Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
статья по теме

Евсеева Наталья Александровна

Наше  время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей

 дошкольного возраста

Наше  время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Мы предлагаем создать  модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в детском саду, что обеспечит полноценное развитие ребенка.

Для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, необходимо создать условия.

Для этого необходимо:

1. Отслеживать социально-психологического статус и динамику развития ребёнка.

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация двигательной активности, формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем с воспитателями, специалистами и родителями.

4.Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Таким образом, будет осуществляться психологическое сопровождение детей 4-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Где должны сочетаться разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический.

Диагностический блок.

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста.

I этап – Первичная диагностика.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

  1. Развитие психических процессов;
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы;
  3. Индивидуальные особенности.

III этап – Итоговая диагностика (констатирующая). В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.

В течении года с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Занятия должны иметь определённую направленность в соответствии с возрастом.

Занятия должны быть разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности.

Консультативный блок.

Данный блок составляют 2 направления:

  1. Работа с родителями (проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия).
  2. Работа со смежными педагогами-специалистами.

Данная работа сможет помочь привлечь к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей, информировать специалистов и родителей о возрастных особенностях детей, информировать о теме и содержания занятий с детьми, рекомендовать игры и упражнения для закрепления и повторения материала, организовывать совместную деятельность родителей и ребёнка, получать ответы на вопросы.

Методический блок.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Оформление документации:

- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.

Оснащение:

- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей.

Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Список литературы:

  1. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.
  2. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей М., 1998.
  3. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. Е.П.Раевская и др. М., 1991.
  4. Осипова А.А., Малашинская Л. И Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет. М., - 2002.
  5. Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.