираюсь на нормативные документы  и на труды известных российских педагогов и психологов: Л. С .Выготского, В. В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, а также известных исследователей педагогической мысли, педагогической инноватики  , как А. В.  Хуторский, Н. А.  Короткова и  Н. Я. Михайленко, З.  А. Михайлова, М. Н.Полякова, Л. М. Кларина и других. А также материалы интернет-ресурсов…

    Основные принципы моей работы соответствуют ФГОС ДО:

1)полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

     Моя работа ориентирована:
– на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;
– на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
– на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

 И основывается на принципах:

-личностно-ориентированного взаимодействия

-дидактики

-развивающего обучения

-актуальности

-системного подхода

- интеграции  (существенно обогащает, способствует смысловому углублению имеющихся знаний, расширяет ассоциативное информационное поле детей)

-«обучения в игре»

-творчества и успеха.

    Этапы работы

Реализация задач современного образовательного процесса невозможна без системного подхода в решении педагогических проблем.  Гарантирует качественный результат, как известно, технологичность при проектировании и организации самого процесса, то есть определенный алгоритм действий, система способов и средств.

 Для успешной реализации поставленных задач выделила  следующие этапы  своей работы:

1 этап: Теоретический (подготовительный)

Задачи этапа:

-Углубление методических знаний на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;

- Изучение современных  достижений  передовой педагогической науки и практики.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для создания развивающей предметно-пространственной среды.

- Проведение текущей диагностики констатирующего характера  с целью выявления  «плюсов и минусов»  совместной деятельности с воспитанниками ДОО.

- Составление плана по теме самообразования

2 этап: Практический (творческий):

Задачи этапа:

- Инициирование педагогических идей, разработка технологических карт НОД  и внедрение педагогических разработок.

- Активное сотрудничество с родителями, вовлечение их  воспитательно- образовательный процесс ДОУ.

-Проведение  промежуточной педагогической  диагностики  с целью апробации выдвинутой гипотезы.

3 этап: Заключительный (аналитический) 

Задачи этапа:

- Контрольная диагностика с целью определения эффективности и результативности работы

 -Определение перспектив в работе с воспитанниками и их  родителями.

- Обобщение и внедрение опыта.

    Условиями реализации опыта являются: предметно развивающаяся среда, проблемно-игровая образовательная ситуация, взаимодействие всех субъектов педагогического процесса. Главным компонентом проблемно- игровой образовательной ситуации является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка является особенностью образовательной ситуации.

В своей практике я применяю как материальные продукты деятельности, например,

украшенная «ёлка знаний», коллаж, рассказ, рисунок,  наши поделка,мозаичные фантазии ,постройки из конструктора, экспонат для выставки или мини-музея  т.п.); так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Придерживаюсь мнения, что ориентация на конечный продукт определяет технологию создания проблемно-игровых образовательных ситуаций педагогом.

    Технология моделирования используемой мною проблемно-игровой образовательной ситуации  предполагает следующие этапы:

1.Мотивационно-ориентировочный: Привлечение внимания, введение в ситуацию, выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулирование цели, предложение по инициативе детей

Применяемые приемы и методы: загадка, кроссворд, сказочный лабиринт, собрать пазл, появления на экране фото, раздается звук чего-то, д/игра и др. Например, чтение короткой  математической сказки про цифры,  неожиданное появление мультипликационного героя- Вредины-зловредины, которая украла цифры, нарушила порядок в сказке.

2.Поисковый: Поиск путей решения проблемы, необходимых путей, разнообразных вариантов, определение порядка действий.

Применяемые методы и приемы:

Беседа, диалог с группой с использованием проблемных вопросов, иллюстраций, рассматривание объектов, схем, составление коллажа, мнемотаблицы и др.

 В предложенном случае: Беседа с детьми, диалог детей с Врединой- Зловрединой.

3.Практический: основная задача: сформировать опыт преодоления затруднения и эмоциональность переживаемой радости открытия.

Применяемые методы и приемы: исполнительские действия, реализация плана, опыт, эксперимент, д/игра, самостоятельная деятельность и др.

В данном случае- выполнение заданий Вредины-Зловредины (это развивающие игры и упражнения), и конечно самостоятельная деятельность детей.

4.Рефлексивно – оценочный: выявление факта путей достижения цели (решения проблемной ситуации), оценки собственных усилий и действий.

Это, конечно же, как итог-успех, победа в совместной деятельности (наведение порядка в математической сказке)

     Еще раз заострю ваше внимание на используемых мною методах и приемах при оранизации проблемно-игровой образовательной ситуации:

Это конечно же, проблемные ситуации, вопросы («Как вы думаете…?», «Как мы можем помочь….Незнайке…?», такие как,  Машины задачки –задания и вопросы от сказочного или мультипликационного персонажа; упражнения и дидактические игры ( типа: Гномик Умник спрашивает «Какая фигура должна быть в пустой клетке?», или просит «Раскройте секрет и продолжите ряд..», или как «Раскрасить флажки, чтобы они были одинаковыми?» ,а мудрая Сова спрашивает «Кто спрятался на картинке?», или «Какой предмет лишний и почему?»,Найди одинаковые предметы (лошадки), Найди отличия, Найди хозяина предмету, а можем и по запутанному лабиринту пройти, например, Сказочному и непременно дорогою Добра и т.п.), задачи практического содержания, наблюдения, опыты ( например, фея Память просит по памяти раскрасить нужный предмет, причем их много а выбрать надо  только те, что были на предыдущем рисунке (слайде),  Или найти каждому предмету хозяина, разного рода Графические рассуждалочки и превращалки, игры с конструктором, опыты, простые эксперименты типа «Движется или не движется?», «Что быстрее движется?»

     Использую перечисленные методы и приемы в игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной типах совместной деятельности.

     В совместной деятельности с воспитанниками группы ориентируюсь , как уже говорила ранее, на их максимальную самостоятельность и творческую деятельность.

     Достигаю это прежде всего через:

мотивацию (яркую, доступную, понятную, реально-жизненную);

участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;

выражение сущности этих действий в речи;

появление соответствующих эмоций, особенно познавательных;

использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания и применение их в детских видах деятельности.

    При такой организации совместной деятельности исключаю:

  • показ
  • подробное объяснение
  • гиперопеку ребенка

     В случае отсутствия у ребенка умения найти самостоятельно способ достижения цели в сложившейся обстановке ребенок, естественно, оказываю  помощь: частичную подсказку, участие взрослого в выполнении и уточнении действия, речевых способов оценки и т.д. Это воспринимается ребенком как особо необходимое в данный момент и стимулирует его активность.

    Результативность моей работы прослеживается через педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, детское  портфолио достижений воспитанников и личные достижения. Эффективность применения проблемно-игровых образовательных ситуаций при организации совместной деятельности со своими воспитанниками я ощущаю каждый раз, когда вижу искорки интереса и желания в ребячьих глазах, во время рефлексии после проведенного НОД, в самостоятельном использовании воспитанниками полученных знаний и умений в свободной деятельности. Констатирую, сравниваю, анализирую результаты педагогической диагностики и мониторинга, которые представлены  на данном слайде, определяю пути их дальнейшей оптимизации.

    Воспитанники группы являются призерами, победителями разнообразных дистанционных, районных и территориальных мероприятий, конкурсов. Считаю детские портфолио положительным  показателем результативности моей работы.

    Результаты моего опыта имеют практический выход через открытые просмотры НОД, взаимопосещения коллег, проведения круглых столов, мастер-классов, семинаров- практикумов с родителями своих   воспитанников.

    Своими педагогическими разработками, технологическими картами  НОД охотно делюсь через сетевые сообщества педагогических работников.

     Вывод:

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

    Благодаря активному использованию такой формы взаимодействия , как проблемно-игровая образовательная ситуация, обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка, его позитивная социализация, т.е. дети являются полноценными участниками образовательного процесса в группе, поддерживается их инициатива, развивается мотивация и познавательные способности в различных видах деятельности и образовательных областях

    Использование проблемно-игровых образовательных ситуаций соответствует возрастной адекватности дошкольников и  является эффективным средством  при организации совместной деятельности воспитателя с детьми; отличается наличием партнерской равноправной позиции взрослого и ребенка.

    В дальнейшем планирую  продолжить работу в выбранном направлении, провести контрольные  диагностику и анализ своих педагогических действий,  делиться опытом с коллегами и родителями своих воспитанников, размещать продукты своего опыта в сети интернет.

   Благодарю за внимание!

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:

организация внедрения в ДОО.- Справочник старшего воспитателя № 3 за 2014 год. www.resobr.ru

2. От рождения до школы. Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2014

3.Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании        ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2

4.Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004г. - 288с.

5.Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». - М. «Интор» 1996г.

6.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994.

7.Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...