Главные вкладки

    Статья" Влияние театрализованной деятельности на детей дошкольного возраста"
    статья (старшая группа) на тему

    Мочалова Надежда Ивановна

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx27.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: «Влияние театрализованной деятельности на детей

     дошкольного возраста».

    Из опыта работы.

    Автор: Мочалова Н.И. воспитатель

          Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Синтетическое по своей природе, оно объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерство режиссёров и актёров, направляя весь этот сплав на ребёнка–зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид деятельности открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры-основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра. Эта близость «кукольного» театра к детской игре и лежит в основе одной из теорий их возникновения.

         Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов, «ожившими» куклами, камерностью и непродолжительностью действия.

         В младшей группе на занятиях используется настольный театр игрушек, картинок, театр на фланелеграфе, пальчиковая гимнастика с потешками и стихами. В средней группе знакомлю воспитанников с теневым и кукольным театром. В старшей и подготовительной группах изучаем драматургию спектаклей и актёрское мастерство.

         Основное направление деятельности: развитие речи детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.

         Перед воспитателем стоят задачи:

    - обогащать и активировать словарь детей;

    - воспитывать правильное звукопроизношение;

    - учить детей диалогу и общению;

    - стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация);

    - развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

         С младшей группы темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребёнка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Миша собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Весёлый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.

        По мере взросления детей «вырастают» и темы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дружба», «Экология», «Героизм». Сказки приходят к детям с театром Петрушки, кукол Бибабо, настольным и напольным театром в исполнении воспитателя и воспитанников, а также импровизация и помощь самих детей с музыкальным сопровождением. У ребят появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать разнообразные движения в такт музыки, танцевать.

         Чтобы обучение шло успешно, необходимо предусматривать следующие моменты:

    - положительное отношение ребёнка к усвоению программного материала на занятиях;

    - непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;

    -активность детей на занятиях, которая повышается и становиться целеустремлённой и избирательной;

    - эмоциональность общения воспитателя с ребёнком, рост понимания речи и активное использование воспитанником собственной речи.

         Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. Сначала исполнитель всех ролей-я сама. Мой голос спокойный и доверительный, радостный или грустный, строгий или мягкий, громкий или тихий уводит детей в сказку. Характер выражаю голосом, походкой, движением.

         Использую следующие игровые приемы:

    - использование элементов подвижных игр, сюрпризных моментов и ожидания («вдруг появляется кто-то, прислушались… и услышали…»);

    - имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колёса, лягушку-маму и лягушку-ребёнка и др.);

    - чтение художественных произведений с звукоподражанием (весёлые песенки, потешки, загадки);

    - использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра. Атрибуты и др.)

         Если на первых занятиях дети только слушают и выполняют действия, задания, то в дальнейшем они превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы. Их речь заметно активизируется. Дети активно вступают в речевое взаимодействие не только с воспитателем, но и со сверстниками.

         Одной из важнейших особенностей занятий театрализованной деятельностью является «включение в работу» всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Ребята принимают занятия с удовольствием. Активно участвуют в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приёмов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи-ищем мёд!» или «Мы трудолюбивые муравьишки-убираем на полку книжки, а за ними игрушки…». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных детей нет-все любят изображать и играть.

        Принесённые в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказкам делают игру эмоциональней и искренней. А если эти атрибуты сделаны своими руками в детском саду или дома вместе с родителями, то это интереснее вдвойне. Да и прослужат эти маски и костюмы дольше, ведь они сделаны своими руками.

         На занятиях с детьми я использую не только речевые, пальчиковую гимнастику, но и ритмопластику. Танцевальные миниатюры используемые в спектаклях, в театрализованных играх как украшают само занятие, так и помогают детям и в творческом «раскрытии», и в развитии фантазии, и также это польза для здоровья.

         Уметь играть самому и научить других играть-это актуально, интересно, трудно. Но это лучший из способов узнать и прожить жизнь играючи. Жизнь-это не гонка, а игра и пусть она будет украшена стихами, песнями, танцами и сказками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

    Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственно...

    Театрализованная деятельность у детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;игры – драматизации;игры – представления (спектакли).Драматизац...

    Консультация для родителей "О пользе театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста".

    Консультация для родителей о роли театрализованной деятельности и театрального искусства в формировании личности ребенка....

    Авторская программа по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) «Мы – артисты!»

    Данная программа «Мы – артисты!»  по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет основана на программах: М.Д. Маханевой и ИващенкоЛ.П. «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраст...

    Программа кружковой работы «Театральная лесенка» по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность...