"Игровые технологии как средство развития творческих способностей у ребенка".
консультация на тему

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Консультация для педагогов.

       Игровые технологии  как средство развития творческих способностей у ребенка.

             Игровые технологии для развития художественных  способностей дошкольника.

                                                                                Воспитатель 1КК  Голдина Е.Г.

                                                              МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95».

. Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради учения. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

«В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна».

В воспитании ребенка активно используется игра как средство взаимодействия с ним, общения на его языке, а также развития его навыков и способностей с максимальной эффективностью.
Любая, правильно организованная игра, готовит ребенка к взрослой жизни, расширяет кругозор, и создает модель взаимодействия людей между собой, с предметами и животными. А развивающие игры для детей помогают в освоении необходимых навыков, способностей, черт характера, которые реализуют личность в полной мере.
 Главной задачей в развитии детей дошкольного возраста мы видим целостное развитие ребёнка, создание условий для реализации индивидуальных особенностей.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Использование игр на занятиях позволяет узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка, активизировать познавательный интерес детей. Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
Используя игровые технологии, можно решать как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обучения, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, снятие коммуникативных барьеров. Но, необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели. 

Основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, нужно обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Польза рисования

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 Кляксография с ниточкой.

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование картошкой, пальцем, луковицей.

КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.

РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком указательного пальца - хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот.

ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.

РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.

Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества.

Дидактическая игра «Симметричные предметы (кувшины, вазы, горшки)».

 Цель: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара. Материалы: шаблоны кувшинов и ваз, разрезанные по оси симметрии.

 Ход игры. У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Дидактическая игра:  «Из какой росписи птица».

 Цель: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа. Материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов.

Игровое действие: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству.

Дидактическая игра «Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)».

 Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

 2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Дидактическая игра «Собери пейзаж». 

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осень, лето, весна, зима). Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

 Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.

Музыкально-игровая деятельность – мощное средство приобщения ребенка к музыкальному искусству, так как в процессе нее с помощью определенных знаний, умений и навыков происходит восприятие музыки и воспроизведение силами и возможностями ребенка конкретного, пусть самого небольшого, музыкального построения.

Ребенок выступает не как пассивный наблюдатель, а как активный созидатель, творец.

Музыкально - игровая деятельность, в силу своей специфики, является средством, дающим возможность самовыражения, способом утверждения своего «Я», что является активным стимулом для формирования важных качеств личности.

Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Поддерживать этот интерес под силу нам  взрослым, которые окружают  ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Для работы с детьми хорошо  иметь достаточно разнообразные простейшие инструменты. Желательно, чтобы они были сделаны из материалов, обеспечивающих лучшее звучание: дерево, пластмасса, косточки. Чтобы обогатить музыкальный опыт дошкольника лучше чередовать инструменты различного тембра. Играя на самодельных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только услышать эту музыку.  Немного фантазии и желания, и в результате получаем «шумелки», «стучалки», «шуршалки», «звенелки». Эти загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, а дошкольники познают мир через игру.

Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать,  откуда берутся звуки, ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль. Вовлечение дошкольника в процесс  создания детских музыкальных инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность.

Игра «Погремушки».

Цель: испытать, какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов. «Звонкие бутылочки»: испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненными водой, песком.

Игра «Угадай, что шуршит, что гремит».

Цель: узнать с закрытыми глазами разные звуки (разрывания или когда сминается бумага, колебания фольги, когда насыпается песок, переливается  вода.)

Игра «Дождик». 

Цель: учить детей с помощью музыкальных инструментов передавать образы природы, изменяя характер звучания, способ игры на инструменте.

Содержание задания: прошу детей вспомнить и рассказать, наблюдали ли они за дождиком, какой он бывает; предлагаю с помощью металлофона и треугольника изобразить разный дождик: а) весенний звонкий и весёлый; б) летний ливень; в) осенний грустный и назойливый.

Игра «В лесу».

Цель:  учить детей с помощью музыкальных инструментов изображать животных – зайца, медведя, лису, птицу.

Содержание задания: прошу детей вообразить, что они находятся в лесу, там живут разные звери и птицы. Многие из них хорошо знакомы детям, поэтому можно представить их себе и показать с помощью музыкальных инструментов.

Выбрав музыкальные инструменты (металлофон, барабан, треугольник), дети пытаются передать звуки леса. На металлофоне изображают, как скачет зайчик, на барабане – шаги  медведя;  на гитаре – как тихо крадётся лиса; на треугольнике – птица.

Игра «Определи инструмент».

Игровой материал:  металлофон, колокольчик, деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают.

 Игра «Слушаем внимательно».

Игровой материал. запись инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.).

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

 Игра «Громко - тихо»

Цель.

Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания

музыкальных инструментов

.Использование игровых технологий на занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, позволяет снизить эмоциональные и физические нагрузки на ребенка, воспитывает, формирует личность, способную к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции. 
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

 Создавайте в группе благоприятные социально- психологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников.

  • Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности.
  • Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде. • Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.
  • Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.
  • Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

Театрально - игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческие способности у детей необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Театрально - игровая деятельность самая доступная для детей дошкольного возраста и она лучше всего развивает твор...

Интерактивное ток-шоу «Театрально игровая деятельность ,как средство развитие творческих способностей детей»

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в разных ролях...

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников...