Главные вкладки

    Приемы привлечения внимания детей
    консультация по теме

    Устюгова Оксана Юрьевна

    Уважаемые коллеги! Предгалаю вашему вниманию подбор приемов привлечения детей, которые могут полезны в вашей профессиональной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priemy_privlecheniya_vnimaniya_detey.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Название приема

    Описание приема

    1.

    Голосовая и эмоциональная модуляция.

    Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).

    2.

    Модуляция темпа речи.

    Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

    3.

    Прерывание речи, использование антиципации (догадки).

    Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь.

    4.

    «Провалы памяти».

    Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных (словесно или баллами).

    5.

    Жестикуляция.

    Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны

    6.

    Риторические вопросы.

    Повторение основных моментов рассказа в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.

    7.

    Контрольные вопросы.

    Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных обучающихся.

    8.

    Наводящие вопросы

    В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

    9.

    Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы.

    На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

    10.

    Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.

    Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать  уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее.

    11.

    Тренировка кратковременной слуховой памяти.

    Педагог прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажения: «Как эхо».

    12.

    Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения).

    Главное усилие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул: включить или выключить магнитофон, радиоприемник; включить или выключить свет, проектор; опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п.


    ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ВНИМАНИЯ

    Приемы

    Влияние на процессы внимания

    Переключение

    - замена слуховой информации на зрительную (и наоборот);

    - изменение на короткое время темпа работы.

    Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания.

    Фактор новизны

    - парадоксальный случай, спорное утверждение;

    - необычный предмет в поле зрения («помощник»).

    Интригует;

    концентрирует внимание.

    Использование системы звуковых сигналов.

    Концентрирует внимание.

    Неполное представление содержания.

    Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес).

    Возможность (для обучающегося) личной интерпретации неопределенного содержания.

    Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль.

    Эмоциональная насыщенность материала:

    - придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны;

    - создание зрительных образов (визуальный ряд).

    Формируется произвольное внимание.

    Разнообразие материала и видов деятельности.

    Привлечение внимания; устойчивость внимания.

    Систематизация материала, различного рода схемы.

    Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний

    Установка на внимание перед изучением определенной части материала.

    Активизация внимания, сосредоточенность; учащийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание.

    Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др.

    Активизация, привлечение внимания.

    Практическая ценность и личная (профессиональная) значимость изучаемого материала.

    Активизация внимания и интереса.

    Факторы, способствующие возникновению интереса:

     - оптимальное соотношение известного и неизвестного, много нового – трудно, мало нового – скучно;

    - определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать все» Вольтер);

    - нестандартный вопрос, проблема, загадка;

    - прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное, удивительное, требующее осмысления.

    Интерес – один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

    Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

    " Все профессии нужны, все профессии важны". В презентации используются яркие картинки для привлечения внимания детей.

              Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».Цель: расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде. Воспитывать уважите...

    "Домашние животные". В презентации используются яркие картинки для привлечения внимания детей.

    Цель занятия: Закрепить знания, представления детей о домашних животных.Задачи:Расширить кругозор детей по данной теме;Совершенствовать знания детей в важности домашних животных в жизни человека;Обога...

    Презентация на тему "Фрукты".В презентация используются яркие картинки для привлечения внимания детей.

    Закрепить знания о фруктах, о способах их приготовления;  учить проявлять гостеприимство. Способствовать развитию связной речи....

    Ненасильственные способы привлечения внимания детей

    Статья пригодится начинающим воспитателям, которые хотят стать профессионалами...

    Мастер-класс "Обучение с увлечением – методы и приемы организации внимания детей"

    Данный мастер-класс предназначен для молодых педагогов, его организует и проводит старший воспитатель с целью трансляции опыта организации внимания детей дошкольного возраста....

    Статья "Приемы привлечения внимания детей при организации НОД в детском саду"

    Статья предназначена для воспитателей детских садов. В статье используются рекомендации по использованию приемов для привлечения, активизации и удержания внимания детей на занятии....