Календарно-тематическое планирование "Край родной"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Воронова Наталья Николаевна

«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17-18gregionalnyy_komponent_st.gr_.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»

Пояснительная записка.

Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе  авторской региональной программы Н.В.Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» и адаптировано  для работы с детьми старшей логопедической группы компенсирующей направленности №12 «Казачата» МБДОУ д/с «Жар-птица».

Родитель - первый воспитатель ребенка. Он закладывает основу представления о маленькой родине. Диагностика детей старшего возраста и беседы с родителями показали, что дети и взрослые плохо знают историю своей семьи и малой родины. Мы не знаем истоков своего рождения, не знаем, кто у нас были прадедушки и прабабушки, где они жили, чем занимались. Ещё К.Д.Ушинский говорил о необходимости в развитии познания своей маленькой родины порастающему поколению: «Мы знаем, что Париж находится на Сене, знаем, когда было сражение под Аустерлицем, а что было в нашей губернии - не всегда». Эта проблема познания маленькой родины актуальна и в наше время .

С рождения ребенка совместно с родителями в его мир входит и природа родного края. У него появляются любимые уголки для игр, любимые деревья и цветы ... Это все ему становится родным и остается в памяти на всю жизнь. Вот почему, уехав из родных мест на долгие годы, он вспоминает их с теплотой и любовью, и постоянно испытывает желание вернуться в родные места. Приобщаясь к природе, ребенок знакомиться с маленькой родиной, сохраняя потом ностальгию на всю свою жизнь.

Среда, окружающая ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, детский сад, друзья), у него возникает потребность расширить знания о социальной среде. Опираясь на поэтапное формирование представлений, ребенок сам может определить свою сущность (я, моя семья - настоящее время). Опираясь на диалектическое развитие ребенка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных отношений и прошлых. А прошлые отношения - это уже история. Так как мы живем на территории Ростовской области, то прошлые отношения - это история Ростовской области. И ребенок эти отношения воспримет проще через историю Донского края.

Данная программа знакомит детей с историей далекого прошлого нашего края, будет способствовать развитию интереса к  познанию истории своей семьи. Велика наша страна, и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история нашего государства. И чем лучше дети будут знать ее,  тем лучше и быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство.

К семи годам у ребенка формируются предпосылки успешного перехода на следующую степень образования. На основе детской любознательности формируется интерес к познавательной деятельности, умение общаться с взрослыми и сверстниками; развитие произвольности дает возможности преодолевать трудности. Это новообразование представлено в виде возможностей, мера которых определяется социальной ситуацией развития ребенка. Данная проблема, считаем, будет успешно решена на основе познавательных занятий, на которых мы формируем ценностные основы: «Природа - общество – я».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Целью данной программы «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»  является развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви  к своей маленькой родине. Данная цель будет осуществлена через решение следующих задач:

* формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона;

* продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению;

* способствовать обогащению представлений о прошлом маленькой родины;

* поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру  донской природы;

* поддерживать постоянный интерес к миру взрослых;

* способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками;

* создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине;

* способствовать развитию продуктивного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Календарно-тематическое планирование «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»

Дата

Тема.       Целевые ориентиры

сентябрь

1

«Расскажи о своей семье» (Сколько в семье человек? Назови всех. Кто где работает, учиться? И др.) Цель: поддерживать постоянный интерес к миру взрослых; способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками.

2

«Расскажи о своей семье» (Есть ли у тебя друзья? Как проводишь выходные? Рассматривание семейных альбомов) Цель: поддерживать постоянный интерес к миру взрослых; способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками.

3

«Экскурсия по микрорайону» (Кто из нашей группы где живет? А где живут наши воспитатели? Мы идем в гости к ним) Цель: поддерживать постоянный интерес к миру взрослых; способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками.

4

Чаепитие. Цель: способствовать нравственному становлению личности; пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, толерантность.

октябрь

1

«Город, где я живу. Знакомство с картой Ростовской области,  Усть-Донецкого района» Цель: формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать ее историю,  достопримечательности, символику,  умение правильно применять пословицы и поговорки: «Всякому мила своя сторона», «Родина любимая, что мать родимая», «Везде хорошо, а дома лучше».

2

«Город, где я живу. Природа Дона осенью» Цель: поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине.

3

«Город, где я живу. Экскурсия в осенний парк» Цель: поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине.

4

«Население Донского края» Цель: продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине.

ноябрь

1

«Население Донского края»  Цель: продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине.

2

Природа Дона осенью.

Цель: дать детям представления о донской природе осенью; познакомить с приметами, загадками, пословицами по данной теме.

3

«Экскурсия в осенний парк».

Наблюдение за происходящими изменениями в живой и неживой природе с приходом поздней осени; создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине.

4

«Праздник урожая» (классификация, обобщение: овощи, фрукты, грибы, ягоды).  Цель: обобщение и систематизация знаний детей о донском крае через радостное событие в группе.

5

«Растения Дона: культурные и дикие». Цель: познакомить с растениям нашего края. Закрепить признаки культурных и диких растений. Воспитывать любовь и интерес к легендам и природному миру.

декабрь

1

«Зимние забавы на Дону». Цель: познакомить с различными играми зимой.  Воспитывать любовь и интерес к родному краю.

2

«Новый год на Дону» (развлечения). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края.

3

«Новый год на Дону» (Украсим ёлку во дворе, на площадке). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края.

4

«Новый год на Дону» (экскурсия к городской ёлке). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края.

январь

1

«Новый год на Дону» (рождественская неделя). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края.

2

«Новый год на Дону» (крещенские гадания). Цель: закладывать основы праздничной культуры; развивать эмоционально-положительное отношение к праздничной культуре; знакомить с традициями донского края.

3

«Новый год на Дону» (экскурсия к церкви). Цель: изучить месторасположение церкви, знакомство с историей существования церкви; с внутренним и внешним убранством церкви.

февраль

1

«Царство животных Дона» Домашние и дикие животные. Цель: совершенствовать представления о многообразии животного мира донского края; формировать созидательное отношение к окружающему миру.

2

«Царство животных Дона»  Удивительные рассказы о животных. Цель: знакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

3

«Царство животных Дона» Составление альбома «Животные Дона». Цель: развивать творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности    по познанию своего края.

«Царство животных Дона» Коллективная работа: изготовление макета «Казачий двор». Цель: развивать творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности    по познанию своего края.

март

1

«Весна на Дону» Женские образы в искусстве. Цель: формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона.

2

«Весна на Дону» Казачий костюм.

Цель: приобщение детей  к истокам познания своего рода, своего наследия.

3

«Весна на Дону» Видеоэкскурсия в дендрарий. Стихи о деревьях. Цель: совершенствовать представления о многообразии растительного  мира донского края; формировать созидательное отношение к окружающему миру.

4

«Весна на Дону» Удивительное о камне. Создание музея камней. Цель: через знакомство с неживой природой Дона формировать созидательное отношение к окружающему миру, закладывать основы для развития чувства любви к своей маленькой родине.

апрель

1

«Весна на Дону» Рисование с натуры весенней природы. Цель: через знакомство с живой и  неживой природой Дона формировать созидательное отношение к окружающему миру, закладывать основы для развития чувства любви к своей маленькой родине.

2

«Весна на Дону» Птицы донского края.  

Цель: познакомить с многообразием птиц донского края. Формировать понятие «перелетные птицы»

3

«Весна на Дону»  Рисование с натуры весенней природы.

Цель: продолжать знакомство с неживой природой Дона формировать созидательное отношение к окружающему миру, закладывать основы для развития чувства любви к своей маленькой родине.

4

«Весна на Дону» Посадка клумбовых цветов.

Цель: совершенствовать представления о многообразии растительного  мира донского края; формировать созидательное отношение к окружающему миру.

май

1

«Весна на Дону»  Казачий праздник «Гуляние на Дону»

Цель: формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона. Познакомить с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат.

2

Экскурсия в степь. Цель: формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать растительный и животный мир. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

3

Составление гербария растений донского края. Цель: ознакомить с флорой своего района; собрать высушенные растения и сохранить в специальном альбоме.  

4

Спортивные соревнования «Ловкие казачата». Цель: познакомить с культурным наследием донского казачества; совершенствовать физические способности детей; прививать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края.

5

Развлечения «Игры казачат» (вариант – шоу «Донские казачки») Цель: создать хорошее настроение, эмоциональный заряд от участия в развлекательном действии.

Предполагаемый результат.

Происходит приобщение детей к истокам познания своего рода, своего наследия. Через знакомство с живой и неживой природой Дона формируется созидательное отношение к окружающему миру, закладываются основы для развития чувства любви к своей маленькой родине. Происходит дальнейшее познания своего «Я» как части мира взрослого. У детей развивается творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности и утверждается собственное «Я» как часть общества и природы. У ребенка возникает желание передавать собственные мысли, чувства своим сверстникам и взрослым о далёком прошлом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование на тему "неделя родного языка" в старшей группе

Ежедневное планирование в старшей группе за февраль месяц в соответствие с ФГТ...

Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.

Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы....

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края....

Календарно-тематическое планирование по Теме "Мой родной край"

Прделагаю календарно-тематическое планирование по теме Мой родной Крым...

Календарно-тематический план работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста

представлено планирование по воспитанию любви к родному краю с деть старшего дошкольного возраста...

Календарно-тематическое планирование "Мой родной край" средняя группа

Региональный компонент, включенный в образовательную программу детском саду, как вариативная часть, по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социа...

Календарно-тематическое планирование по родному краю

Перспективный планпоознакомлению с историей и культурой родного края Подготовительная группа...