Семинар "Маленьким детям - большие права"
учебно-методический материал по теме

Морозова Светлана Геннадьевна

 «Отношение к детям - безошибочная мера

духовного достоинства человека»

Янка Брылъ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_malenkim_detyam_-_bolshie_prava.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов  «Маленьким детям — большие права»

 «Отношение к детям - безошибочная мера

духовного достоинства человека»

Янка Брылъ

Цель: повышение правовой культуры педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей;

2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка;

3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.

Доверчивы глаза детей, и ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный тот покой никто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза ни от обид, ни от печали.

И, словно солнышко, всегда  улыбка на лице сияет!

Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правах детей. Потому что нет счастливой, свободной, интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться.

Но вначале я предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте!»

Давайте встанем и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:

В России принято пожимать друг другу руки.

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

- Большое спасибо, присаживайтесь.

Я вижу на ваших лицах появились улыбки и вы готовы к дальнейшему общению.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.

- В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции в 1989 году стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права. Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право.

        Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Основной работы педагога является совместная деятельность взрослого и ребёнка. Использование сюжетов известных сказок в ознакомлении с основными правами и свободами человека поможет воспитателю в работе с детьми.

Разминка  «Права литературных героев»

(воспитатели по очереди берут карточки с вопросами из коробки)

• В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? («Красная шапочка»«Серая шейка»«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)

• Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка»«Заюшкина избушка» и др.)

• В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)

• В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»«Хаврошечка»)

• Какое право нарушила Баба-Яга в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)

• Каким правом пользовалась лягушка в сказке "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)

• Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

• Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

• Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)

• Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)

• В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

• Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?» (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).

• В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович»«Госпожа Метелица»«Сказка о попе и о его Работнике Балде»).

• В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)

- Вам не приходилось задумываться, чем мы отличаемся от иностранцев, кроме загадочной русской души?

Один директор лицея, побывав в Калифорнии по обмену опытом работы, рассказал о том, как свободны и непосредственны в общении американские школьники. О чем бы их ни спрашивали через переводчика, они спокойно дают ответ, без волнения и напряжения. И какова реакция наших детей? Они толкают друг друга, говорят неуверенно, смотрят на учителя.

Складывается впечатление, что нас, начиная с нашего рождения, знакомят с обязанностями, а их – с правами. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо начинать работу по соблюдению и защите прав ребенка. Именно в семье и дошкольном учреждении происходит нарушение прав детей.

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

Решение проблемных ситуаций

Ситуация 1. Проанализируйте действие воспитателя.

Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо. И у Данила тоже. Он всегда был последним, что его очень огорчило. Воспитатель сказала, что этому можно научиться, если он постарается. Данил дома попросил папу научить его хорошо прыгать. Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере?

Ответ. Воспитатель учел развивающееся самосознание ребенка и подсказал ему путь совершенствования своих возможностей.

Ситуация 2.  Проанализируйте действие воспитателя.

Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди.

Милана захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала«Я - бабушка». Руслан, не хотевший никого пропускать, спросил«Старенькая, да?»

- Конечно, бабушки всегда старенькие,- ответила Милана.

- Тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать,- рассудительно заметил Руслан.

Воспитатель похвалила мальчика«Молодец, Руслан, хорошо поступил».

Ответ. В игре «Магазин» у детей воспитываются чуткость, предупредительность, уважение к старшим. Воспитатель косвенно влияет на игру, вызывая у детей желание поступать правильно.

Ситуация 3. Проанализируйте действие взрослого.

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку. Какие права ребёнка были нарушены?

Ситуация 4. Проанализируйте действие взрослого.

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама… что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Блиц - опрос

• Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь).

• Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)

• Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей, независимо от пола).

• Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью)

• Какой стиль воспитания несовместим с правами ребёнка? (Авторитарный).

• Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя).

• Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)

• Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки)

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. (Упражнение выполняется под музыку). Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

В жизни можно по-разному жить: В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.

А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать И подарить его людям.

Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарим за активное участие и сотрудничество!

Берегите своих детей

Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились.

Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног, Совладеть с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок, Или ручки протянет дочка…

Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите.

Это счастье, – короткий миг. Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают, как снег весной, Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом, О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливее всех. Берегите, пожалуйста, детство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленьким детям – большие права" Театрализованное развлечение по правам ребенка

Цель:— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.— Развивать умение рассуждать и делать выводы....

Проект на тему: «Маленьким детям – большие права» для детей старшего дошкольного возраста

Мы взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственн...

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...

Проект по правовому воспитанию дошкольников на тему: «Маленьким детям - большие права» для детей старшей группы

Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств. Задачи Создать условия для: • Ознакомления детей в соответствующей возрасту...

"Маленьким детям-большие права" (развлечение по правам ребёнка для старшей группы)

quot;Маленьким детям-большие права" ( развлечение по правам ребёнка для старшей группы)...

Сценарий развлечения по правам ребенка «Маленьким детям - большие права»

Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.Задачи:- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;- обобщить знания детей об их гражданских правах и обяза...

Театрализованное развлечение по правам ребенка в старших и подготовительных группах Тема: "Маленьким детям – большие права"

Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Задачи: - закрепить знания по Конвенции о правах ребенка; - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанн...