Кейс – технологии в работе с дошкольниками
методическая разработка по теме

«Кейс – технологии в работе с дошкольниками.

Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_v_rabote_s_detmi.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Кейс – технологии в работе с дошкольниками.

Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, её особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность

Презентация

Представляют свои роли, осуществляют презентацию

Рефлексия

Анализируют, делают выводы

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»:

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.

Пример «Настоящие друзья»

Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций

Детям предлагается разбиться на пары: один  ребенок – мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.

Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

В конце дети и педагог  приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета

Технология кейс – стади (ситуация) – это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади

Название

этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему.

Присваивает проблему.

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

Мозговой штурм

Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы.

Находят совместное решение.

Формулируют выводы.

Презентация

Организует презентацию решения кейса.

Помогает сравнить предложенные решения.

Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые коллективом в соответствии с обстановкой общения.

Формирование навыков и умений в освоении форм речевого этикета:

- умение пользоваться формулами речевого этикета;

- соблюдение норм употребления слов, умение говорить так, чтобы обеспечить себе понимание со стороны собеседника;

- правильное употребление слов и этикетных формул в разных ситуациях общения;

- приобретение опыта этикетного поведения;

- потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

- обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

 Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью её соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придаёт ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

- Почему?

- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

- Предложите свой вариант разговора по телефону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе...

Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"

Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми....

Консультация для педагогов «Кейс – технологии в работе с дошкольниками»

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.Важной особенностью данной технологии является:· умение дошкольников принять на себя роль;· ум...

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....