"Моя педагогическая философия"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Шайдуллиной Лилии Фаритовны
музыкального руководителя высшей квалификационной категории
МБДОУ «ДС «Дельфин»
Каждому Бог отмеряет талант:
Кто-то поэт, пейзажист, музыкант.
В каждом ребёнке есть дар от рожденья,
Только раскрыть его нужно терпенье.
Это под силу лишь только тому,
Кто выбрал однажды дорогу одну:
Щедро любовью детей одарять,
Знания, умения свои отдавать.
Кто же, вы спросите, этот мечтатель?
Знают все дети, что он Воспитатель!
(Н.Н. Федорина, воспитатель по ЛФК
МАДОУ ЦРР ДС «Дельфин»)
О своей профессии я мечтала с детства. Самые яркие детские воспоминания – как я танцую, пою, выступаю на утренниках. Я знала, что моя дальнейшая профессиональная жизнь будет связана с музыкой и детьми. И целенаправленно шла к этому.
После окончания музыкального училища несколько лет проработала в музыкальной школе. Но душой и сердцем всегда тянулась в детский сад.
Дошкольники – это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, примет и полюбит то, что тот ему предлагает.
Любовь к детскому саду, малышам передалась мне от мамы, которая более 25 лет проработала в детском саду с детьми раннего возраста. Видя, как к ней тянутся дети, постоянно удивлялась, как ей хватает терпения оставаться такой спокойной, доброй, ласковой. Со временем поняла, что залогом её успеха, доверия к ней была искренняя любовь к детям.
Ведь это так важно, когда с тобой рядом человек, который принимает тебя таким, какой ты есть, радуется твоим успехам, видит в тебе природные задатки и верит в огромные творческие возможности, заложенные в каждом человеке.
Смысл жизни каждого человека – реализовать свой творческий потенциал. Жизнь интересна, разнообразна и главное в ней – не затеряться, «найти себя»! Я «нашла себя» в музыке и детях, в которых растворяюсь душой и сердцем!
Музыка для меня - это «поющая» педагогика, это, прежде всего средство общения с детьми, которые дарят свою любовь и привязанность, возможность творчески работать, погружаясь в мир фантазии, игры и сказки.
Главная цель моей музыкально-педагогической деятельности – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превратить их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах классической музыки, народного творчества, то есть прививать вкус и любовь к прекрасному.
Сегодня, в нашем современном мире происходят постоянные изменения не только в социально-экономической, политической сфере, но и даже в природе. И дети стали другими, и их родители не такие, какими были их предшественники, и говорят они на каком-то другом языке. Вся жизнь становится непредсказуемой.
Как же быть успешным в современном изменяющемся мире? Как обрести чувство уверенности, удовлетворённости? Очевидно, что для этого нужно измениться самому, поменять отношение ко всему происходящему, найти в нём не только отрицательные стороны, но и положительные. А самое главное – нужно быть психологически готовым к изменению Сознания. Также и по отношению к воспитанию детей. Важно сформировать у них способности к самоизменению, самообразованию, умение спокойно и адекватно отвечать на различные вызовы действительности, гибко и творчески реагировать на неожиданные обстоятельства, развивать ответственность, целеустремлённость. Именно эти качества входят в понятие деятельностных способностей, развитие которых чрезвычайно важно для современного человека и без которых он не сможет быть действительно успешным. А закладываются эти способности уже в дошкольном детстве.
Главное для меня – это не столько развитие музыкальных способностей (хотя это тоже важно!), сколько целостное развитие личности ребёнка, раскрытие его творческого потенциала средствами музыкального искусства. Необходимо подготовить детей не к обучению в музыкальной школе, а к радостной, творческой жизни в сложных и неопределённых условиях.
Я радуюсь тому, что каждый мой воспитанник по-своему индивидуален, что нет похожих друг на друга детей! Поэтому не делю их на плохих и хороших, а просто пытаюсь подобрать «ключик» к сердцу каждого ребёнка.
Если бы меня спросили: «А как же всё-таки научить музыке этих непоседливых и так непохожих друг на друга детей?», я бы сказала, что рецепт мой прост: «играй, танцуй и пой со мной. Я всегда нахожусь в творческом процессе вместе с детьми, выполняя, прежде всего роль их наставника, мудрого советчика.
Ещё В.Г.Белинский предупреждал, что «детская душа – инструмент тонкий, нежный, и обращаться с ним нужно бережно, чтобы не испортить, не сломать его». Поэтому в общении с воспитанниками я стремлюсь создавать атмосферу радости, удовольствия, чтобы от каждого соприкосновения с музыкой дети ожидали чуда, волшебства и верили в то, что они сами и есть настоящие волшебники, способные дарить друг другу красивые поступки, тепло доверительных отношений, радость общения и понимания. Если что-то не так у них получится – то ничего страшного: «Я ещё не волшебник, я только учусь».
Чтобы стать настоящим Волшебником, необходимы опыт, уверенность в своих силах. Поэтому я использую любую возможность, чтобы подчеркнуть волшебные свойства творческого воображения в различных играх и деятельности. Процесс «превращения детей в Волшебников очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, даётся толчок к развитию Сознания. При этом важно воспитывать не только Умных Волшебников, но, в первую очередь Добрых. Злой Волшебник – это ужасно! К сожалению, в мире их немало, и мы постоянно наблюдаем борьбу Добра и Зла. Важно, чтобы дети поверили, что Добро всегда побеждает Зло – как в сказках. Детям важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» (творческим воображением) накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки!
Лев Николаевич Толстой говорил, что в процессе образования важно не развитие, а цель развития – создание гармоничного человека. Педагог уподобляется плохому ваятелю, если он вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает лишнее, раздувает, искажает. Если ребёнок не научится творить, то и в жизни он будет лишь копировать, подражать, вытворять, в конце концов.
Конечный продукт образования – Человек. Но какой Человек? Гармоничный, целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств. А если исходить из того, что конечная цель образования – целостный и гармоничный человек, то в первую очередь таким должен быть и сам педагог. Именно педагог оказывает непосредственное воздействие на ребёнка, а не те знания, которые он преподаёт.
Я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли чуткими, доброжелательными, способными сопереживать, пробуждаю и сохраняю у них живой интерес к миру, который их окружает. И понимаю, какая огромная ответственность лежит на мне как на человеке, педагоге, который взращивает «плоды своего труда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...