методическая разработка
методическая разработка на тему

Опыт работы по гендерному воспитанию

Авторские системные паутинки по модульной системе организации работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад  «Чайка»

Воспитатель первая  квалификационной

 категория: Т.В. Меркушева

2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnaya_pautinka_opyt_raboty.pptx801.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по гендерному воспитанию Авторские системные паутинки по модульной системе организации работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка » Воспитатель первая квалификационной категория: Т.В. Меркушева 2018г .

Слайд 2

применяется в момент, когда ребёнок не может понять ваши разъяснения пример авторитетных для детей взрослых: родителей, воспитателей, героев книг, фильмов «Поступать нужно именно так», «Все так делают» рассказ должен быть краток, эмоционален, доступен, соответствовать переживаниям детей Методы и приемы гендерного воспитания (Розовой Л.Б .) по инициативе детей или взрослых Методы формирования сознания личности беседа рассказ воспитателя разъяснение приём отвлечения внимания пример

Слайд 3

ситуация не должна быть надуманной, тогда у детей в таких ситуациях проявляются маскулинный / феминный характер поведения с помощью поручений детей приучают к положительным поступкам детям предъявляется «нравственный образец», пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению эффективен при формировании культурно-гигиенических навыков, культуры взаимоотношений между полами требования - совет, требования в игровом оформлении, требования - просьба активное привлечение детей к деятельности в быту, общении, игре, обучении для освоения опыта гендерного поведения положительных образцов гендерного поведения Методы формирования поведения: приём моделирования упражнение требование поручение приучение воспитывающие ситуации ситуации «непринуждённой принудительности »

Слайд 4

требует педагогического такта, применяется в комплексе с другими методами в соревновании дети быстро осваивают опыт гендерного поведения, для дошкольников следует соревнования смягчать игрой должна быть положительная оценка действий с учётом пола ребёнка Методы стимулирования: поощрение соревнование наказание

Слайд 5

игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги символические игры, моделирование жизненно значимых ситуаций, схемы, эксперименты имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги: взрослые - дети, мальчик - девочка, девочка - девочка и др., диалог с самим собой этические беседы, специально-организованные проблемные ситуации, прогнозирование ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры познавательно-развивающие диалогово-рефлексивные театрально-игровые состязательные Методы гендерного воспитания (Н.Е.Татаринцевой ) сюжетно-образные

Слайд 6

этические беседы - Одна из форм организации воспитательного процесса с учётом методов гендерного подхода В процессе беседы используются следующие методы: Метод сравнения , суть которого заключается в сравнении поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации с аналогичными ситуациями, в которые попадают герои литературных произведений (девочек и мальчиков: дети анализируют, какие действия, неверно совершенные, привели их к этой ситуации, какие действия они выбрали, чтобы разрешить ее и выйти из нее). Метод проблемных ситуаций - описание педагогом тех проблемных ситуаций, в которые ежедневно попадают мальчики и девочки. Метод прогнозирования ситуаций: предлагаются ситуации, в которых дети должны спрогнозировать свои действия, позволяющие им не «войти» в ситуацию и принять правильное решение. Метод моделирования жизненно значимой ситуации : каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенок должен выбрать и руководствоваться ими, находясь в среде сверстников. Темами таких этических бесед, например, могут быть: «Мальчики - будущие мужчины»; «Мальчики - будущие рыцари»; «Мальчики - будущие отцы»; «Мальчики - защитники слабых»(девочек, женщин, стариков ) «Девочки - будущие женщины»; «Девочки - будущие хозяюшки»; «Девочки - будущие мамы»; «Девочки - маленькие принцессы»

Слайд 7

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ гендерного воспитания (Н.Е.Татаринцевой) интеллектуально-познавательная рефлексивная экспериментальная проблемно-поисковая игровая

Слайд 8

Средства гендерного воспитания произведениям устного народного творчества Сказки колыбельные песни пословицы поговоркам закличкам пестушкам авторским произведениям: В.А. Осеевой «Волшебное слово» чтение детской художественной литературы модели мальчика и девочки, мужчины и женщины - для сравнения внутренних и внешних органов

Слайд 9

книжки - малышки «Зачем нужен папа», «Как вести себя с незнакомыми людьми» иллюстрации «Развитие растений», «Профессии» книжки - раскладушки «Моя родословная», «Герб моей семьи» дидактические игры словесные настольно - печатные «Найди пару», «Чей детеныш», «Собери портрет мужчины»; народные игры

Слайд 10

совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Отличительной особенностью детского труда является его близость к игре. В этом случае очень важно, чтобы трудовая деятельность была под чутким руководством взрослого. Так же в трудовой деятельности детей для них очень важна оценка взрослого конечного результата. В педагогическом процессе существует несколько видов труда детей: самообслуживание - это труд ребёнка, направленного на обслуживание самого себя; хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность детей, в которой они подражают взрослым; труд в природе - это уход за растениями и животными, выращивание овощей на грядках, участие в чистке аквариума и т.д. ручной и художественный труд - это изготовление поделок из природного материала различного вида (этот вид труда способствует развитию фантазии у детей, а так же творческих способностей). Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка .

Слайд 11

Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу « взаимодополнения » при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д. При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами и т.д. Большое значение в поддержании интереса детей к этой деятельности имеет поощрение педагога: « Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь всё делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д. При обучении детей обоего пола «мужским» и «женским» умениям необходимо создать в детском саду определённые условия - отдельную комнату для труда девочек и мальчиков, или если нет такой возможности, то отдельный уголок с соответствующими орудиями труда для мальчиков и девочек. При осуществлении дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола навыков ручного труда важно развивать у дошкольников уверенность в своих силах и гордость за то, что они являются носителями типичных для своего пола умений.

Слайд 12

Гендерное воспитание дошкольников через Игровую деятельность Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развиваются все стороны личности доступным ей образом, ребенок буквально впитывает в себя гендерные стереотипы как мышления, так и поведения. Различие в поведении, играх, деятельности, интересах мальчиков и девочек наблюдаются уже с младенчества. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам, тогда как девочки склонны к попечительной работе - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д. Склонность к попечительской работе, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, характере игр. Если девочки склонны к попечительству, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к конструктивной деятельной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушек, чем их назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная и разломанная техника в «хозяйстве» мальчика. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, вокзалы, а зал, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Слайд 13

Многие известные психологи и педагоги признают исключительное значение ролевой игры в воспитании ребенка и особенно ее воздействия на эмоциональную сферу, его чувства. Мальчик-«воин», сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка - «мама» испытывает нежность к своему «ребенку», кукле, тревогу за него, когда он болеет. Одна из функций ролевой игры в процессе гендерного развития ребенка связана с удовлетворением его желания «практиковать», пусть и в воображаемом плане, но он создает поведенческую модель, соответствующую его полу. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются, и особенно своими сюжетами. У мальчиков, как уже говорилось, эти игры героической тематики: «военные», в «спасателей», «пожарных», вертолетчиков» и т.п. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «Дочки-матери», «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская». При руководстве военными играми, дошкольникам необходимо разъяснять их функции делать акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают свою Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей. При организации совместных игр мальчиков и девочек важно создать игровую ситуацию, требующую эмоциональное сотрудничество детей разного пола .

Слайд 14

Гендерное воспитание дошкольников через Детскую художественную литературу Детская художественная литература является одним из главных средств гендерного воспитания дошкольников. Как известно, художественный образ воздействует на маленького ребёнка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А.В. Запорожец писал о том, что дошкольник, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится на позицию героя, мысленно ему содействует, радуется ему успехам и огорчается из-за его неудач. При отборе художественных произведений для использования в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода воспитатели должны учитывать следующие требования: доступность произведения возрасту, эмоциональная привлекательность произведения, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру. При удовлетворении всех этих требований восприятие художественного произведения создаёт благоприятный настрой у детей. А это очень важно, так как формирование у дошкольников соответствующих представлений о качествах мужественности и женственности включает также и процесс переживания содержания этих представлений и чувства личной сопричастности. Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в различных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков литературных героев на эмоциональное отношение к ним дошкольников имеет большое воспитательное значение.

Слайд 15

пространственно-предметная развивающая среда Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это пространственно-предметная развивающая среда. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связана с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков по­добрать различные конструкторы, технические игрушки, подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Служба 911», «Богатыри». Для девочек нужно оборудовать кукольный уголок, расположить предметы домашнего обихода, кукол, наряды (юбки, косынки, фартуки, шляпки). Можно поместить больших мягких кукол мальчика и девочку, сшитых руками мам. Изготовляются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье». В книжном уголке предлагается сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе». Пространственно-предметная развивающая среда создает ребенку условия для гендерного поведения, выражения им мужского или женского образа. При построении пространственно-предметной развивающей среды учитывается: принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной

Слайд 16

комфортности и эмоционального благополучия; принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку определить свое отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению; гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка. Элементами пространственно-предметной среды выступают: мини-среды мужского и женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, гараж с машинами, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и др.); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами для выполнения различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и др.); схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин; утолок красоты, где ребенок может самостоятельно, без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде. Мини-среда светского этикета - «театр», «званый обед», «концерт», «незнакомые люди», «прием гостей» и т.п., где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., дает возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета и т.п.

Слайд 17

Создание предметно – развивающей среды с учетом интересов, потребностей детей – необходимое условие гендерного воспитания дошкольников. Мы основываясь на своем практическом опыте, предлагают создать для девочек уголок кулинарии, рукоделия ( уголок «маленьких хозяюшек»), зону для сюжетно- ролевых игр («Дочки- матери», «Магазин», «Поликлиника», «Школа»), для мальчиков- уголок ручного труда, настольных игр , спортивных игр, строительный материал для постройки парохода, ракеты, машины.

Слайд 18

Взаимодействие ДОУ с семьей по гендерному воспитанию дошкольников Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители - ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и детей ( Л.В.Загик , Т.А.Маркова, В.А.Петровский). В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем ( А.Г.Харчев ). Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживание, сочувствие, сорадости , соогорчения ), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В.Запорожец, М.И.Лисина ). Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы: формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье; введение ребенка в азы семейной экономики; осуществление педагогически грамотного гендерного воспитания детей.

Слайд 19

Семья - «первый во временном аспекте и наиболее близкий к ребенку воспитатель». Поэтому вклад родителей в гендерное воспитание детей существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку. Наиболее успешно происходит становление личности детей, их мужских и женских черт в полной, гармоничной семье, где царят взаимное уважение, взаимопонимание, взаимопомощь. Осложнения в формировании мужественности и женственности может быть в неполных семьях. Когда мальчики воспитываются без отца, они могут усвоить женский тип поведения или, наоборот, у них может сформироваться грубое, жесткое, агрессивное поведение. Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной лишь, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Педагогам дошкольного учреждения необходимо это учитывать самим и пристальное вынимание уделять работе с родителями. По некоторым вопросам необходимо достичь понимания: например, нельзя требовать от девочки ласки, внимания к членам семьи, если мать груба, постоянно кричит на мужа. Так и сын, отец, которого устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии.

Слайд 20

Поэтому важно заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, знакомить с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформлять информацию в «Уголке для родителей», организовывать выставки детских работ. Для наибольшей эффективности этой работы педагог должен решать следующие задачи взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: 1.Установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения. 2.Ознакомление родителей с вопросами воспитания детей с учётом их пола. 3.Повышение уровня педагогической культуры родителей. 4.Помощь родителям в воспитании детей с учётом их пола. 5.Обмен опытом между родителями. Рассчитывать на успех можно в том случае, когда составным элементом организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является тесное сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Взаимная поддержка придаёт обеим сторонам уверенность, а возможность обсудить личные вопросы с воспитателем вселяет в родителей смелость и оптимизм.

Слайд 21

создание библиотечки для родителей по гендерного воспитания дошкольников; беседы «За круглым столом», дискуссии подбор художественной литературы по гендерному воспитанию Формы работы с семьей: консультации (индивидуальные, групповые) родительские собрания оформление родительского уголка приглашение специалистов (психолога, педиатра, детского гинеколога)

Слайд 22

Содержание модуля: « Мир мальчиков и девочек» Содержание модуля: «Мужчины и женщины» Содержание модуля: «Маленькие принцессы и их рыцари» Содержание модуля: «Моя семья»

Слайд 23

внутренний мир внешние проявления внешний мир Волосы Волосы Волосы деятельность поведение имена Мир мальчиков и девочек внешний облик одежда физические качества интересы характер Системная паутинка к модулю «Маленькие принцессы и их рыцари» игры способности

Слайд 24

Маленькие принцессы и их рыцари Ознакомление с лучшими чертами поведения мужчин и женщин Поведение мальчиков и девочек в обществе и дома Ориентация на культурные эталоны мужского и женского поведения Правила этикета Дифференцированного поведения в труде и играх Системная паутинка к модулю «Маленькие принцессы и их рыцари»

Слайд 25

внутренний мир внешние проявления внешний мир Волосы Волосы Волосы деятельность поведение Мужчины и женщины внешний облик физические качества интересы характер Системная паутинка к модулю « Мужчины и женщины» профессии способности

Слайд 26

Моя семья Члены семьи и родственники (ближние и дальние) Быт семьи Отношения между членами семьи, чувства Традиции и обычаи семьи Отец, мать- их роль в семье Понятие семья, что значит она для человека Системная паутинка к модулю « Моя семья»

Слайд 27

Содержание модуля: « Мир мальчиков и девочек» У мальчиков и девочек много общего: они любят играть, петь, танцевать, ухаживать за животными; все дети любят свой дом, родителей. Мальчики и девочки похожи внешне: у каждого есть ноги, руки, туловище, голова. На голове расположены уши, нос, рот, язык, при помощи которых ребенок познает мир. И мальчики, и девочки испытывают различные чувства: грустят, радуются, плачут, скучают, волнуются, боятся, но проявляют их по-разному. Девочки нежнее мальчиков, поэтому их чувства проявляются ярче: они тяжело переживают обиды, огорчения, боль. Мальчики - сильные, как настоящие мужчины. Они стараются сдерживать свои чувства: не показывают страрах , не капризничают, редко плачут. О чувствах другого человека можно узнать по выражению лица, голосу, движениям. Если у человека лицо грустное, голос тихий, плечи и голова опущены - ему плохо и нужно постараться ему помочь: спросить о том, что случилось, что могло бы его порадовать, утешить, обнять, погладить, сказать добрые слова, проявить милосердие. Слово «милосердие» состоит из двух слов: «милое» и «сердце». Милосердный человек всегда замечает боль другого, спешит ему на помощь. Милосердием всегда отличаются девочки, настоящие женщины.

Слайд 28

И мальчики, и девочки проявляют заботу друг о друге, о животных, малышах, родителях. Заботливый мальчик поможет нести тяжелые сумки девочке, женщине любого возраста, переведет через дорогу, починит игрушку, уступит место. Заботливая девочка успокоит малыша, поможет мальчику привести себя в порядок, радостно встретит гостей. Для того чтобы проявлять заботу, нужно многое уметь: мальчикам - замечать и ремонтировать сломанные вещи, игрушки; заниматься спортом, чтобы быть сильным и выносливым; читать книжки о богатырях и храбрых мужчинах, чтобы ничего не бояться; девочкам - видеть состояние других людей, приласкать их, утешить; красиво накрывать на стол, чтобы принимать гостей; пришивать пуговицы, вышивать красивые узоры, чтобы радовать окружающих своим рукоделием. Все, что делают дети по отношению к другим, называется поступком. Девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляется доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие. Мальчиков -за мужские, в которых люди видят смелость, честность, силу, благородство. Слово «благородство» состоит из двух слов: «благо» и «род». Благо обозначает добро, род - объединение родственников. Все хорошие поступки, которые совершают девочки и мальчики, служат благу рода, его чести. Быть благородным - значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья.

Слайд 29

У девочек и мальчиков бывают разные интересы: мальчики больше любят шумные игры, конструкторы, играют в пограничников, пожарных, Самая нарядная одежда меняет свой вид, если человек не может красиво двигаться, не следит за своей осанкой. Но не все люди выглядят привлекательно. Некоторые из них болеют и не могут красиво двигаться. Есть люди, которые ничего не видят, слепые люди. Они ходят, ощупывая дорогу палочкой, с вытянутыми вперед руками. Кто-то с детства не может ходить или пострадал в аварии и ездит на инвалидной коляске. К таким людям нужно быть особенно внимательными. Не разглядывать их пристально - это может быть им неприятно, помочь поднять оброненную вещь, перевести через дорогу . Красота мужчин и женщин проявляется не только в том, как они выглядят, но и в том, как они себя ведут; в их достойных поступках. Достойный мужчина не кричит, не злится на других людей, не затевает драку, не обижает слабых. Он всегда поможет женщине нести тяжелые вещи, уступит ей место, предложит пройти первой. Достойный мужчина сможет защитить слабого, помочь старым людям, взять на себя ответственность, быть решительным, честным и смелым. Женское достоинство проявляется в другом: в ее заботе, нежности, доброжелательности. Недостойно женщины быть неаккуратной, непричесанной, неряшливой, грубой, злой, завистливой. Достойная женщина всегда приветлива, проявляет заботу; с ней бывает тепло, спокойно и уютно; она может успокоить, утешить, приласкать, вкусно накормить, навести чистоту и порядок.

Слайд 30

О красивых мужчинах и женщинах (не только внешне, но и внутренне) написано много сказок, стихов, рассказов, снято много фильмов. На них хочется быть похожими и вести себя так же, как они. Много достойных мужчин и женщин окружает нас в жизни (родственники, соседи, знакомые, работники детского сада). Им приятно, что они доставляют удовольствие другим людям, нравится, когда их родные, близкие, знакомые замечают их доброе отношение к ним. Любой человек получает удовольствие, если другие заметят и скажут, как. он хорошо выглядит, какой он сильный, добрый, смелый, трудолюбивый. Очень важно уметь замечать хорошее, достойное в людях, уметь этим искренне восхищаться. Все мужчины и женщины работают, имеют разные профессии. Среди них есть такие, которыми владеют и мужчины, и женщины: учитель, врач, строитель, продавец, актер, официант. Однако той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины; они работают военными, пожарными, сталеварами, моряками, спасателями. А той работой, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота, чаще занимаются женщины, они работают ткачихами, доярками., медсестрами, нянями, воспитательницами.

Слайд 31

Содержание модуля: «Мужчины и женщины» Взрослые люди (мужчины и женщины) занимаются разными делами: они работают, учатся, отдыхают, ходят в гости, путешествуют, воспитывают детей. Чтобы быть здоровыми, жить долго, приносить пользу другим, доставлять радость окружающим, мужчины и женщины постоянно следят за собой, приводят в порядок свои вещи, занимаются спортом. Спорт мужчин и женщин во многом похож. Занимаются спортом для того, чтобы утвердить себя в своих достижениях, чтобы прославить своими успехами родной город, страну, чтобы быть крепкими и здоровыми. Есть виды спорта, которыми занимаются и мужчины, и женщины (легкая атлетика, плавание). Теми видами спорта, которые требуют силы, решительности чаще занимаются мужчины (борьба, культуризм). Те виды спорта, которые связаны с проявлением гибкости, легкости, грациозности, больше привлекают женщин (художественная гимнастика, фигурное катание). Достижения мужчин и женщин в спорте высоко ценятся всеми людьми. Для того чтобы обеспечивать себя и других всем необходимым, взрослые люди работают. В трудовой деятельности мужчины и женщины не могут обходиться друг без друга. Мужчины выполняют ту работу, которая требует силы, выдержки, решительности. Они чаще работают руководителями, потому что эта работа требует высокой ответственности, твердости характера. Женские профессии чаще встречаются там, где нужна забота, аккуратность, доброта, кропотливость.

Слайд 32

Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают то, что необходимо людям для удобства, здоровья, правильного питания, счастливой жизни. В труде проявляется красота человека-творца. Все, что сделано руками людей с любовью, вызывает восхищение, требует бережного отношения. Мужчины и женщины не только вместе работают, но и вместе отдыхают. У них могут быть разные увлечения и интересы, но это не мешает им понимать друг друга. Женщины любят общаться, ходить в гости, беседовать, читать, разводить цветы, шить и окупать одежду, косметику. Для женщины очень важно быть красивой, нарядно одетой. Для того чтобы хорошо выглядеть, женщина пользуется помадой, пудрой, тушью для ресниц, духами; носит разные украше-ния . Мужчин больше привлекают другие занятия: они любят смотреть по телевизору спортивные игры, охоться, заниматься спортом. Интересы и увлечения мужчин и женщин бывают разными. Иногда мужчинам нравится вышивать, а женщинам - рыбачить. Интересы друг друга нужно уважать и относиться к ним с пониманием. По-разному мужчины и женщины проявляют свои чувства. Мужчины более сдержанны, они редко плачут, ссорятся. Женщины гораздо ярче переживают испуг, обиду, отчаяние; они чаще смеются, радуются. Но бывает и так, что мужчины очень огорчаются из-за событий, которые их взволновали; женщины могут вести себя по-мужски в сложных жизненных ситуациях.

Слайд 33

Есть качества, которыми отличаются мужчины (воля, твердость, благородство, решительность, смелость, ответственность) и женщины (доброта, терпение, трудолюбие, аккуратность, нежность, покладистость, верность). Но каждый человек может проявлять их в зависимости от своего характера, от того, что происходит с ним в жизни. Мужчины и женщины проявляют заботу и внимание по отношению друг к другу: дарят цветы, делают подарки, готовят приятные сюрпризы. Особенно важно делать это тогда, когда люди любят друг друга. Из-за любви люди совершают подвиги, верно ждут своих возлюбленных долгие годы. Об этом поэты и писатели сочинили много стихов и сказок, музыканты сложили песни. Чувство любви между мужчиной и женщиной одно из самых высоких чувств человека. Влюбленные люди делают все для того, чтобы им было хорошо вместе, никогда не расстраивают и не огорчают друг друга. Многие мужчины и женщины проносят свою любовь через всю жизнь, она согревает людей, живущих с ними рядом.

Слайд 34

Содержание модуля: «Маленькие принцессы и их рыцари» При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками- как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности. Вырабатываются: доброжелательное отношение друг к другу; желание быть опрятным, способность видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде; стремление оказать помощь друг другу в игре, совместной деятельности; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола. Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально- положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В содержание раздела разные виды деятельности взаимосвязаны. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные любимые игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.

Слайд 35

Мальчикам и девочкам нравится, когда о них заботятся, говорят ласковые слова, не обижают, называют по имени, не отбирают игрушки, когда они приятны другим людям. У мальчиков и девочек бывает разное настроение. Его можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты – хорошее. важны тогда, когда они нравятся друг другу. Чтобы привлечь внимание девочки, которая вызывает симпатию, мальчику нужно проявлять себя достойно, по-мужски, стараться сделать ей приятное: поделиться игрушками, сладостями, рассказать интересную историю, поздравить в день рождения, подарить цветы, с разрешения родителей пригласить в гости. Если девочка хочет понравиться мальчику, она может привлечь его внимание заботой, добротой, аккуратностью, тем, как она следит за собой, своим внешним видом. Дружба между мальчиками и девочками может перерасти в любовь, большое и светлое чувство, которое делает людей счастливыми. Любимого человека нельзя огорчать, смеяться над его чувствами, нужно относиться к нему с пониманием и заботой. Влюбленных людей почитают во всем мире. Люди всех возрастов в разных странах отмечают замечательный праздник - День святого Валентина. В этот день принято дарить « валентинки » тому человеку, который очень нравится.

Слайд 36

Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства. Настоящие мужчины - честные, сильные, смелые. Чтобы стать таким, нужно заботливо относиться к друзьям, девочкам (уступать им место, защищать, утешать их, если они расстроены), беречь и уважать старших. Настоящие мужчины многое умеют делать: забивать гвозди, ремонтировать игрушки, переносить тяжести. Каким станет мальчик, когда вырастет, видно в детстве. Если он знает вежливые слова, не кричит, не дерется, он будет культурным. Если не обманывает, не нарушает правил в игре - честным. Если не разбрасывает одежду, умывается, причесывается, чистит обувь – аккуратным. Если не боится защищать слабых (малышей, животных, девочек) - смелым. Если любит гимнастику - сильным. Если любит слушать интересные книжки - умным. Настоящие женщины добрые, заботливые, внимательные, ласковые. Чтобы стать такой, нужно научиться замечать тех, кому плохо, утешать их, ласкать. Настоящие женщины не кричат, не ругаются, не дерутся. Чтобы стать такой, девочке нужно быть аккуратной и красивой: следить за одеждой, обувью, быть чистой, причесанной. У настоящей женщины все в доме красиво. Поэтому девочке нужно уметь наводить порядок, украшать свою комнату цветами, картинами. Чтобы стать настоящей женщиной, девочке нужно знать добрые, ласковые слова, колыбельные песенки, обращаться с родными и друзьями бережно и заботливо, стараться не огорчать их.

Слайд 37

Содержание модуля: «Моя семья» Цикл занятий данного раздела позволяет: Дать представление о понятии «семья», что такое дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей; Члены семьи; Деятельность каждого члена семьи. У каждого человека есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат -мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. Женщины и девочки дома готовят еду, стирают, наводят порядок. Мальчики и мужчины выполняют работу, требующую больших физических усилий: носят тяжелые сумки, выбивают ковры, выносят мусор. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы у всех было хорошее настроение, нужно стараться никого не огорчать: не шуметь, особенно когда кто-нибудь отдыхает, не брать без разрешения чужие вещи. Семья живет в доме или в квартире, где есть разные комнаты. В семье живут люди разного возраста и пола: мальчики и девочки (братья и сестры) - дети; папы, мамы, тети, дяди -взрослые мужчины и женщины; бабушки, дедушки - пожилые люди. Каждый занимается своим делом: дети ходят в детский сад или учатся в школе; взрослые работают, пожилые люди занимаются домашними делами.

Слайд 38

В семье все заботятся друг о друге. Каждый выполняет свои обязанности: женщины и девочки следят за порядком, чистотой и красотой в доме, убирают, стирают, готовят; мальчики и мужчины выполняют ту работу, с которой женщинам справиться трудно: ремонтируют квартиру, передвигают мебель, строят дом. Чтобы маме и папе хватало времени на отдых, дети помогают мыть посуду, выносить мусор и т.д. Если все в доме делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять с ними, посмотреть телевизор. У каждого в семье есть любимый уголок, игрушки, предметы. Девочки любят играть с куклами, строить для них дома, украшать комнаты. Мальчики чаще играют с машинками, в конструкторы. Мамы и бабушки любят шить, вязать, для этого у них есть швейные и вязальные машинки, нитки, иголки и т.п. Папы и дедушки могут ремонтировать мебель, телевизор, для этого у них есть плоскогубцы, молоток, отвертки... Всем нравится, когда их вещи лежат на своем месте и их в любое время можно найти. Ничего нельзя брать без разрешения, чтобы не огорчать и не обижать друг друга. Чтобы всем дома было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, здороваются при встрече, просят прощения за доставленные неудобства, благодарят за заботу. Больше внимания в семье уделяют детям (многое они еще не умеют делать сами) и пожилым людям (многие дела для них уже непосильны).

Слайд 39

Дом, семья - это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. Мальчик в семье - сын, внук, брат, племянник; девочка - дочь, внучка, сестра, племянница; женщина - мать, дочь (по отношению к своим родителям), невестка (по отношению к родителям мужа), сестра, тетя (по отношению к племянникам); мужчина - отец, сын (по отношению к своим родителям), брат, дядя (по отношению к племянникам); пожилая женщина - мать (по отношению к своим детям), бабушка (по отношению к внукам), теща (по отношению к зятю), свекровь (по отношению к невестке), сестра; пожилой мужчина - отец (по отношению к своим детям), дедушка (по отношению к внукам), тесть (по отношению к зятю), свекор (по отношению к невестке), брат. Мужчина в семье - защита, опора всех родственников. Для того чтобы быть достойным почетной роли главы семейства, нужно с детства приучать себя к благородным поступкам: уметь защищать слабого, не жаловаться, быть честным, уметь отвечать за свои поступки, за благополучие тех, кто относится к тебе с доверием (младшие сестры и братья, бабушки и дедушки, домашние животные), уметь пересилить лень, побороть страх. В семье высоко ценятся женские достоинства: покладистость, мягкость, доброта, нежность, трудолюбие, забота, гостеприимство. Чтобы быть достойной женщиной в семье, девочке с детства нужно много­му научиться: быть внимательной к людям, замечать их настроение.

Слайд 40

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...