Эссе "Моя педагогическая философия"
материал по теме

Кашина Надежда Ивановна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc50.76 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Господи!

Ниспошли детям счастливую

долю, помоги, благослови их усилия.

Не легким путем их направь.

но прекрасным.

А в залог этой просьбы прими

единственное мое сокровище

- печаль. Печаль и труд.

Януш  Корчак.

 Молитва воспитателя

Всегда завидовала врачам, которые перед получением своего медицинского статуса дают клятву Гиппократа: «... Я буду лечить больных на пользу их здоровью, сообразно с моими силами и моим разумением... стараясь не причинять им ничего недоброго и вредного... не имея никаких дурных умыслов...»

С педагогов и родителей такой клятвы не требуют. Видимо, из опасения сделать их клятвопреступниками. Да и что же такое «польза» в педагогике? Весьма условное понятие.

Человек - существо разумное: он думает (мыслит), говорит и действует с пониманием, осознает свои чувства, поступки и дела, может предвидеть результаты своих действий, придумывать и делать инструменты, машины и приборы, создавать произведения искусства (творить). Человек неповторим; своеобразен по внешнему виду, особенностям характера и поведения.

Воспитание - всегда выбор, всегда альтернатива. А у истинного педагога выбор должен делаться не в пользу метода и не в пользу общества, коллектива или государственности, а в пользу личности ребенка.

У  воспитателя две трудные проблемы:

первая: как вырастить доброго и честного, правильного человека; вторая: когда вырастишь доброго и правильного человека, то как ему жить?

Все революции, вся борьба, все страдания людские ради одного -чтобы талантливым, честным и добрым людям жилось лучше, чем бесталанным, бессовестным и бессердечным.

Но социальная справедливость - вопрос политики, а не педагогики. Педагоги жизнь не переделывают, не воспитание решает судьбы мира. Только очень наивные люди думают, что что-то изменится от фраз, начинающихся со слова «пусть»: «Пусть каждый на своем месте работает, и все будет хорошо», «Пусть каждый займется собой, постарается быть добрее, и все будут добрые», «Пусть каждая мать воспитывает хорошего человека, и мир превратится в рай». Пусть - то пусть, да не получается. Нужно очень много условий, для того, чтобы наше «пусть» приобрело хоть какую -нибудь силу, а без этого оно скрывает обман. Вместо серьезного

Рассуждения такого рода, с виду безукоризненно логичные, подозрительны своим удобством. Это очень удобные рассуждения! А в нравственной жизни все, что удобно, то скорее всего ложно.

Каждый из нас хоть иногда слышит голос совести. Но жить по совести трудно, а иной раз совесть толкает буквально к гибели. А жить - то хочется. Поэтому каждому человеку для выживания вместе с совестью дана еще и антисовесть - тот внутренний голос, который утишает голос совести, опровергает его или просто заставляет замолчать.

Совесть, есть решительно у всех; нет человека без совести, как нет человека без сердца. Но есть люди с такой сильной антисовестью, что совести в них и вовсе не заметишь. Заглушена.

Воспитывать честных и добрых детей некоторым очень легко, не нужно почти никаких усилий; а некоторым - неимоверно трудно. Но совесть мучит. И тогда усиливается голос антисовести: «И не надо честности, пропадешь с ней». Голос антисовести обычно подкрепляется услужливым здравым смыслом. Например, говорят же - тяжело в учении, легко в бою. Так что же будем с детства готовить ребят к тяготам жизни?

Совершенно очевидно, что для физической закалки и приучения к дисциплине солдатам необходимо тяжелое учение. Но духовные законы не те, что законы физического развития. Для закалки духа нужны идеалы, представление о счастье, здоровая нравственность. Без идеала нет ни воспитания, ни жизни. Общечеловеческие ценности вечны, как мир, как солнце, как времена года. Они исчезнут с исчезновением жизни на земле.

Если нет у ребенка вечеров с теплыми бликами настольной лампы, с негромкими спокойными голосами, с красивой музыкой, с мягкими прикосновениями, с мирными беседами о событиях дня, такой ребенок многое теряет, а воспитание во многом проигрывает.

Необходимо стремиться воспитать сильный характер. Крепкий духом человек не ждет от жизни легкой удачи.    Он здоров! Он не предается унынию, не впадает в отчаяние, он не теряет веру в жизнь после первой же беды. Он видит в людях не одно лишь дурное, но и доброе. Он способен улыбнуться, наконец! Он знает счастье и верит в него и не может прожить без других людей.

 Кашина

 Надежда

 Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...