План Профессионального саморазвития на 2017-2020 учебный год
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шандина Надежда Владимировна

План

Профессионального саморазвития

на 2017-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

План

Профессионального саморазвития

на 2017-2020 учебный год

Разработал: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16»

Шандина Н.В.

г.Богородск, 2017 год.

Ф. И. О. Шандина Надежда Владимировна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: I

Стаж педагогической работы: 20 лет

План самообразования составлен  на 3 года (2017-2020)

Возраст детей: от 1.5 до 3 лет

Тема: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не усваивают программу.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.

Тема по саморазвитию на 2017 – 2018 учебный год:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через

дидактические игры».

Цель: Совершенствование профессионального мастерства. Обеспечение освоение детьми образовательных технологий. Закрепление раннее полученных знаний и умений.

Задачи:

  1. Изучение учебной и научно-методической литературы.
  2. Определение содержание работы с детьми с использованием инновационных форм организации работы.
  3. Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
  4. Внедрение наиболее эффективных форм работы с детьми по изучаемой проблеме.
  5. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
  6. Обобщение и систематизация работы по распространению своего опыта.


2017-2018 учебный год

Сроки

Изученный материал

Форма

Практические выходы

Сентябрь

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

 Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

Ткаченко М.А. развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

Изучение собственных возможностей и потребностей

Чтение научно популярной и методической литературы

Анкетирование, самоанализ

Отбор необходимой литературы

Октябрь

Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: КАРО :2008

   Изучение программно -методического обеспечения, психолого- педагогических исследований по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через художественную литературу.
 
Изучение инновационных форм работы с родителями                                                                              

Консультация для воспитателей «Формирование развития мелкой моторики у детей раннего возраста  через художественную литературу»

                                                Консультации для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»
«Играем пальчиками, развиваем речь»

Ноябрь

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Изучение методической литературы и периодической печати

Папка-передвижка «Прищепки и шнуровки»

Декабрь

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Изучение инновационных форм работы с детьми

Картотека игр с массажными мячиками;

Д/И «Веселые упражнения с карандашами», Д\И «Массажный мячик» и др.

Январь

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Изучение методической литературы и периодической печати

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Настольная игра «Мозаика».

Февраль

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Интернет – ресурсы.
Международный образовательный портал МААМ. RU – 
http://www.maam.ru
Социальная сеть 
работников образования «Наша сеть» - http:// nsportal.ru

Обобщение опыта на уровне ДОУ

Изучение новых форм работы с родителями

Методические рекомендации  для педагогов. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»

Анкета «Играете ли вы с детьми дома пальчиковыми играми»

Папа-передвижка «Играем пальчиками»

Март

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги.

Обобщение опыта работы на уровне ДОУ

Апробация форм работы с родителями

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста», «Пальчиковые шаги»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников

развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Апрель

Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику

Обобщение педагогического опыта на уровне ДОУ

Апробация форм работы с родителями

Апробация форм работы с детьми

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр  и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

Практикум для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»;

Сказка «Ёжик» (упражнение с шариком массажёром)

Д/И «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь

Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка»

Май

Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.

Подведение итогов проделанной работы

Создание методической разработки на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

Тема по саморазвитию на 2018 – 2019 учебный год:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через

пальчиковые игры».

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

- Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

- Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

2018-2019 год

Сроки

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

- Изучение методической литературы по теме

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через пальчиковые игры »

1. Анищенко Е. С. "Пальчиковая гимнастика для развития речи",

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. В течение года

-Анкетирование, самоанализ

                                       

- Отбор необходимой литературы

Октябрь

 - Разработка программно-методического обеспечения пед процесса.

- Участие в методической работе ДОУ

-  Ознакомление с опытом работы в социальной сети работников образования(nsportal.ru)

- Картотека пальчиковых игр для детей раннего дошкольного возраста.

- Пальчиковая игра «Теремок»

Ноябрь

- Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

ФГОС дошкольного образования от 17.10. 2013г. №1155.

Программа «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

- Апробация форм работы с родителями по развитию речи

- Повышение педагогической компетенции.

- Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития речи

- Создание предметно-развивающей среды в группе

- Консультация для родителей

« Игры на развитие мелкой моторики рук »

Декабрь

- Изучение методической литературы по теме «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста»

1. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.

2. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

- Изготовление дидактических игр «Кто что ест», «Сухой бассейн»

- Оформление картотеки пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

Январь

- Апробация форм работы с родителями по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры

Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развитию мелкой моторики через пальчиковые игры.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Оформление картотеки дидактических игр.  

Февраль

- Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса.

- Апробация форм работы с родителями по развитию речи

- Подбор упражнений для пальчиковых игр.

- Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития речи.

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Пополнение картотеки дидактических игр.

Март

Подбор литературы для родителей.

1. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.

2. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Апрель

Участие в методической работе ДОУ

Повышение профессионального уровня.

Семинар-практикум для педагогов по развитию мелкой моторики через пальчиковые игрыдетей раннего возраста.

Май

Обобщение опыта

Публикация на сайте

Совместное с родителями развлечение «В гостях у сказки»

Тема по саморазвитию на 2019 – 2020 учебный год:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через

нетрадиционные техники рисования».

Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала

Задачи: Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Формирование трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.

Сроки

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

сентябрь

Изучение ФГОС Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Повышение профессионального уровня.

Д/и «На что похожи наши ладошки?», «Собери букет», «Разноцветные шары»

октябрь

Поиск необходимой литературы.

Апробация новых форм работы с детьми

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18

4.Е.Черенкова Развивающие игры с пальчиками. – М.2010.

5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Рисование на тему «Дождик, дождик пуще»,

«Листья желтые летят»

Участие в конкурсе «Золотая осень»

ноябрь

Знакомство детей с техникой рисования ладошкой.

Подарок ко дню матери «Букет для мамы»

Оформление папки передвижки ко дню матери. Оформление стенгазеты на тему «Здоровый образ жизни»

декабрь

Составление презентации «Домашние птицы»

Знакомство детей с техникой рисование пальцем.

Рисование пальцем «Раскрась хвост петушку», «Украсим елочку шарами».

Участие в проекте «Покормите птиц зимой», участие в конкурсе «Лучшая новогодняя игрушка»

январь

Апробация новых форм работы с детьми

«Развивающие игры с пальчиками» Е.Черенкова

Рисование на тему «Вот зима кругом», «Снег идет»

«Бусы для Кати»

февраль

Знакомство детей с техникой печатания карандашом

Рисование подарка папам по тематике: «День защитника отечества» «Галстук для папы»

Подарок папам на день защитника отечества

март

Знакомство детей с рисованием ватными палочками

Обыгрывание сюжетов: «Угостим маму пирогами», выполнение подарка маме ко дню 8 марта «Цветок в вазе»

Подарки мамам на 8 марта

апрель

Составление презентации на тему «Космос»

Коллективная работа, посвященная дню космонавтики «На ракете мы летим, все изведать мы хотим»

Оформление папки передвижки ко дню космонавтики. Участие родителей в проекте «Полет в космос»

май

Оформление выставки «Наши ладошки»

Коллективная работа «Тюльпаны расцвели»

Консультация для родителей: «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г.

Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г....

План Профессионального саморазвития на 2016-2017 учебный год

Тема по саморазвитию на 2016 – 2017 учебный год:«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста черездидактические игры»....

План профессионального саморазвития «Развитие математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» на три года

Цель методической разработки: Повысить теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентность по развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Планпрофессионального  саморазвитияТема:«Психологическая готовность детейк шк...

План работы по самообразованию 2017-2020 учебный год

ТЕМА: «Познавательное  развитие детей раннего возраста посредством опытов и экспериментов»ЦЕЛЬ:Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское эксперим...

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога на 2023-2025 учебный год.

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога....